Мёртвые тоже могут. А эти — могут всё. Например, шестнадцать лет назад разойтись в разные стороны, а затем будничным тоном сообщить, что работают над новым альбомом. Впрочем, иногда мёртвому должно быть мёртвым — «Anastasis», дополнивший в нынешнем году дискографию Dead Can Dance, оказался отнюдь не тем диском, который стоило ждать столько времени. Дело в том, что за шестнадцать прошедших лет все предыдущие альбомы магических австралийцев превратились в те вехи, от которых отсчитывается начало новых музыкальных жанров, стали эталоном и ординаром. И беда новорождённой работы Dead Can Dance в том, что сравнения с собственным же наследием она не выдерживает, ставя слушателя в неудобное положение: говорить плохо о таких вещах невозможно, но и ощущение того, что новое полотно оказалось писанным засохшими красками, разведёнными на скисшей воде, не спрятать. Впрочем, даже знакомство с «Anastasis» не могло победить тот трепет, который любой человек доброй воли был обязан испытать при появлении на улицах города афиш с легендарным именем.
Тот трепет не могло развеять даже утомительное ожидание, скрасить которое ближе к восьми вечера вышел некий интернациональный дуэт. Двое мужчин извлекали невероятные звуки из экзотических инструментов, но нагоняли лишь тоску и дрёму. Как оказалось чуть позже, впрочем, разогрев был подобран крайне удачно — он настроил на нужную волну восприятия, без которой наблюдать долгожданное выступление Dead Can Dance было бы трудно. Однако на тот момент никаких подобных мыслей не возникало, а когда на сцене, заставленной различными инструментами — клавишными и перкуссией — появились долгожданные и чаемые. Открыло концерт почти сольное выступление Перри в рамках шаманской и, что называется, программной песни «Children of the Sun» — семь минут баритонального речитатива с привязчивым ритмом. Вслед за ней — «Anabasis», в которой царит вокал Джеррард. В одном из многочисленных обсуждений группы в американском интернете можно наткнуться на следующий диалог (в комментариях к концертному видео на YouTube, если быть дотошным): первый собеседник заявлял, что «Лиза Джеррард поёт голосом ангела». Второй возражал — «нет, это ангелы поют голосом Лизы». Так вот, это сущая правда. Этот голос проникает в самое нутро и заставляет вибрировать кости и требуху, заставляя поражаться, что в связках этой женщины таится такая мощь. И если бы не она, то впечатления от концерта оказались бы куда хуже, чем в итоге. Почему же они вообще посмели выкристаллизоваться в отрицательные? Да потому, что Dead Can Dance сочли свой новый альбом куда важнее, чем всё творчество до того, а потому предложили людям, больше десятка лет ожидавшим этого события (краткий реюнион две тысячи пятого года, между прочим, застали отнюдь не все по различным причинам) программу, в которую вошёл «Anastasis» целиком, кавера на греческих и арабских исполнителей и несколько востоковедческих опытов прошлых лет. Восток — дело тонкое, и Dead Can Dance, несмотря на принадлежность к англо-саксонам, многое взяли из наследия Азии — от пыльного Магриба до изысканного Китая. И именно ориентальную часть своего творчества Перри с Джеррард решили демонстрировать в этом туре.
Так вот, «Anabasis» — один из самых удачных номеров нового альбома, который и задал тон дальнейшему концерту. Новый альбом Dead Can Dance в принципе основан на восточных гармониях, но живьём, как оказалось, Перри, Джеррард и их молчаливые помощники умножают эту пряную сладость музыкального рахат-лукума раза в два, что не так уж просто вынести за один присест. И здесь бы в самый раз пришлись помпезные гимны с «Within the Realm of a Dying Sun», однако, их не случилось. Вместо того из закромов извлекались другие отчётливо-арабские номера, перемежавшие материал с «Anastasis». Впрочем, даже странный сет-лист не мог сравниться с той негативной неожиданностью, которая случилась в середине концерта: Перри впервые взял слово и обратился к залу, оповестив тот, что посвящает следующую песню Pussy Riot. С некоторых пор, конечно, это стало хорошим тоном для многих концертов — достаточно посмотреть на обложки зарубежных журналов, на которых до сих пор появляются акционерки в идиотских масках. Однако, никто из музыкантов, видимо, не задумывается о том, что люди приходят на их концерты отдохнуть от утомившей реальности — а Dead Can Dance великолепно подходят для двухчасового эскапизма — а вместо путешествия в небесные высоты им вновь напоминают о том, о чём хочется забыть хотя бы на несколько десятков минут: политике и социальной грязи. Впрочем, если судить по одобрительному гулу с трибун, который после песни даже оформился в лозунг «Свабодупусираёт!», многие предпочитают держать реальность неподалёку, не сбегая от неё. Хотя реакция зала на происходящее вообще была специфической — среди оваций то и дело возникали одобрительные, но не проходящие в рамки цензуры выкрики, которые бы неплохо смотрелись на стадионном рок-концерте, но отнюдь не на сеансе медитативного экзорцизма в исполнении Dead Can Dance.
Можно сетовать на странную программу, однако, необходимо помнить, что в данном случае следует быть довольным и тем, что было — Dead Can Dance это не увядшие герои рокенролла, готовые гостить в России по три раза в год. Нет никаких гарантий, что после окончания тура Лиза и Брендан не решат вновь прекратить существование проекта, после чего шанс увидеть тех самых, настоящих Dead Can Dance вновь будет казаться таким же призрачным, каким был до этого года. В конце концов, любимые песни не исчезнут с альбомов, на которых находятся, а удовольствие слышать волшебное пение Джеррард живьём, неважно, в контексте какого материала оно звучит, не из тех, что случаются регулярно. Тем более, что в самом финале концерта произошло кое-что необычное: после двух бисов, когда, казалось бы, всё уже закончилось, а аудитория уже начала вытекать из зала по направлению к гардеробу, Лиза вышла вновь и исполнила «The Wind, That Shakes The Barley», ту песню, в которой её вокал пусть и не раскрывается во всю мощь, но пробуждает какие-то дикие примордиальные эмоции, выражающиеся в странном зуде около сердца. Две минуты настоящего чародейства, которых, если верить доступным сет-листам с предыдущих концертов этого тура, были лишены абсолютно все страны и даже Москва на следующий день. Не это ли чудо?
Сет-лист:
- Children of the Sun
- Anabasis
- Rakim
- Kiko
- Lamma Bada
- Agape
- Amnesia
- Sanvean
- Nierika
- Opium
- The Host of Seraphim
- Ime Prezakias
- Now We Are Free
- All in Good Time
Encore:
- Hymn for the Fallen
Encore 2:
- Rising of the Moon
Encore 3:
- The Wind That Shakes the Barley
Выражаем благодарность компании Светлая музыка за предоставленные аккредитации.
v_potemkah
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).