День III.
Субботний вечер неожиданно напомнил о себе воскресным утром. Мы вышли из лифта в лобби отеля и собрались позавтракать, как вдруг взгляд мой упал на один из столиков, стоящих у стены напротив. За этим столиком сидели и тихо беседовали Билл Либ и Дирк Ивенс. Я никогда не стремилась оказаться рядом со своими любимыми музыкантами, не подкарауливала их после концертов, не охотилась за автографами, медиаторами и прочими артефактами. Считаю абсолютно недопустимым и недостойным лично для себя такое поведение. Как-то на прошлом Треффене пятнадцать минут просидела на скамейке бок о бок с Симоне Сальватори (SPIRITUAL FRONT) изо всех сил делая вид что понятия не имею кто он такой – а как велик был соблазн попрактиковаться в любимом языке! Но в этот раз мне очень захотелось просто подойти и выразить свое почтение двум уважаемым мной людям – вряд ли короткий комплимент доставит большое неудобство. На них никто не обращал внимания. Набралась смелости, подошла.
Оба с некоторым недоумением разглядывали солнечную девушку в элегантном белом платье и изящных туфельках, недоверчиво переглянулись, когда я назвала их по именам. Наконец, заметив у меня на руке фестивальный браслет, неловко заулыбались, внимательно выслушали все, что я хотела им сообщить, и учтиво поблагодарили за добрые слова. Я же с неохотой оторвалась от этих суровых лиц – кожей чувствуешь какие неординарные и интересные натуры за ними скрываются. Особенно Дирк с его до мурашек пронзительным орлиным взглядом.
По возвращении в номер меня одолело недомогание, которое продлилось до вечера и уложило меня в кровать – не то что бы мы спешили выйти на улицу в такую жару, но даже до бассейна доковылять у меня не было способности. Таким образом, весь день я провела в обнимку с одеялом, периодически глотая обезболивающие и надеясь на скорейшее исцеление. Виталя счел необходимым поработать, включил компьютер и углубился в строительство финансовых моделей. В какой-то момент организм сжалился надо мной и провалился в сон. Вечер уже вступил в свои права, когда милый решился меня разбудить и рассказать потрясающую новость: Рафаэль Надаль в девятый раз победил на «Ролан Гаррос». Если бы не WGT, сидела бы я в ту минуту в Париже на переполненном корте Филипа Шатрие и поздравляла обожаемого спортсмена с очередной блистательной победой и очередным рекордом. Молчи, грусть, молчи!
Грандиозное известие подействовало на меня мобилизующе, так что получилось и встать, и собраться, и оперативно настроиться на выполнение задач сегодняшнего вечера. Воскресенье – единственный день, когда мы столкнулись с необходимостью расставлять приоритеты: я бы с удовольствием отправилась на концерты ARCHITECT и KLANGSTABIL, но замечательные немецкие проекты уступили в честной конкурентной борьбе хэдлайнерам другой WGT-шной площадки.
На каждом фестивале я находила особенно важных для себя артистов – не просто любимых и знаковых для своих жанров, но и почти недоступных, увидеть которых по разным причинам довольно проблематично; причем часто не только дома, в России, а вообще где-либо в мире. Таковыми становились ATARAXIA, DERNIERE VOLONTE, IANVA – их гастроли можно пересчитать по пальцам. Теперь свое место в этом почетном ряду, хоть и с оговорками, заняла испанская martial/neoclassical группа DER BLAUE REITER. В далеком 2009 году я много раз прослушала их изумительный альбом «Nuclear Sun», посвященный крупнейшей техногенной катастрофе – аварии на Чернобыльской АЭС. Пластинка навечно врезалась мне в память. С тех пор дуэт ничего нового не выпускал, а первые два первых релиза оказались коллекцией красивых инструменталок, оставляющих ощущение некоей пустоты, недосказанности. Интересно, что оба «голубых всадника» - Sathorys Elenorth и Lady Nott - одновременно возглавляют небезызвестную medieval folk/neoclassical/ethereal группу NARSILION, и именно ее следует признать их основным проектом.
Выступление было назначено на девять часов вечера в новом для нас месте под названием Schauspielhaus. После плотного обеда-ужина (с самого утра ничего не ели) мы погрузились в трамвай, который должен был довезти нас до пункта назначения. Через пару остановок выяснилось, что трамвай идет по кольцевому маршруту и только в одну сторону. Сели мы в него в самом неудачном месте, до нужной остановки потребовалось бы проследовать по всему маршруту, и успеть засвидетельствовать разве что финальные поклоны DER BLAUE REITER. Пришлось срочно спрыгнуть с трамвая и довериться интуиции. Карт у нас не было, GPS отказался помогать. Полубегом, с постоянной оглядкой на часы, мы плутали по незнакомым магистралям в поисках нужного адреса. Самочувствие мое было далеко от оптимального, голова плыла во все стороны одновременно. Поиски привели в очень красивый, тихий и уютный район, где мы раньше никогда не гуляли. Несмотря на обилие стильных ресторанов, баров и прочих увеселительных заведений здесь было на удивление спокойно, элегантно и респектабельно – вообразить не могла что такие эпитеты пригодятся для описания востока Германии. Для жизни в Лейпциге я определенно выбрала бы эту часть города и сейчас немного жалела что приходится перемещаться по ней в такой лихорадке и спешке.
Но всяким злоключениям приходит конец, удалось и нам найти в лабиринте городских улиц единственную нужную. Опаздывали мы к тому моменту безнадежно, так что заключительную часть забега преодолели четко сфокусировавшись на номерах домов, не отвлекаясь на архитектуру и окружение. Мы не посмотрели на фасад здания, куда стремительно влетели, не прочитали табличек и надписей. Внутри царила полная тишина, просторный ярко освещенный холл был пуст. Запыхавшихся гостей поприветствовали откуда-то появившиеся люди, дружелюбными улыбками и изящными жестами предложили проследовать наверх. Мы начали карабкаться по широкой мраморной лестнице, по-прежнему не обращая внимания на конфигурацию и интерьер помещения. На каждом этаже следовало столкновение с такими же приветливыми людьми, гнавшими нас еще выше. Когда подниматься было уже некуда, добрые стражи указали на дальний конец коридора. С силой распахнув тяжелую дверь, мы ворвались внутрь и только чудом не полетели кубарем с крытых коврами ступенек. С изумлением окинув взглядом пейзаж, поняли, что находимся в самом настоящем театре – на втором его ярусе, прямо над партером. Сквозь кромешную тьму постепенно проступили очертания рядов кресел. Бросив взгляд вниз, я поняла, почему сотрудники театра отправили нас на верхний ярус – только здесь оставались еще свободные места, которые мы и поспешили занять.
Участники DER BLAUE REITER невольно навевают ассоциации с другим известным мартиальным проектом – ORDO ROSARIUS EQUILIBRIO. Это тоже семейный дуэт, обе половины которого обладают слабыми непригодными для пения голосами, поэтому выбирают такую форму вокала, где нужно вести не мелодию, а, скорее, ритмический скелет композиции. Их вокальный стиль идентичен – холодная, отстраненная размеренная мелодекламация, только у DER BLAUE REITER превалирует женский голос. И если шведов можно назвать певцами человеческих страстей, грехов и пороков, то испанцев – певцами человеческих трагедий планетарного масштаба. Вдохновлением и концептуальной основой для творчества DER BLAUE REITER служат реальные события, наиболее мрачные и разрушительные страницы истории человечества. Их песни, даже бессловесные, всегда несут сильную эмоциональную нагрузку, и насквозь пронизаны печалью, скорбью и болью.
На сцене DER BLAUE REITER превращаются в трио, и все трое синхронно и завораживающе бьют в барабаны. Индустриальные марши гармонируют с оркестровыми пассажами, и перемежаются с созерцательными эмбиентными пустошами, разбавленными скрипичными соло Lady Nott и фортепьянными пассажами. Образцовая акустика театрального зала сделала звучание глубоким, объемным. Музыка не разбивалась тяжелой волной о зрительскую массу, а словно погружала внутрь себя, мягко обволакивала. Я, разумеется, знала, что перенесенные на сцену композиции DER BLAUE REITER будут ласкать слух и рождать яркие живые образы, но не предполагала что до такой степени. Я сознательно отправлялась сюда в поисках прекрасного, и все мои эстетические запросы – даже самые капризные и прихотливые – были сполна удовлетворены.
Магия места определенно сыграла свою благоприятную роль в моем восторженном восприятии этого концерта. Утонченная камерная обстановка, бархатные кресла, благодаря которым не пришлось думать об уставших ногах и ноющей спине; отсутствие голов, загораживающих обзор, и толпы, напирающей со всех сторон. Сиди себе и наслаждайся! Красивую музыку хочется лицезреть в комфортабельных условиях - приятно что организаторы это понимают. И публика сюда пришла под стать презентабельной площадке: люди в аристократических костюмах, с галантными манерами, много итало- и франкоязычных. Но главное чудо происходило на сцене, и ответственны за него целиком и полностью DER BLAUE REITER. Само собой, апогеем их сета были песни с «Nuclear Sun», высшими эмоциональными точками – божественные треки «Radioactive» и «The Fall Of Light» - эмоциональная реакция публики не позволяла в этом усомниться. К середине концерта я сидела с комом в горле и слезами на глазах – хорошо что музыка надежно заглушала мои всхлипы. Испанские волшебники обнаружили редкостное драгоценное чувство вкуса в каждом аспекте своего выступления. Взять хотя бы видеоряд, демонстрировавшийся на огромном, во всю стену, экране. Вторая Мировая война, Гражданская война в Испании, Чернобыльский катаклизм – все эти чудовищные события были отражены в архивных кадрах и хрониках правдиво и наглядно, но при этом со строго сбалансированным чувством такта и меры. Без взрывов, окровавленных детей, рушащихся зданий и оторванных конечностей – привет THE ETERNAL AFFLICT с их разнузданной кровожадностью и смакованием насилия! Разница между этими перфомансами примерно такая же как между дешевым ужастиком с непрекращающейся расчлененкой и шедеврами Хичкока. Читалось огромное уважением к предмету повествования, неподдельное горечь и отчаяние исполнителей. Музыкантам отлично удалось прочувствовать страшную атмосферу событий, непереносимое напряжение, передать их трагический дух, вызвать бурю эмоций в душах и заставить слушателей болезненно сопереживать. По эмоциональному накалу, саспенсу, степени мыслительного врастания в музыку это был однозначно самый сильный концерт из посещенных нами на WGT-2014.
Мешает назвать этот концерт безупречным единственная неприятность - не удалось нам услышать «Eyes Of The Lost» - прекрасную работу с альбома «Silencis» - пожалуй, единственную в арсенале группы, способную потягаться с «якорными» треками из «Nuclear Sun». Ее сыграли в самом начале, когда мы еще слонялись по живописным переулкам. В остальном, это был фантастический концерт, который оставил неизгладимый след в моей памяти и один мог бы оправдать необходимость и целесообразность поездки на фестиваль.
По очереди выходим попить воды - театральный этикет соблюдается неукоснительно и с напитками в зале находиться запрещено. На стенах развешаны портреты членов труппы и прочие театральные атрибуты, которые мы не заметили когда мчались наверх. Народ ведет себя тихо, культурно и чинно, находиться здесь одно удовольствие. Хорошо что не нужно срочно куда-то убегать. Планом предписано остаться на выступление хэдлайнера – французской группы COLLECTION D’ARNELL-ANDREA. Этот коллектив с чуть ли не тридцатилетней историей играет очень хитрую разновидность неоклассического darkwave с, весомой этереальной составляющей и, зачастую, с гитарно-электронной подложкой. Звучит все это очень красиво, легко и приятно, в особенности клавишные и скрипичные партии. Музыканты – скромные, интеллигентные люди в черном. Обращает на себя внимание фронтвумен, словно сошедшая со страниц классических романов: немолодая сухощавая дама с нежным минорным вокалом и образом учительницы музыки начала XX века в престижном заведении для благородных девиц. Аккуратно стриженная, в длинном закрытом платье и лакированных ботиночках на шнуровке, она гармонично вписывалась в куртуазные салонные композиции. Более роковые и динамичные треки добавляли в голос вокалистки жесткость и напряжение и заметно конфликтовали с этим хрупким старомодным созданием. Во время проигрышей, когда ее присутствие за микрофонной стойкой не требовалось, барышня трогательно, совсем по-девичьи кружилась и пританцовывала на полупальцах. И все с милой наивной улыбкой. У французов был любопытный и довольно важный для понимания идейно-концептуальной основы их творчества видеоряд: на экране сменяли друг друга сцены жизни и быта Франции конца XIX- начала XX веков. Получилось симпатичное, слегка ностальгическое черно-белое кино с великолепным саундтреком. Монохромная сценическая экспозиция мягко подсвечивалась льющимися разноцветными лучами. Свет струился мягко и плавно, не раздражая глаза и поддерживая уютную меланхоличную атмосферу этого шоу. Немногим менее полутора часов играли музыканты, и все это время мы неустанно следили за их выступлением. Несмотря на статичность и предсказуемость действующих лиц скучно не было. Репертуар у группы разнообразный, исполнение грамотное, красивые и затейливые вокальные партии на английском и французском. Сет-лист порадовал превосходно выдержанным балансом между различными по настроению и ауре песнями, постоянными сменами тональности. Это держало слушателя в тонусе и не позволяло затосковать.
От сентиментальности Belle Epoque к мечтательной лиричности девяностых: теперь наш путь лежит на концерт SLOWDIVE. Если моя личная кульминация всего WGT пришлась на первую же фестивальную ночь, то виталина наступала только сейчас. Шугейзинг – один из любимых жанров моего возлюбленного, и за прошедшие четыре года в нашем доме неоднократно звучали абсолютно все на свете группы, имеющие к нему хоть какое-то отношение. Давно распавшиеся и образованные буквально вчера, коллективы с обширной дискографией и тремя песнями за душой, хвастающиеся вселенской популярностью и известные разве что самим себе – всех и каждого милый маниакально и методично прогонял через мой проигрыватель и мой мозг. Что уж говорить о SLOWDIVE! Никто не смог бы их затмить в его персональном рейтинге, кроме, пожалуй, MY BLOODY VALENTINE. Я же восприняла сенсацию с юмором. Легендарная группа, ум честь и совесть шугейза, внезапно пробудившись после двадцатилетней спячки, попадает на главную сцену крупнейшего готического фестиваля – ладно, мы еще и не к таким выходкам организаторов привыкли.
По крайней мере, они подарили мне возможность увидеть обычно невозмутимого любимого, крайне сдержанного в выражении эмоций и категорически не поддающегося панике, нервничающим и всклокоченным. С тревогой он вглядывался в пустые трамвайные пути, поминутно проверял время, в ажиотаже тряс меня за плечи, напоминая, чей сейчас будет концерт. Казалось, мы поменялись местами: я была сама флегматичность и равнодушие, мой главный интерес заключался в том, насколько смогут приспособиться музыканты к чужеродной для них обстановке, не стушуются ли в столь специфической атмосфере.
Зря переживала. Музыканты SLOWDIVE оказались настолько аморфными и апатичными существами, что едва ли что-то в мире могло поколебать их покой и внутренний баланс. Эти люди запросто могли бы сыграть на афганской военной базе, на полярной станции вблизи Южного полюса или, к примеру, в финале чемпионата мира по футболу – и наверняка не почувствовали бы разницу. Рейчел Госвелл на протяжении всего выступления сохраняла блаженно-безоблачное выражение лица, с губ ее не сходила удивленная улыбка. С нескрываемым интересом она оглядывала зал, но от комментариев воздержалась. Ее компаньоны вообще ни разу не потрудились установить зрительный контакт с аудиторией, предельно сконцентрировавшись на работе со своими педалями и примочками. Фальшивых признаний в бесконечной любви и радости от нахождения здесь также не последовало. И в целом, по степени безучастности и отстраненности от зрителя SLOWDIVE намного опередили любых других виденных мной в жизни музыкантов. Но стоило ли требовать от них большего? Так же как и в случае с WHITE LIES концерт, сыгранный в рамках WGT не стал для группы сколько-нибудь весомым карьерным достижением, не оставил значительного следа в их гастрольной жизни.
Посмотреть на них пришло поменьше народу, чем на WHITE LIES, но все же очень прилично. Поглазев по сторонам, я обратила внимание на обилие обычных «мирских» нарядов: джинсов, маек и футболок, а также на обилие новых лиц. Могу поклясться, что ни на каких других концертах я этих людей не встречала – не иначе как только ради SLOWDIVE и купили билет. Или же специально припасли нейтральное обмундирование для этого выхода.
Музыка SLOWDIVE, неспешно-медитативная, убаюкивающая и дарящая покой, как нельзя лучше подходит к ночному времени. Здесь не могло быть никаких встрясок и глубоких переживаний. Уже стоя перед сценой, я неожиданно вспомнила, что опрометчиво явилась на «берушечный» концерт, позабыв о средствах защиты слуховых органов – преступная халатность! Однако опасения были напрасны: SLOWDIVE играют мягко и громкость выводят в пределах разумного, никаких режуще-сверляще-лязгающих звучков и попыток оглушить слушателя за ними замечено не было. Зато как много свежего воздуха и открытого пространства в аранжировках, целые атмосферные фронты пронеслись под сводами Агра Холла в эту ночь, разверзлись космические глубины! Традиционно плотная шугейзовая стена звука плавно ложилась на ухо, приятные неброские мелодии и меланхоличный приглушенный вокал явили собой воплощение гармонии. Пожалуй, самым агрессивным элементом представления стал нелепый образ Рейчел – «леопардовое» платье в россыпи золотых блесток, ярко-красная помада никак не подходящая нежному лицу. Элегичная дрим-поповая атмосфера, слаженная работа вокалистов, их ненавязчиво-медоточивые голоса, пробивавшиеся сквозь гитарные слои и мерные барабанные ритмы, - все это хорошо сработало на сцене, слушатели исправно покачивали головами, мечтательно отстранялись от бренного мира, не забывая своевременно разражаться аплодисментами. Я была убеждена, что уже к середине концерта отключусь и сползу, уснувшая, на пол, но этого не произошло. Видимо что-то все-таки есть в этом бледном вялом SLOWDIVE.
Начав и закончив свою программу оригинальными перепевками чужих песен («Deep Blue Day» Брайана Ино и«Golden Hair» Сида Баррета), SLOWDIVE прошлись по всем трем своим альбомам, ожидаемо сделав упор на «Souvlaki». Для меня все песни ожидаемо слились в одну монохромную, Витале было, пожалуй, все равно что именно сыграет группа, остальных фанатов, надо полагать, трек-лист устроил вполне – «Alison», «When The Sun Hits», «Souvlaki Space Station», «Crazy For You», «Slowdive», «Machine Gun», «Here She Comes» - что им еще для счастья надо? По пути домой я пристально вглядывалась в непроницаемое лицо моего эксперта, пытаясь прочитать его реакцию и мнение. Безуспешно. Не лучший концерт в жизни, это точно. Однако мечты должны сбываться, даже если они того не стоили: он хотел SLOWDIVE и он их получил. Дело закрыто.
День IV.
В последний день ритм фестиваля неизбежно замедляется, клокотание торговых и тусовочных площадок сходит на нет, на трибунах становится тише – часть гостей покидает Лейпциг не дожидаясь официального затухания фестивального факела. Пустеет кемпинг Агры, к выходу из парка катят чемоданы, повсюду можно наблюдать душещипательные церемонии прощания – шутка ли, люди расстаются на целый год. Веско заявляет о себе накопившаяся за предыдущие дни усталость, так что нет ни сил, ни настроения метаться и совершать головокружительные марш-броски с места на место. Сегодня мы поедем в Volkspalast – локацию, которую по праву считаем нашим личным фаворитом, и с большим энтузиазмом туда возвращаемся. Как правило, эта сценическая площадка выделяется организаторами под нужды команд, играющих в жанрах dark folk/ neo folk/dark ambient/martial industrial/military pop/IDM. На повестке дня у нас концерты SIX COMM и KONSTRUKTIVISTS, а дальше посмотрим.
Проходя мимо оперного театра, замечаем на его ступенях обширную готическую коалицию: сегодня днем здесь дают балет на музыку Моцарта, и обладатели фестивальных браслетов имеют право посетить спектакль. Под гостей WGT администрация театра выделяет ограниченное число мест, поэтому желающие приобщиться к высокому и вечному искусству должны заранее занимать очередь. «Народный дворец» находится в довольно пустынном месте, едва ли не в чистом поле – район вокруг него напоминает полузаброшенную промзону. Внешность «дворца» непривлекательна - пыльное серое здание из бетона, внутри же он блистает пролетарской роскошью. Просторный «предбанник» и тихие коридоры с диванами, столиками и узорной плиткой на стенах ведут в два концертных зала – круглый Kupelhalle и прямоугольный Kantine. Большой парадный зал Kupelhalle имеет потолок в форме купола, под которым расположены тонущие во мраке ложи. Аудиовизуальные кондиции этой площадки заслуживают наивысших похвал – звук и свет всегда отличные. Так же как и Schauspielhaus это место великолепно приспособлено для проведения концертов, здесь есть все условия для беспроблемного музицирования, наконец здесь красиво и уютно – часами можно сидеть.
Лидер SIX COMM Питер Лигас сделал свои первые шаги на музыкальном поприще вместе с Дугласом Пирсом – поначалу он был вокалистом и ударником DEATH IN JUNE. Распрощавшись с одиозным напарником и пустившись в свободное плавание, Питер начал экспериментировать с электроникой, добавил в свой neo-folk трайбл-элементы, а в качестве идейной и тематической основы привлек неоязычество и скандинавскую мифологию. Все это помогло ему избежать инфернальной тоски и беспросветной унылости, в которых окончательно погряз именитый коллега. SIX COMM – это не зевотно-блаженные посиделки в лесу у костра с акустической гитарой, а вполне себе увлекательное музыкальное путешествие. Шаманские гипнотические ударные, хитро отстроенный свет, создающий иллюзию полыхающего во тьме огня, магические звуки губной гармошки, но главное – нестандартный вокал. Питер обладает неожиданно хорошим для neo-folk сообщества голосом – ярким и мелодичным, богато окрашенным, по-настоящему драматичным. Все свои вокальные партии, заокеанский музыкант выводит с усердием чрезвычайным – каждый мускул на его лице предельно напряжен, во взгляде застыла снайперская сосредоточенность. Протяжные тревожные мелодии обретают в его исполнении особую остроту и накал. Слушать одно удовольствие! В свободных от пения промежутках Питер на пару со своей ассистенткой остервенело лупил по барабанам, интенсивно нагнетая первобытный ритм, почти вводящий в транс.
С внешним обликом и визуальной стороной сценического перфоманса SIX COMM все не так однозначно. То, что участники коллектива с головы до ног закутаны в армейский камуфляж, лица их закрыты масками, – это не беда. Типичная униформа для многих представителей жанра, надоевшая и бессмысленная. Но вот развешанные по сцене и прикрепленные к одежде символы второй мировой войны, такие как знак «мертвая голова» и другие, еще более противоречивые, вовсе не обязательно было использовать. Едва ли они всерьез несут какую-то смысловую нагрузку, во всяком случае, на это хочется надеяться. Избавление от сомнительных декораций никоим образом не отразилось бы на восприятии слушателями музыки SIX COMM, но гарантировало бы отсутствие возможных негативных впечатлений и лишних раздумий. Впрочем, артисту виднее.
По настоянию Витали перемещаемся в зал Kantine послушать допотопную английскую индустриальную группу KONSTRUKTIVISTS. С легкостью встаем в первом ряду. Компанию нам составили возрастные мужчины в неброской повседневной одежде и с печатью интеллигентности на лице, а девушек кроме себя я не заметила вовсе. В зале темно, тихо и как-то зловеще. Происходящее стало походить на некое конспиративное собрание, куда пожаловало не более сотни посвященных. На сцене появился блеклый человек с длинными волосами в застиранной футболке, и занял место за видавшим виды синтезатором. А следом за ним, по-кошачьи мягко и бесшумно ступая, на сцену вышел персонаж, при виде которого у меня душа провалилась в пятки, по спине побежала оторопь, а в голове завыла пожарная сирена. Пожилой дядечка с подбитым глазом, в нелепом котелке на голове и с тяжелым бондажом на, простите, яйцах, пугающе ухмылялся, и буравил зал вселяющим ужас взглядом – как у Малькольма Макдауэлла в «Заводном апельсине». Ну или как у молодчиков-душегубов в «Забавных играх». В общем, взглядом, недвусмысленно декларирующим самые деструктивные намерения. Казалось, он только что тайком выбрался из заведения для душевнобольных. Всей своей шкурой почуяв опасность, я невольно попятилась назад, и лихорадочно принялась искать глазами выход – но любимый настойчиво потянул меня обратно. Пришлось набраться храбрости и остаться. Но уже к середине перфоманса чокнутый фронтмен стал вызывать такую сильную физическую неприязнь, что пришлось ретироваться в глубину зала – оно безопаснее, мало ли что псих выкинет!
«Конструктивисты» в названии проекта те самые – советские архитекторы-авангардисты, что нашло отражение в видеоряде, сопровождавшем выступление дуэта. На экране возводили башню Татлина и другие мрачно-монументальные памятники той эпохи, собирали всевозможные механизмы, мелькали заводские цеха, металлоплавильные печи, станки и шестеренки – потенциальные наброски к картине «Даешь тяжелую индустрию!» Пименова и аналогичным полотнам других художников-станковистов. Гленн Майкл Уоллис, так зовут великовозрастного вокалиста KONSTRUKTIVISTS, вкрадчиво читал бесконечные тексты, акцентируя отдельные моменты своих речей выразительными интонациями, всхлипами, вскриками и хитрым шепотом. Его коллега Марк Крамби отвечал за музыкальный фон – временами dark ambient, временами неторопливый индустриальный нойз с электронными битами. Звуковые пейзажи британского коллектива отчаянно давят на психику. Господин Уоллис начинал свою музыкальную карьеру в краут-рок группе HEUTE и сохранил для своего индустриального детища присущую этому сумасбродному стилю шизоидно-психоделическую атмосферу. Концептуальная видеопроекция воспроизвела гнетуще тоталитарный дух раннего СССР. Сцена подсвечивалась кроваво-красным и тревожно-желтым. В итоге к концу сета KONSTRUKTIVISTS разлитое в воздухе эксцентричное безумие стало медленно, но верно проникать в наше сознание. По счастью вскоре англичане свою параноидальную терапию закончили и незаметно растворились за кулисами. Я облегченно выдохнула. Однако ночью, когда мы вернулись с концертов, выяснилось, что леденящий кровь англичанин тоже является постояльцем отеля и нашим соседом! Виталя нечаянно столкнулся с ним в коридоре. Засыпали мы беспокойно: при каждом шорохе и скрипе я вздрагивала, а любимый, издевательски посмеиваясь, вещал, что это вокалист KONSTRUKTIVISTS пытается проникнуть в нашу комнату, чтобы сполна поквитаться за оказанный ему холодный прием.
Далее решаем разделиться: Виталя хочет остаться на сет VATICAN SHADOW, я возвращаюсь в отель чтобы собрать наши вещи – завтра утром мы разъезжаемся в разные страны: он – в Москву, я – в Милан. Через пару часов воссоединяемся для последнего в этом году лейпцигского ужина и ударного завершения концертной программы всего фестиваля.
Теперь уже я очень внимательно рассматривала афишу, ибо ничто не может быть важнее, чем правильно закончить фестиваль. Неудачный выбор может смазать самое радужное впечатление от всего четырехдневного праздника и заставит вас убиваться из-за собственной недальновидности. Так и произошло с нами в прошлом году после всесокрушающего по своей халтурности и бездарности шоу ULVER –только зубами оставалось скрежетать от бессилия. Но больше самобичеванию не бывать! Никаких отрицательных эмоций, никаких стенаний о напрасно потраченном времени – наш Wave Gotik Treffen закроют блистательные соотечественники THEODOR BASTARD. Дома мы ни разу не посещали их концерты и вот, на чужбине, наконец-то добрались.
И вновь нас ждет полюбившийся Schauspielhaus – все складывается просто идеально. Сегодня вечером нас свободно пропускают в партер, где мы занимаем свободные места в третьем ряду, и застаем примерно половину сета итальянской группы HEXPEROS. Творческий союз композитора-мультиинструменталиста Франческо Форджоне и вокалистки Алессандры Сантовито, известной по gothic-etherial дуэту GOTHICA, создает камерную неоклассическую музыку – музыку ренессанса и барокко. Пятеро музыкантов на сцене используют огромное количество древних и современных инструментов – акустическая гитара, перкуссия, клавишные, арфа, виолончель, контрабас, лира, скрипка, бузуки… В мелодиях чувствуется влияние широкого спектра эпох и культур – от Востока и Африки до кельтов и Скандинавии. Шикарный вокал Алессандры (девушка имеет степень по оперному пению) берет верх над инструментами, и безраздельно властвует во всех композициях. Аутентичные средневековые напевы – очень подходящий формат для театра, поэтому смотрелись здесь итальянцы органично и естественно. Предложенные публике треки варьировались по тематике и настроению от светлых, лиричных любовных баллад до темных мистических этериальных пассажей. Манера игры музыкантов, их отношение друг к другу во время выступления, бережное и трогательное обращение с инструментами выдает коллектив единомышленников, всерьез увлеченных культурным наследием Средневековья. Ребята несомненно знают толк в этой музыке, с трепетом и благоговением воспроизводят ее в своих альбомах и сценических перфомансах.
THEODOR BASTARD дают последний музыкальный спектакль WGT-2014 на уже опробованной ими в 2011 году сцене Центрального театра Лейпцига. Им не привыкать выступать на крупных международных фестивалях. У группы давно уже есть все необходимое для обретения мирового признания – а для этого вполне хватило бы одних лишь выдающихся вокальных способностей Яны Вевы. Но к умопомрачительному пению прилагается еще и музыка – яркая, самобытная, с трудом поддающаяся классификации. Тут вам world music, рок, трип-хоп, современная электроника и древний фольклор, психоделический транс, потусторонние шумы и завораживающие экзотические мотивы. И как только группа справляется со всем этим разношерстным звуковым багажом? Прекрасно справляется, просто очень круто! Ни разу за весь концерт у нас не было повода усомниться в профессионализме и исчерпывающем опыте музыкантов, их неисчерпаемом таланте и оригинальности.
Обилие удивительных этнических инструментов на сцене, особенно всевозможной перкуссии, поражает воображение. Разнообразные ритмические структуры и вокальные стили препятствуют монотонности песенного полотна. Босоногие музыканты в народных костюмах все, как один, харизматичны. Сказочный видеоряд радует глаз величественными пейзажами и буйством природных стихий. Дивный вокал Яны, мощный и чистый, намертво приковывает внимание к сцене, от нее просто невозможно оторвать глаз. От песни к песне меняются интонации, настроение и манера пения вокалистки, но никуда не девается поистине пленяющее воздействие ее голоса – колдовского голоса мифических сирен. Мне показалось, что когда Яна поет, то чувствует себя целиком и полностью в своей стихии, - она раскована и свободна. Но любое вторжение внешнего мира в ее хрупкую внутреннюю реальность певица воспринимает как стресс и сильнейший отвлекающий фактор. Девушка садилась на пол, отвернувшись от публики, «завешивала» лицо волосами, обращала взор к небу, и очень редко смотрела в зал. Мне доводилось читать, что Яна разувается на сцене, потому что боится споткнуться и потерять равновесие, увлеченная пением. В какой-то момент Федор Сволочь, размашисто пританцовывавший вокруг колонки со своей гитарой, вырвал из нее шнур, и долго не мог приладить его обратно. Затянувшуюся паузу попыталась заполнить Яна, затянувшая а-капелла вязкую гудящую монгольскую песню, но растерялась от волнения и быстро прекратила это дело. К счастью других заминок и технических сложностей не последовало. Шоу пролетело на одном дыхании, искрясь живительной энергией, переливаясь увлекательными мелодиями и ритмами разных народов мира. Неоспоримым свидетельством успеха послужила длинная очередь за дисками THEODOR BASTARD, выстроившаяся в холле театра по его завершении выступления.
Они общались с залом на русском языке, по-русски горячо и сердечно, породив иллюзию пребывания на домашней сцене среди родной аудитории. Они вызвали у нас здоровое чувство гордости, и доказали, что талант, при его наличии, всегда пробьет себе дорогу, а плодотворно работать можно в любой стране. Достойный образец для подражания для многих российских музыкантов, бесконечно жалующихся на несправедливую жизнь и дурные условия труда. В итоге, по эмоциональному послевкусию, уровню реализации и мастерству артистов мы без колебаний ставим концерт THEODOR BASTARD в один ряд с лучшими выступлениями иноземных групп, украсивших этот фестиваль. Роскошный заключительный аккорд, заслуживший честь отправить 23-й выпуск WGT в архив.
То ли THEODOR BASTARD до беспамятства очаровали меня, то ли душа наотрез отказалась расставаться с Sсhauepielhaus, но в театр пришлось возвращаться за потерянным виталиным кошельком, где хранился весь бюджет моих грядущих итальянских каникул. Глубоко за полночь такси примчало нас к опустевшему храму Мельпомены. На ступеньках сиротливо жалась итальянская группа, под сочувственными взглядами которой мы вели взволнованные переговоры с не владеющей английским охраной театра. К большому нашему счастью в переговорный процесс внедрился добрый таксист, и уговорил-таки стражей провести для незадачливых туристов ночную экскурсию. В итоге мы побывали во многих помещениях, куда обычным зрителям наведываться запрещено, увидели театральное закулисье и вдоволь наползались между рядов партера. Спать я рухнула почти без сознания, изнуренная поисковой нервотрепкой и воображаемым вторжением британского маньяка.
Вот и все. За пределами нашего репортажа остаются популярная «языческая» деревня на задворках Агры, традиционный Викторианский пикник в Parkbuhne в первый день фестиваля, кинопоказы и литературные чтения, художественные выставки и городские музеи, которые тоже можно посетить по фестивальному билету. А еще - клубные тусовки, вечеринки, дискотеки, которых на WGT становится все больше – иногда в ущерб главной, концертной составляющей. По сравнению с конкурентами Amphi и Mera Luna, здесь не бывает такого большого числа хэдлайнеров мировой «темной» сцены. Но по количеству приглашаемых новых перспективных артистов, а также редко выступающих труднодосягаемых музыкантов Wave Gotik Treffen впереди планеты всей - продуктивная работа за открытиями обеспечена. Мы благополучно расправились с кризисными явлениями, посетившими нас перед четвертым вояжем на фестиваль, разогнали нерешительность и скепсис, - похоже, в этом болоте мы увязли надолго. Старт приготовлениям к WGT-2015 уже дан. Чему быть, того не миновать!
Текст: Дарья Ерофеева
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).