Если вера может сдвинуть гору, то человек может сдвинуть веру. Тем более, такой человек как Брайан Уильямс, более известный под псевдонимом Lustmord. В западной прессе его называют не иначе как «темным принцем» дарк-эмбиента, а у нас чаще встречается другой громкий титул – «патриарх». Но если уж стремиться к объективности, то ближе всего к истине термин «серый кардинал». Например, британец никогда не выступал на, пожалуй, самом престижном (если подобные слова применимы к сцене вообще) «темном» фестивале Roadburn. Зато практически каждый год среди участников голландского смотра заявлены его ученики, выросшие на сэмплах Lustmord, впитавшие в себя немую ярость вибраций первобытного мира, прорывающегося сквозь музыку Уильямса. Он сотрудничал с Coil, Джарбо, Tool и A Perfect Circle, The Melvins, Уэсом Борландом, Clock DVA, а его альбом «Rising» – это вообще запись сета с выступления на мессе Церкви Сатаны, состоявшейся 6 июня 6 года нового тысячелетия, куда музыкант был приглашен как почетный гость. Однако не стоит спешить записывать Уильямса в ряды свихнувшихся на эзотерике личностей, экспериментирующих с темными материями. Напротив, Lustmord утверждает, что он «ярый атеист» (hardcore atheist), а участие в обозначенной мессе вообще воспринимает как прикол. Что действительно интересует музыканта, так это идеи, заключенные в любого рода духовной музыке, будь то религиозная, оккультная или какая-либо иная тематика. В остальном Уильямс – очень даже веселый дядька: устраивает предварительное прослушивание нового альбома с Сашей Грей, постит на фейсбуке фото на фоне костюма Железного человека, тут же пишет о том, как переживает насчет получения российской визы, а уже через пару недель чекинится в Пулково.
В нынешнем туре Lustmord посетил Санкт-Петербург (где выступил в рамках фестиваля «Электро-Механика 2013») и Москву. На обоих концертах его поддерживали земляки и коллеги по лейблу Blackest Ever Black – Raime. Только в Питере дуэт выступал вслед за Уильямсом, а в Москве представил свой сет в качестве разогрева. О молодом лондонском дуэте нужно рассказать поподробнее. В прошлом году Raime записали замечательный дебютный альбом «Quarter Turns Over A Living Line». На обложке пластинки – танцовщица Рози Терри. Одного взгляда на этот кавер-арт достаточно, чтобы потерять ориентацию в пространстве и времени. Что уж говорить о музыке. Raime мешают даб и дарк-эмбиент, мешают здорово, уверенно и с заносчивостью, позволительной только молодым. На выходе получается мощный и тяжелый поток индустриального скрежета, вскрывающего тревожный звуковой омут. Довершает картину визуальный ряд: пучок света, несущийся из проектора к огромному экрану за спиной электронщиков, воспроизводит на холсте мрачные постапокалиптические пейзажи и героев Raime, таких же, как и Рози Терри – потерявшихся, выводящих замысловатые па под саундтрек конца света. Словом, видеоряд – «Меланхолия» Фон Триера и бегущий вслед за ней «Пир Трималхиона» АЕС+Ф. При этом вживую Raime еще и звучат куда мощнее, чем на релизе. Земля дрожит (а у кого-то и вовсе уходит из-под ног), уши и тела зрителей – в эйфории. Кстати, в Москве послушать электронную музыку из британской столицы пришло не так уж много людей: на вместительной площадке клуба P!PL едва собралась сотня-другая человек. Пришедшие на концерт свободно перемещались по залу даже во время выступлений музыкантов. Сложно сказать, что стало причиной такой низкой посещаемости, но остается надеяться, что скрывавшая зал темнота спрятала зияющие пустоты от глаз гостей.
Небольшая передышка, и на сцену поднимается Lustmord. Вопреки описанной выше открытости и добродушности героя, он запрещает фотосъемку за несколько минут до начала своего сета. Разумеется, аккредитованные фотографы остаются непредупрежденными, и в какой-то момент дело принимает трагикомический оборот: охрана рыскает по толпе, вылавливая людей с камерами, и выводит негодующих и не очень фотоохотников из зала. А еще администраторы клуба тщательно высматривают среди зрителей людей с поднятыми смартфонами и немедленно просят выключить или убрать гаджеты, предварительно стерев фотографии и видео. К чему такая конспирация не понятно, зато все присутствующие в кои-то веки смогли насладиться зрелищем не через объектив камеры. Однако мы отвлеклись. В это время под зачитываемый неведомым голосом отрывок из Иоанна Богослова на экране возникает гексагон, затем прокатывается двеннадцатиконечная звезда, стрелы которой уже лижут языки пламени. Уильямс вовсе и не собирался представлять новую программу, не прозвучало ни одного трека с The Word as Power, а только старые, проверенные временем (или вечностью) истории вроде «Black Star». Впрочем, Lustmord – это больше, чем просто звук (хотя звук в этот вечер был буквально потрясающим). Уильямс уже давно превратил свои выступления в настоящие аудио-визуальные перформансы. Каждое мгновение его выступления – фотокарточка, открытка из черной дыры. Можно сколь угодно долго эти открытки разглядывать, а можно решиться и однажды самому отправиться в путешествие. Правда, билеты только в один конец. Lustmord создает миры, пускает в них, но дальше каждый сам за себя. В компании с тем, что создает Уильямс, неплохо бродить по закоулкам собственного сознания. Отличная терапия.
Выражаем благодарность Arcto Promo за предоставленные аккредитации.
Текст: v_potemkah
Фото: Денис Пономарев
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).