Поклонники группы Мельница ждали концерта с самой весны. Он был запланирован на март, но по некоторым обстоятельствам пришлось его отменить. Конец весны, лето и начало осени прошли в ожидании: ведь должна же Мельница все-таки махнуть своими крыльями и утешить огорченных слушателей. Отрадный бенефис в Москве прошел, в итоге, 12 ноября в Арене.
Официальное время начала концерта было позднее — 21.00. К половине девятого танцпол перед сценой был утрамбован до середины зала, а плотная очередь на улице заворачивала за угол от входа и тянулась вдоль дороги. Публика развлекалась перекидыванием больших воздушных шаров, которые принесли и надули несколько зрителей. Ровно в девять зал затеял приветственно-вызывающие вопли и аплодисменты. Напрасно. Музыканты появились только без четверти десять, быстро раскидали со сцены шары. Под отдельные приветствия вышла Хелависа с арфой, прикрепленной к поясу и плечу.
- Добрый вечер, - поздоровалась певица. – Давно не виделись. Скажите, что это за шарики? Мило, но я хочу понять, что это за флуктуации континуума?
Зрители кое-как объяснили, что это просто от счастья из-за состоявшегося выступления. Хелависа предупредила, что концерт не совсем обычный. С одной стороны, у группы уже в традицию вошло играть в ноябре в этом зале. А с другой стороны, это «воплощение несостоявшегося концерта 7 марта», тут она пообещала все искупить и загладить. Искупление началось с песни «Далеко» и поначалу шло ни шатко ни валко. Странный звук, в котором соло арфы большей частью терялись, голос, почти не слышный за гитарами и барабанами. Но несколько позже ситуация со звуком выправилась в лучшую сторону, хотя партии отдельных музыкальных инструментов и голоса непостижимым образом так и не хотели складываться в единый смысловой песенный поток. Несмотря на одновременность и синхронность звучания партии оставались какими-то параллельными, слишком выпуклыми, чтобы слиться в гармоничном ансамбле.
После песни «Океан» Хелависа удивилась:
— Такая песня клевая, что мы ее так давно не играли?
И тут же сама себе и объяснила:
— Лохи!
Зал почему-то стал требовать «На север».
— Вам что, жарко, что ли? — удивлялась группа. Хелависа напомнила, что «На север» — это уже конец программы, а им еще хочется поиграть и попеть. В конце концов, в особо громкого крикуна она пригрозила кинуть шариком, чтобы концерт для него закончился, раз так хочется.
Мельница выглядела в этот раз совсем просто и по-домашнему. Обычные штаны и кофты не имели ничего общего со сценической одеждой, Хелависа в фиолетовой кофте в тон арфе смотрелась так, будто забежала на минутку по-соседски. Музыканты, рассредоточившись по сцене, покачивались в такт музыке. Хелависа, отягченная арфой, тоже не стремилась куда-то бегать. С одной стороны, можно сказать, что визуальной части концерта, считай, и не было. Но с другой стороны, за счет такого вида музыкантов создавалось впечатление чего-то близкого, не вычурного, но напротив стремящегося не выделяться резким контрастом.
В начале программы группа впервые исполнила композицию «Одной крови». Интересная песня, такая расслабляюще-ленивая, тягучая и солнечная вначале, с обязательными флейтой и виолончелью, к концу перешла на едва ли не маршевый ритм. Теплый невысокий голос Хелависы скользил поверх музыки, рассказывая такие знакомые истории под небесные и воздушные звуки арфы. Каждый пассаж вокала добавлял новых ощущений во впечатления от песен. Зрители стояли смирно, будто зачарованные музыкой и журчанием голоса. Иногда на начало особенно полюбившихся песен или энергичных вокальных экзерсисов, зал разражался аплодисментами. Первая половина концерта была этакой созерцательной. Неспешная флегматичная музыка, гипнотический вокал. Но на «Ночной кобыле» произошел перелом в сторону более насыщенной и сочной энергетики, сильной подачи, в конце концов, рок-составляющей. Хелависа отставила арфу. Оживившись без дополнительной тяжести, сняла микрофон со стойки, задвигалась по сцене. Флейтист Сергей Заславский так увлекся совместными танцами с гитаристом на другом конце сцены, что едва не пропустил момент, когда ему надо было вступать. К своему микрофону бежал бегом, но успел.
В середине концерта музыканты ушли со сцены, оставив одного Дмитрия Фролова. Он развлекал публику драм-соло, показывая весь свой драммерский талант лицом. Для пущего эффекта даже сменил палочки с обычных на другие, с большими наконечниками. В конце соло Дмитрий вышел из-за барабанной установки, показал залу, как сильно он устал, поблагодарил всех, выкинул палочки в толпу и ушел.
— И это весь концерт? — заволновались зрители. — Как-то непохоже, что они еще вернутся.
Но они вернулись. Не сразу все, постепенно. Вначале Хелависа с гитаристом Сергеем Вишняковым на пару исполнила «Королевну», усевшись на монитор. Задушевные и печальные переливы голоса и гитары сплелись в проникновенной, филигранно выверенной сказке. Не перебиваемая тяжеловесными звуками электрогитары и баса, песня лилась особо мягко, нежно. Так, как будто бы она и должна звучать. Чуть позже к вокалу Хелависы добавила свой голос Ирина Сурина. Ирина в пышной длинной юбке выглядела оперной примадонной, заскочившей на огонек. Для давних поклонников Мельницы она совсем не новое лицо. Она участвовала в записи альбома «Дикие травы» в 2009 году. На концерте она вместе с Хелависой исполнила две песни «Двери Тамерлана» и «А если бы он». Совместные композиции превратились в неземную песнь с хрустальными фразами арфы и ангельскими голосами певиц, которые то унисоном вели общую линию, то полифонически расходились, взбираясь все выше и выше. Вокал Ирины, несомненно, украсил песни Мельницы. Интересно, что из Суриной и Хелависы получился именно дуэт, очень органичный, где ни одна не перебивала, не затеняла другую, выходя на первый план. Напротив, голоса дополняли друг друга, раскрасив обе песни новыми вокальными красками. К счастью, еще раз услышать этот дуэт на концерте удалось во время выступления группы на бис. Ирина присоединилась к исполнению «Невесты полоза».
На всех интернет-страницах, рекламировавших концерт, было объявление о том, что группа убедительно просит зрителей не курить в зале. Такие же объявления висели на стенах Арены. Удивительно, но публика приняла это во внимание. На танцполе так, практически, и не курили. А если кто все же не мог сдержать свои наркотические позывы, то удовлетворял их в две затяжки, растаптывая потом сигарету по полу, так как пепельниц не было нигде. Основная масса курильщиков устроилась у самого выхода из клуба. Отсутствие удушливой сигаретно-дымовой завесы пришлась по душе многим. Особенно, конечно, тем, кто пришел вместе с детьми, решив устроить семейный культурный поход и приобщение к отечественному фолку.
Концерт Мельницы получился совсем осенним: теплым, домашним, самую малость грустным. Неспешность и задумчивость сменялась взволнованным напором, Хелависа наполняла зал энергией своего голоса, а музыканты — звуками гитар, флейты и виолончели, пульсом ударных. И несмотря на не слишком качественный звук, Мельница смогла сказать то, что хотела.
Сет-лист:
1. Далеко
2. Океан
3. Шелкопряд
4. Ветер
5. Одной крови (первое исполнение)
6. Неперелетная
7. Река
8. Ведьма
9. Ночная кобыла
10. Зов крови
11. Прялка
12. Фрола соло
13. Королевна
14. Неукротимое племя
15. Двери Тамерлана (вместе с Ириной Суриной)
16. А если бы он (вместе с Ириной Суриной)
17. Кувшин
18. Дорога сна
19. На север
20. Шаман
21. Господин Горных Дорог
22. Волкодав
Бис:
23. Травушка
24. Невеста Полоза (вместе с Ириной Суриной)
25. Мора
Выражаем благодарность C.A.T. за предоставленные аккредитации.
Buldozerist
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).