Пять лет минуло с прошлого концерта Epica в Санкт-Петербурге (он же был и первым). С той поры дискография её располнела на два полноформата, состав немного изменился, но в целом всё осталось по-прежнему: до нас добралась яркая и громкая живая группа с энергичными участниками и обворожительной вокалисткой, способной раскочегарить моуджо любого мужчины, пусть даже и самой нетрадиционной из ориентаций. Студийные работы вызывают у прослушавших противоречивые мнения: кто-то впадает в экстаз, а кто-то не в силах пробиться через нагромождение помпезных кинематографических оркестровок и оглушительного металла разных сортов. Но вот что стоит знать даже тем, кому Epica в виде записи не по нраву: концерт этих голландцев стоит посетить хотя бы единожды, даже если вы не испытываете к их музыке тёплых чувств. С вероятностью девяносто девять процентов вы побежите и на следующее выступление, случись оно где поблизости. Увы, в две тысячи тринадцатом году новый тогда ещё альбом «Requiem for the Indifferent» российским слушателям группа представила лишь в Москве, зато сейчас в туре, посвящённом «The Quantum Enigma», были указаны не только столица страны и её северный товарищ, но также и Екатеринбург.
Ситуация с разогревом была решена изящным образом: он был и довольно неплох — москвичи Crimson Blue оказались вполне уместными и подходящими гостями, также обладая женским вокалом на фоне тяжёлой музыки, но с вдохновением из других источников. Однако, те, кто разогрев смотреть не желал и пришёл не ко времени открытия дверей клуба — семи часам — а к началу, указанному на афише, то есть, восьми, их выступление пропустил. И в то время, когда команда поддержки обычно только-только начинает играть, москвичи уже ретировались со сцены, оставив её на попечение техников. Приняли Crimson Blue достаточно тепло, а их вокалистка сумела расшевелить зал, к слову, уже довольно прилично заполненный, не только своими певческими способностями, но также и активной с ним работой, включая шутки, на которые получала немедленный отклик.
На подготовку сцены к выходу звёзд из Нидерландов ушло совсем немного времени. Да и после ждать особо не пришлось — Epica явно ценят время, не только своё, но и чужое. Но за эти несколько минут можно было рассмотреть не самую привычную расстановку инструментов. Обычно барабанная установка — это центр всего, возвышающийся за спинами остальных музыкантов и не допускающий сдвига в любую из сторон. Здесь же ситуация была иная — ударные сместили направо и поставили немного наискось, а на том же самом месте, но с левой стороны, угнездились клавишные. Выглядела такая планировка очень неожиданно, зато свежо. Кстати о свежести — забавная особенность группы была заметна и здесь. По краям сцены было закреплено множество вентиляторов, благодаря которым на всех фото и видео с любого концерта Epica шевелюры участников ну очень фотогенично развеваются.
И вот сцену заволокло дымом, из динамиков заревела интродукция, как положено, с хорами и таким уровнем ЭПИЧНОСТИ, что того и гляди слушателей сдуло бы, продлись она чуть дольше. Под неё музыканты важно прошествовали на свои позиции; под рёв зала, заглушивший интро, вышла Симона, и действо началось. Некоторым музыкантам необходимо время, они начинают не спеша и постепенно доводят себя и зал до апогея. В случае Epica расклад иной: группа сразу влупила так, что мгновенно испарились все иные цели и желания и запульсировала лишь одна мысль — трясти башкой так, чтобы расплескать всё её содержимое, полностью отдаться воле этой музыки. Может быть, студийно этот материал и звучал чересчур напыщенно, отвлекал излишествами и заставлял зевать, но, исполненный вживую, он очистился от всей шелухи и превратился в некое подобие тех волн, о которых повествовал зимний блокбастер «Kingsman», но с не таким летальным исходом. Пояснение для не понявших метафору: речь там шла о некоем излучении, которое заставляло приличных людей терять голову и предаваться безудержному беспределу, давая выход негативным, агрессивным эмоциям. Вот и здесь воздействие имело схожий механизм, но со знаком плюс, а не минус. Оно и понятно: порой даже самая прелестная песня звучит блёкло и нелепо, когда её исполняет человек, которому до лампочки собственное творчество. Что же до Epica, то им явно не скучно играть свой же материал, пусть группа уже и пересекла солидный возраст в десять лет. Да больше того — их по-настоящему прёт от происходящего, что немедленно передаётся в зал.
Со страстью голландцы извлекали из инструментов боевик за боевиком, заставляя толпу колыхаться от восторга. Живая и открытая мимика на их приветливых лицах, неподдельный восторг от мощной отдачи зала — такой заряд от музыкантов вкупе с энергичной музыкой заводит сильнее любых стимуляторов. Инструментальная часть группы неистово трясла космами, Симона от них не отставала, одновременно успевая петь, причём, делая это идеально. Иные певицы в живом и студийном варианте звучат как два разных человека (например, обе бывшие вокалистки Nightwish), но огненногривую Симону это не касается: своим голосом она владеет прекрасно, на концерте подавая это ещё эффектнее. Ведь на там помимо звука есть ещё и картинка, а в данном аспекте у Epica однозначно есть на что посмотреть. Тем более, глаз радуется не только выдающейся внешности обворожительной голландки, но и тем, как умело она комбинирует подачу настоящей рок-звезды, потрясающую сексуальность при внешней скромности и простое человеческое дружелюбие, которым буквально светится.
Гастрольную программу группа выстроила с опорой на позднее творчество и прошлогодний альбом в частности, что предсказуемо, но выбрала оттуда самые яркие номера, зазвучавшие в живых версиях куда как круче. Но даже в этом вопросе Epica смогли выделиться на фоне многих других групп. Обычно ведь сет-листы из двух соседних городов и ближайших дат похожи, как близнецы-братья (с тем исключением, что иной раз Москве достаётся несколько расширенный вариант). При сравнении же того, что звучало в Петербурге и на следующий день в Москве легко можно обнаружить пусть и не разительные, но отличия, для кого-то, возможно, являющиеся весьма весомыми. Так, к примеру, перед уходом на перерыв петербуржцы услышали «The Phantom Agony» с одноимённого дебюта, что выглядит куда привлекательнее, нежели «Design Your Universe» у москвичей. Ведь помимо того, что это просто очень классная песня, к её исполнению группа подходит с юмором и изобретательностью, превращая припев в подобие диско, поддерживая это ощущение световым оформлением а-ля «Дискотека восьмидесятых». Кроме того, в середине концерта Симона предложила выбор: или «Sensorium», или «The Last Crusade». И в обеих столицах выбор оказался разным, хотя и казался очевидным. В итоге в Петербурге было сыграно гораздо больше песен с первого альбома, среди которых «Cry for the Moon» стала буквально кульминацией всего концерта. И когда Симона протянула в сторону зала микрофон, предлагая спеть вместе с ней, то ответом ей было отнюдь не молчание, как иной раз случается, когда музыканты с досадой узнают о том, что русские поклонники не знают их песни. Здесь всё было иначе — громкий и дружный хор, вот что вызвало у Симоны очевидную радость.
Даже с технической стороны концерт оказался без изъянов: великолепный баланс звука, читаемость всех инструментов, отличный свет. Получается, что при всём циничном старании никак не получается отыскать хоть один недостаток. А теперь учтите, что эти впечатления исходят отнюдь не от фаната группы, а от человека, для которого лучшим альбомом у Epica так и остался дебют, а нынешний их вектор развития не находит понимания и симпатии. Представьте, что же должны были испытать настоящие поклонники? Сущий праздник, конечно, и в этом легко убедиться, прочтя их отзывы в социальных сетях. Редко когда можно увидеть столь многочисленный, единогласный и вне всяких сомнений искренний восторг. Эта группа умеет дарить радость, способна играть концерты, любого превращающие на полтора часа в преданного фэна и заставляющие вспоминать о пережитых ярких эмоциях даже много времени спустя. Так что если однажды на афишах своего города вы увидите простое слово из пяти букв — Epica — послушайте доброго совета: посетите это выступление и жалеть об этом вам не придётся.
Сет-лист:
- The Second Stone
- The Essence of Silence
- The Last Crusade
- Unleashed
- Storm the Sorrow
- Fools of Damnation
- Sensorium
- The Obsessive Devotion
- Victims of Contingency
- Cry for the Moon
- Drum Solo
- The Phantom Agony
Encore:
- Sancta Terra
- Unchain Utopia
- Consign to Oblivion
Выражаем благодарность клубу Космонавт за предоставленные аккредитации.
Sabre
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).