If you miss a beat, you create another.
Sam Shepard
И не знаешь, как подступиться, с чего начать… Слишком уж хорошо то, что произошло одним из первых вечеров октября, чтобы быть правдой. Сейчас, по прошествии пары дней, выступление в России Xploding PlastiX кажется сказкой. Но она была, мы в ней жили и теперь можем с гордостью рассказывать о том, как побывали на одном из лучших концертов года.
Пожалуй, рассказ нужно начать с небольшой справки. Конечно, для поклонников музыки, которую делают «пластики», дуэт в представлении не нуждается: записи этих норвежцев уже давно поселились в коллекциях любителей наряду с работами таких коллективов, как The Cinematic Orchestra, Jagga Jazzist, Contemporary Noise Quintet, Hidden Orchestra или Red Snapper. Последние, кстати, уже в начале ноября также заглянут в Москву. Так вот, Xploding PlastiX из той же колоды. Киборг от скрещивания электроники и живой музыки – это Йенс Петтер Нильсен и Хальвард Веннерсбёрг Хаген. Интересная деталь: в 90-е Хальвард баловался в блэк-метал формации Kvist. Группа выпустила пару демок и один полноформатник, после чего прекратила существование, а уже через пару лет, в 1997-ом, образовались Xploding PlastiX. Слушая сегодня их первый альбом Amateur Girlfriends Go Proskirt Agents (пластинка вышла в 2000 году), трудно поверить в «тяжелое» прошлое одного из участников. Это гениальный (без ложной скромности), очень тонкий звук, смесь электрофанка и биг-бита, отточенность каждой сбивки, дистиллированное счастье. В общем, некая связь с «темной стороной», пусть и формальная, сохраняется ;) Едем дальше.
Еще одно замечание, прежде чем начать повествование о непосредственно концерте в Москве: «пластики» выступают крайне редко. Да что уж там, никто не сможет со 100%-ной уверенностью пообещать вам, что они когда-либо вновь выйдут на сцену, даже сами музыканты. Смотрите: последний тур по родной Норвегии у группы состоялся аж в 2008-ом, а в следующем, 2009-ом группа сыграла в Берлине. Одно выступление за год. Всё. После этого пять лет тишины, и теперь концерты в Санкт-Петербурге и Москве. Весомый аргумент в пользу похода на концерт при любых обстоятельствах.
Публика начала собираться ближе к 20:00, а не часом ранее по указанному в афише времени. Всё-таки четверг, у многих работа и т.д. К восьми же вечера желающих наконец-то увидеть, а не только послушать Xploding PlastiX в зале клуба «ТеатрЪ» уже ощутимо прибавилось. На сцене – лэптоп в окружении эмуляторов, процессоров и проводов и барабанная установка, а также полыхающая на экране пирамида. Забегая вперед, отмечу, что довольствоваться этим зрителям пришлось более часа, но музыканты не хотели начинать, пока до места действия не доберутся все: четверг, работа и т.д. А пока из колонок играла странная смесь хард-рока и электроники.
Первым же треком XP, прозвучавшим в этот вечер, стал «Huncher», но играл он из колонок. Организаторы попросили первые ряды расступиться, освободив небольшой «круг» в центре зала, в него вбежали три девушки в костюмах ангелочков и станцевали – сначала под недоуменные возгласы, а потом и аплодисменты всех собравшихся. Это было мило. И очень смело.
Наконец, под оглушительные овации на сцену вышли главные участники действа, и тут, как говорится, началось. Это был отличный рейв длиною в полтора с небольшим часа. Звук в «ТеатрЪ»’е не подкачал, хотя и не был идеальным (порой было уж слишком громко). Зато всё было слышно четко и очень ярко, по крайней мере в первых рядах. Паренька рядом со мной закоротило с первых же секунд. Люди вокруг скакали как подорванные, их лица светились от радости, и дело тут вовсе не в принятом в баре алкоголе или чем-то еще, о чем уважаемый читатель мог бы подумать. Нет, эта музыка серьезно кроет, уносит и по-настоящему лечит.
Что играли? Треки с последнего на сегодняшний день альбома Treated Timber Resists Rot (вышедшего, к слову, как раз в 2008-ом, после этого «пластики» сделали слушателям лишь один подарок из студии – EP Devious Dan 2010 года). Например, «Arts of Exit». Такой поток энергии и счастья опасен, знаете, ведь на час-сорок можно забыть, что в мире вообще есть что-то плохое: начать верить в людей и лучшие их качества, полюбить жизнь, простить и забыть все обиды, такими они кажутся глупыми. Под звон колокольчиков Хальварда эмоции со знаком «минус» переставали существовать, и это – главная магия Xploding PlastiX.
Прозвучало три, кажется, неопознанных трека, что дает надежду на возвращение «пластиков» в студию и выход новой записи. Хотя, возможно, это была импровизация? Потому что всё в тот вечер выглядело спонтанным, легким, сумасшедшим. С настоящим так всегда: годы кропотливого труда и тренировок не видны, есть только фантастическое мастерство и легкость исполнения, как будто между делом. У XP этого не отнять, несмотря на редкость их вылазок. Признанные хиты вроде «Treat me mean, I need the reputation» и «Sports, Not Heavy Crime» взорвали публику, а финальный аккорд вечера «The Famous Biting Guy» стал фантастической феерией: танцы, объятия, слезы, нескончаемое «We want more!», смех и шквал аплодисментов, от которых сотрясались стены «ТеатрЪ»’а. Так и должны проходить лучшие концерты. Так закончилась сказка. И да, на то она и сказка, чтобы открываться немногим, случаться неожиданно и «в кои-то веки». Спасибо.
Выражаем благодарность за предоставленные аккредитации.
Mortebello
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).