Этой осенью в Москву вновь один за другим приезжают отцы-основатели neofolk и darkwave – Тони Уэйкфорд (Sol Invictus), его бывший компаньон Дуглас Пирс (Death in June) и Дэвид Тибет (на этот раз со своим проектом Myrninerest). Выступления всех троих мне довелось посетить два года назад, но вернуться было решено лишь на Sol Invictus. Тони показался той золотой серединой, что уравновешивает крайности его коллег – мятущегося, инопланетного, мятежно-неистового Тибета и благостно-тоскливого, безнадежно монотонного Пирса. Первый задавил истеричной психоделией и эзотерическими откровениями, второй усыпил однообразием и скукой. Господин Уэйкфорд, напротив, доставил искреннее удовольствие, и сконструировал столь комфортную, обволакивающую атмосферу домашнего уюта, какую вообще мало у кого встретишь, и вряд ли скоро забудешь. На сей раз в Москву Sol Invictus приехали в сопровождении небезынтересного соотечественника Мэтта Хаудена и его проекта Sieben, который также вызвал серьезный интерес. Кроме того, вполне можно было надеяться на то, что группа познакомит слушателей с материалом готовящегося к выходу очередного альбома.
Концерт состоялся в недавно открывшемся клубе «ТеатрЪ». Я побывала в заведении еще накануне, и была впервые за очень долгое время приятно удивлена. Оказывается можно сделать клуб не в заброшенной глухой промзоне, посреди грязи, разрухи и груд строительного мусора, да еще и в плохо приспособленном для этого полуразвалившемся ангаре, а в хорошем историческом здании на вполне респектабельной улице, в данном случае – Старой Басманной. Шагая по ней и оставляя позади солидные офисные центры и презентабельные магазины, я думала, что, наверное, в новом клубе будет неплохо, да и «Ъ» на конце названия давал повод надеяться на лучшее – что-то традиционное старомосковское. Предчувствия не обманули. Просторный холл, ковровое покрытие полов, барельефы и «позолота» на стенах, с потолка свисают аккуратные люстры, туалетные комнаты чуть ли не роскошные и всюду чистота. Чувствуется желание дизайнеров оформить помещения в классическом стиле – чинно, благородно, по-старому. Говорят, здесь даже кондиционеры есть – летом проверим. Как известно, театр начинается с вешалки. Здесь и с этим все в порядке: большой гардероб готов принять огромную груду вещей и предоставить дешевейшую камеру хранения для сумок. Гардеробщики, охрана и прочий персонал подчеркнуто учтивы и вежливы. Клуб имеет два зала – большой (на 800 человек) и малый (на 200 человек), хотя, когда я оказалась внутри большого зала, возникло ощущение, что заявленная вместимость все же несколько преувеличена. Залы не в подвале. Вдоль стен стоят мягкие диваны, балконы отделаны белоснежной лепниной, присутствует обязательный театральный атрибут – тяжелый красный занавес, закрывающий сцену – и это правильно, зрителям совсем ни к чему подглядывать за работой техников и настройщиков. Для полноты картины не хватает только запрета на курение и звонков, возвещающих о начале спектакля. Функцию звонков взял на себя занавес. Около половины девятого тканевые створки разъехались по углам и открыли сцену, на которую через секунду стремительно выскочил Мэтт Хауден, – мы едва успели соскочить с диванов и отойти от глубокого гипнотического сна (до выхода артистов в зале звучали Boren Und Der Club Of Gore).
Английский скрипач Мэтт Хауден уже очень давно исполняет dark folk/neofolk в неоклассическом ключе, работает в одиночку и в студии, и на сцене, а главным его орудием труда служит скрипка, усовершенствованная дополнительными возможностями звукоизвлечения, а также педаль для повторения фрагментов. Этот довольно приятной наружности мужчина с напряженным одухотворенным лицом и нервными, порывистыми движениями внешне напомнил мне шведскую теннисную суперзвезду – Матса Виландера. Лихорадочно блестящие глаза и нетерпеливые жесты выдают в нем человека, необыкновенно увлеченного своим делом – и правда, трудно вспомнить еще одного музыканта, столь же трепетно и любовно касающегося своего инструмента, столь же захватывающе отдающегося магии его звучания. Одному ему исполнять свои произведения нелегко, многие вокальные и скрипичные партии идут минусом, и это производит не лучшее впечатление. Мэтт, тем не менее, очень старается: нещадно пилит по струнам ,заставляя свою скрипку играть на сто процентов ее возможностей, поет с вдохновением необычайным, и всячески подкупает своей искренностью. У него в портфолио множество пластинок, попадаются по-настоящему яркие и цепляющие композиции. Однако лучшим номером в его исполнении стала песня чужая, великая и беспроигрышная – «Trаnsmission» сами знаете кого. И он очень хорошо ее спел, разве что нервы оголил больше положенного. По сцене музыкант перемещается рывками, скачками, толчками, перебежками и ему довольно тяжко застывать перед микрофонной стойкой на время пения. В такие мгновения в качестве компенсации он осатанело раскручивает на пальце скрипичный смычок. Чрезмерная подвижность грозила обернуться травмами: распалившись от эмоций после ураганного исполнения той же «Transmission», он запутался в собственных ногах, споткнулся об оборудование, покатался на спине и предупредил зал, что в случае падения со сцены спасать следует не его самого, а скрипку. Всклокоченный, пышущий энергией и пленяюще простодушный, англичанин был тепло встречен публикой, так что по окончании его сета можно было уверенно сказать, что Sieben москвичам понравился и был принят не просто как приятное дополнение к хэдлайнеру, а как самостоятельный, заслуживающий внимания артист. Завершив выступление, Мэтт сорвал полноценную овацию, поразившую его самого, а затем горячо благодарил всех присутствующих. Очевидно, что для него, уже немолодого и до сих пор немногим известного музыканта, это очень важно.
Последовал короткий неутомительный перерыв, завершившийся оглушительным нойзовым интро и занавес вновь призывно раскрылся. Пятеро участников Sol Invictus уже заняли свои места, и застыли, как живые скульптуры. Эффектно, нечего сказать: мне такая церемонная театральная подача весьма симпатизирует. И опять не успели мы опомниться, как тишину разрезали бодрые аккорды «We Are The Dead Man». Изредка скромно улыбающийся аккомпанирующий состав прилежно вел свои инструментальные линии, но держался отстраненно. За наполнение программы эмоциями отвечал, в основном, Тони. Как и многие тучные люди, он кажется очень добродушным, непросто поверить что этот рассевшийся на стуле дядечка с акустической гитарой – автор таких болезненных мизантропических текстов. Тони сразу обратил на себя внимание прекрасно поставленным голосом, густым и зычным – возник вопрос, что же он такое делает в студии, чтобы звучать так невыразительно? Вживую значительно сильнее и лучше. В 2011 году он не смог продемонстрировать свое певческое мастерство во всем блеске по причине простуды. И в этот раз пару раз хватался за бутылочку с микстурой от кашля, но, к счастью, недомогание не помешало отпеть все песни на «отлично». Акустика помещения и звук оказались на очень приличном уровне (тут стоит сказать что название клуба не случайно – раньше здесь и в самом деле располагался театр).
Одна за другой пошли хорошо знакомые песни про закат Англии, Европы, мировой цивилизации и рода человеческого в целом. Сбылись наши ожидания относительно новых песен – номером четвертым слушателям была представлена свежая композиция «Mr Cruel» – и запомнилась сразу же своей лирикой, мелодией, партиями на губной гармошке. В октябре эта вещь выходит в виде сингла. Последовавшая за ней композиция «War» стала полной для нас неожиданностью – озлобленная, бескомпромиссная, почти панковская, с жестким, въедающимся в мозг рефреном «People get what they deserve – War!». Возможно я невнимательно слушала вступительное слово Тони перед тем как эта песня зазвучала и пропустила что-то мимо ушей, но по ощущениям – это кавер-версия. Слишком уж выбивается из привычного сет-листа Sol Invictus. В любом случае, новый альбом обещает быть действительно интересным и способным удивить.
Следующий сюрприз случился перед исполнением «Black Easter», когда малозаметный доселе гитарист/бэк-вокалист группы на чистейшем русском языке, практически без акцента и малейших усилий прочитал предваряющий песню текстовый фрагмент, сотворив в зале сенсацию. Происхождение молодого человека мне неизвестно, но почти готова спорить, что русский – его родной язык. И не его ли в том числе имел ввиду Тони, когда, перед тем как сыграть «Old London Weeps» упомянул, что в Лондоне проживает много русских? За неимением точной информации не будем ничего утверждать, просто поблагодарим весь коллектив за индивидуальный подход к аудитории нашей страны.
Промежутки между песнями Тони заполнял шутками, демонстрируя истинно английское неподражаемое чувство юмора. Когда же наступало время петь, всем было не до смеха: добрая половина зала буквально впадала в некий транс и дурман, размеренно покачиваясь и закрывая глаза, отрешившись от посторонних мыслей и объектов. Со мной ничего такого не происходило, наверное потому что я привычно наблюдала за другими и фиксировала их реакции, а также происходящее на сцене. Но за других было приятно: здорово когда люди получают чего хотят. Не возносился над бренным миром и сам протагонист – от него уже не приходится ждать всепоглащающей вовлеченности, возбуждения и первозданного восторга от музицирования, который проявил ранее господин Хауден. Но разве можно фронтмена Sol Invictus за это осуждать? Несколько десятилетий подряд посвящать свою жизнь воспеванию несовершенств, распада и деградации окружающего мира и человека – тут любой устанет и остынет.
Основная программа включила самые громкие и моментально подхватываемые зрителями песни разных лет, преимущественно с альбомов «In The Rain» (персональный фаворит Уэйкфорда), «The Devil’s Steed», «Lex Talionis», «Black Europe». С последнего на данный момент альбома «The Cruellest Month» прозвучала только одна – и не лучшая – композиция – «Blackleg Miner». Последней песней была избрана стародавняя «Kneel To The Cross» с медитативными ударными и спокойными убаюкивающими распевками. Затем Тони со своей командой покинул сцену, чтобы через пару минут выйти на бис. Под конец своего представления маэстро вернулся к истокам – той далекой поре, когда ничто еще не предвещало пожизненной ссоры с Дугласом Пирсом. Когда они сообща задавали каноны и занимались музыкальным новаторством. Иными словами – пришел черед песен с дебютного альбома Death In June – «The Guilty Have No Past». Вполне логичным в этой связи кажется приглашение засидевшегося за кулисами Хаудена, встреченного шквалом апплодисментов. Комично смотрелся этот гиперактивный артист, с трудом протиснувшийся в узкое пространство между Уэйкфордом и гитаристом – в такой тесноте он чувствовал себя не в своей тарелке Страсти пришлось поубавить, но все равно своей истошной скрипкой Мэтт добавил в венчающие вечер номера ощутимую ноту саспенса и интенсивности. «All Alone In Her Nirvana» и сменившая ее «In The Night Time» основательно встряхнули всех, пребывающих в сладком забытье и сделали финальный отрезок бесспорным экстремумом всего шоу. Занавес.
Три минуты в очереди за верхней одеждой – и мы уже на улице. Только здесь, глядя в отражающиеся в лужах бледные фонари и вдыхая сырой, напоенный озоном воздух, мы поняли как нуждались в этом концерте. После трех недель перманентного дождя, не собирающегося уступать владычество в нашем городе, полтора часа вот такого «непобедимого солнца» стали спасительной реабилитационной процедурой, лечебный эффект которой ощущается до сих пор.
Сет-лист:
1. We Are The Dead Men
2. Abbatoirs Of Love
3. Media
4. Mr. Cruel
5. War
6. Stay
7. In The Rain
8. Sawney Bean
9. Believe Me
10. Twa Corbies
11. Old London Weeps
12. The Killing Tide
13. English Garden
14. Eve
15. Blackleg Miner
16. Black Easter
17. Kneel To The Cross
Encore
18. All Alone In Her Nirvana
19. In The Night Time
Выражаем благодарность Arcto Promo за предоставленные аккредитации.
The_NumBe
В том-то вся и фишка Хоудена, что никакого минуса там нет! Все записывается в семплер непосредственно во время исполнения и микшируется на ходу.
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).