WAVE GOTIK TREFFEN 2015, Leipzig May 21-25
Немногие события в нашей жизни стабильно повторяются из года в год – персональные и государственные праздники, памятные даты, отпуска. Для авторов этого репортажа одним из таковых обязательных актов является путешествие в Лейпциг на Wave-Gotik-Treffen. Посещение фестиваля в этом году было для меня и моего мужа юбилейным, пятым по счету.
Едва ли стоит подробно рассказывать о том что из себя представляет крпнейший в мире фестиваль готической, индустриальной и сопутствующей музыки. Желающих почитать об этом отсылаю к своему прошлогоднему повествованию. Но обязательно стоит упомянуть о том что оба мы в этот раз были не рядовыми зрителями, а аккредитованными журналистами. И если у меня все же имеется большой опыт написания репортажей с самых разных концертов, в том числе зарубежных, то для моего супруга четыре фестивальных дня в Саксонии стали первым опытом и пробой сил в качестве концертного фотографа. Едва ли он когда-нибудь примерил бы на себя эту роль без моего участия и неожиданного предложения администрации нашего портала. Никогда в жизни муж не интересовался фотографией и фототехникой, и в эти майские дни впервые всерьез взялся за фотокамеру. Поначалу идея показалась чистой авантюрой. Тем не менее он предельно серьезно и ответственно подошел к незнакомому делу и с честью справился с поставленной задачей, оправдал оказанное ему высокое доверие. Настала моя очередь.
Летаем мы теперь не из Москвы, а из Лондона, что в данном случае оказалось как нельзя кстати благодаря наличию прямого рейса Лондон - Лейпциг. Добрались до места в рекордно короткие сроки и с максимальным комфортом. Особенно радостно что удалось избежать прежде обязательного перевалочного пункта – Берлина, нелюбовь к которому мне трудно скрыть. Повезло вдвойне: как позднее рассказал наш знакомый Алексей из Волгограда в этот день из-за забастовки железнодорожников попасть из Берлина в Лейпциг было невозможно.Таким образом, WGT-2015 стартовал для нас не на железнодорожном вокзале столицы Германии, а в лондонском аэропорту Станстед. Ведь «Треффен» начинается не с выходом на сцену первых музыкантов – «Треффен» начинается с первыми людьми в черных одеждах, с причудливыми прическами и броским мрачным гримом, которых заметили лично вы. Такие персонажи в заметном количестве присутствовали в очереди при посадке на наш самолет. Не удивлюсь если эти примерно два с половиной десятка человек составили основную часть британского контингента на фестивале. Немногим на нашем острове интересна музыка формата WGT.
Аэропорт Лейпцига в момент нашего прибытия (и стоит предположить что в любой другой момент) был тих, глух и почти пуст. Пятнадцать минут на такси – и мы в центре города, в том же отеле что и в прошлом году. В лобби привычное оживление и массовое заселение, вокруг ресепшен толкаются люди с музыкальными инструментами. Поднявшись на один из верхних этажей и открыв дверь своего номера понимаем что он гораздо просторнее и дороже того что мы бронировали – лояльность к постоянным гостям не может не радовать. Распаковываем вещи и без промедления ложимся спать – как в детстве, чтобы поскорее наступило завтра.
День 1.
L’AME IMMORTELLE
BLUTENGEL
KIRLIAN CAMERA
Как и год назад в нашем отеле живет множество музыкантов – жаль что я не многих знаю в лицо. Но вот Томаса Райнера, напротив которого мы сидели за завтраком, узнала сразу (Соня присоединилась к нему на следующий день). Австриец серьезен, сосредоточен, практически не улыбается и без умолку болтает со своими компаньонами – похоже, о делах. Голос у музыканта громкий и звучный, вокруг заняты все столы и за всеми идут беседы, но слышно одного Томаса. Впереди у него два выступления (L’AME IMMORTELLE и NACHTMAHR) и оба на крупнейшей фестивальной сцене. До встречи вечером, Томас!
Наше расписание на ближайшие четыре дня утверждалось долго и мучительно. В предшествующие годы проблема чаще всего заключалась в муках выбора между любимыми исполнителями играющими на разных площадках в одно и то же время. На WGT-2015 мы чаще сталкивались с проблемой полного отсутствия интересных нам исполнителей на всех сценах. Мы, как и многие другие постоянные гости фестиваля, приехали сюда не заглядывая в список заявленнных исполнителей – магия WGT слишком сильна чтобы раздумывать о целесообразности. И тем не менее. Иной раз по полчаса приходилось вертеть в руках фестивальную брошюру и пытаться хоть что-то скомбинировать. Ценой титанических усилий сложилась интересная, репрезентативная и, главное, эклектичная подборка, в которой нашлось место и «вечным» хэдлайнерам и ультрамодным новичкам, и настоящим «монстрам» «темной» сцены, и представителям андеграунда. Но обо всем по порядку.
После дня традиционно проведенного в лейпцигском зоопарке наш путь лежит в AGRA MESSEPARK. Это главная и самая большая (вместимость - 10000 человек) фестивальная площадка, святая святых Треффена, его сердце, голова и прочие жизненно важные органы. Помимо, собственно, сцены и многочисленных пунктов питания, здесь располагается грандиозный Treffen Markt, торгующий дисками, шмотками, побрякушками и прочим разномастным готическим барахлом вплоть до посуды и контактных линз. В глубине парка раскинулся кемпинг. Кроме того, гуляя здесь в разные годы, мы обнаружили полевой госпиталь, полицию, пожарную команду и даже что-то вроде детского садика сотрудники которого готовы присмотреть за вашими малышами пока вы наслаждаетесь музыкой. Нас же в первую очередь интересовал пресс-центр, где мы получили свои бейджи и откуда направились прямиком в концертный зал – времени на праздношатания среди готических толп уже не было.
Концерты в «Агре» обставленны торжественно – статус площадки к тому обязывает. Выходящих на сцену исполнителей объявляет конферансье из организаторов. Вот и теперь, благословив своего фотографа и отправив его на боевое крещение, я благосклонно выслушала протокольные, но очень сердечные приветствия от улыбчивого дяденьки. Мои знания немецкого за прошедший год не сдвинулись с нуля, но и без перевода можно было прекрасно догадаться что он говорил, как благодарил людей, решивших провести этот длинный уик-энд (на католическую «Троицу» Германия отдыхает 4 дня, с пятницы по понедельник) в Лейпциге на WGT. Ну а затем на сцену была приглашена группа, открывавшая музыкальную программу «Агры», да и всего фестиваля – L’AME IMMORTELLE.
Я могла бы сказать что мы пришли на этот концерт потому что в любом случае обязаны были первым делом приехать в «Агру» чтобы получить пресс-карты (и это правда), что от «Агры» до других площадок долго добираться (и это правда), что не нашли лучшей альтернативы (и это правда), что я решила отдать дань группе, которую любила в юные годы (и это правда). Но я скажу что до сих пор очень симпатизирую L’AME IMMORTELLE, а дуэт Сони и Томаса считаю одним из лучших на сцене. И уж точно особенным, запоминающимся. Я много лет не следила за творчеством группы и на концерте у них была только один раз, кажется в 2009 году. Несомненно это был лучший способ начать фестиваль – с готики, с классики.
Перед отъездом в Лейпциг я успела бегло ознакомиться с последними альбомами L’AME IMMORTELLE и удостовериться что со времен «NAMENLOS» едва ли что-то изменилось. Их произведения по-прежнему красивы, печальны, романтичны и эмоциональны. Разве что новые композиции с вокалом Сони показались скучноватыми и тягомотными – но мне и раньше нравились преимущественно те песни, где Соня и Томас поют вместе, за исключением, разве что, безусловных шедевров вроде «5 Jahre». Силу и прелесть L’AME IMMORTELLE я вижу прежде всего в дуэте, в совместной работе обоих вокалистов. И, к сожалению, на сцене этой совместной работы музыкантам немного не хватило – в плане презентации. В дуэте люди поют прежде всего друг для друга. Поэтому когда они, исполняя совместную композицию, разбегаются по разным углам и смотрят кто куда, не обращают внимания друг на друга - это выглядит, по меньше мере, неестественно. Зато какую эмоциональную окраску, какую сильную смысловую нагрузку приобретает музыка, когда эти двое, словно вняв моим мольбам, сходятся, начинают взаимодействовать и включают актерское мастерство – как во время исполнения «Es Tut Mir Leid» - залюбуешься! Драматический театр, не меньше.
Еще одна претензия, которую я долго не отваживалась озвучить. Надеюсь, поклонники Сони не будут оскорблены и заранее прошу у них прощения за мое слегка бестактное мнение. В таком виде к зрителям выходить нельзя. За время нахождения на сцене певица сменила три наряда и все они были чудовищно безвкусны и уродливы – один другого страшнее. Воронье гнездо на голове и черные дыры вместо глаз образ только ухудшило. Я деликатно умолчу о некоторых других недостатках сониной внешности – всем все и так понятно. Пугает что эти недостатки год от года становятся все более заметны, но сама Соня, возможно, и не виновата. Может я чересчур придирчива (особенно к тем, кого люблю), но по-моему личному мнению, артист обязан хорошо выглядеть – это реально при любых природных данных. И это не устаревший подход к человеку на сцене, это в принципе, вообще подход к человеку на сцене. Когда вы слушаете песни L’AME IMMORTELLE вы наверное несколько другой эту девушку представляете...
Далее – только о приятном. До концерта присутствовало некоторое волнение и опасение касательно вокальной формы как Томаса, так и Сони. За неделю до поездки муж знать не знал кто такие L’AME IMMORTELLE и в качестве ликбеза прослушал запись с одного из недавних концертов группы. «Что же они как отвратительно поют?» - недовольно изрек любимый? Я рада была бы броситься на защиту замечательных музыкантов, не будь резюме любимого абсолютно справедливым. Но к счастью, в этот вечер в «Агре» Соня и Томас не дали нам повода для злословий и справились со всеми вокальными партиями великолепно – супруг их заслуженно похвалил. Я высоко ценю тот факт, что обладая весьма маленькими, далеко не мощными голосами, оба вокалиста L'AME IMMORTELLE выжимают из себя максимум и работают на пределе своих невеликих возможностей, на самой грани. У многих бывает с точностью до наоборот – могут, но беззастенчиво халтурят. Как Соня невероятным усилием воли залезает на неподвластные ей верха, как Томас почти срывающимся голосом дотягивает то, что ему безумно сложно дотянуть – у других выглядело бы жалко и смехотворно, а у этих двоих вызывает восхищение. Браво! Позволю себе, однако, еще одну едкую шпильку, на этот раз в адрес Томаса: дабы сохранить голос неплохо бы парню перестать драть глотку в NACHTMAHR и вообще распустить этот сомнительный проект и забыть о нем как...о нахтмаре, да. И заняться созданием чего-то прорывного для L’AME IMMORTELLE. От всей души советую.
Концертный сет-лист включал в себя как хорошо узнаваемые песни со старых альбомов разных лет («Gefallen», «Stumme Schreie» «Bitterkeit» «Phonix»), так и новый материал, который я идентифицировала не без труда. Очень впечатлили сольные выходы Томаса – «Eye Of The Storm» и в особенности «Komm Zu Mir». На сцене Томас неудержим, настоящий сгусток энерегии, поминутно взрывающийся и отлично выражающий эмоции движениями, жестами. Я даже не ожидала такой бешеной активности, хотя и догадывалась о неисчерпаемых запасах энергии наблюдая за ним утром. Соня пела в своей фирменной манере, обводя аудиторию невидящим потусторонним взглядом и совершая, казалось, не зависящие от нее амебообразные шатания, глубокие прогибы и рваные взмахи руками. Модели сценического поведения двух вокалистов L’AME IMMORTELLE своеобразны и совершенно непохожи, но их роднит искренность передаваемых эмоций, глубина чувств, полное отсутствие наигранности и притворства. Им охотно веришь каждую секунду и от этого еще сильнее проникаешься их прекрасной музыкой. Может это звучит наивно, но так оно и есть.
Под конец выступления коллектив достал лучшее из своего арсенала и наступил звездный час Сони – «Life Willl Never Be The Same Again» «5 Jahre» и, в заключение, «Requiem». Примечательно что последние две вещи группа исполнила на «бис» - как правило, такой чести на фестивале удостаиваются только хэдлайнеры. Музыканты тепло попрощались со зрителями и ушли, оставив после себя сладкое послевкусие подлинного таланта и чистого искусства.
Дальше писать прямо-таки неловко. Могла ли я подумать что однажды приду на концерт группы BLUTENGEL, которую, без преувеличения, ненавижу и всячески не могу терпеть? По пальцам одной руки могу я сосчитать выступления в посещении которых мне признаться стыдно. Справедливости ради нужно уточнить что все они состоялись в рамках фестивалей и явились результатом злокозненных неудобных расписаний. Мы очень хотели поехать в клуб Felsenkeller на французов SOROR DOLOROSA, но никак не успевали попасть на эту, пожалуй, самую удаленную от «Агры» площадку, где никогда не были и слабо представляли где она находится. Поэтому, скрепя сердце, приняли решение остаться в «Агре» и смотреть что дают. Преподать себе урок толерантности, так сказать.
Вам никогда не приходилось задумываться почему условная группа, достаточно популярная и успешная, вам категорически не нравится? Почему на ее концерты приходит куча народу, покупает диски этой группы и называет ее в числе своих фаворитов, а вы испытываете только неприязнь? Почему вы видете что группа эта и ее музыка бездарна, тупа, безыдейна, а другие не видят? Легче всего признать себя проницательным и искушенным экспертом, а остальных идиотами, но я, как правило, в такой ситуации начинаю сомневаться, паниковать и бояться что это со мной что-то не так, что это я не понимаю очевидных всем истин. Может я чего-то не расслышала, может, была невнимательна? Я честно и прилежно силилась в свое время постигнуть привлекательность музыки BLUTENGEL для широких слоев готического населения, но все попытки провалились с оглушительным треском. Ни один диск не удалось мне дослушать до конца и, признаться честно, более пустой, примитивной, безликой и бесталанной группы на темной сцене просто нет. По крайней мере, в соответствующей «весовой» категории.
Как на live-шоу, так и на альбомных записях BLUTENGEL – это полное собрание всевозможных стандартов, штампов, лекал и клише, существующих в готической музыке. Не обладая талантом, голосом, харизмой, артистизмом и прочими желательными для музыканта качествами, лидер коллектива, хладнокровный и расчетливый Крис Поль, тем не менее, блистательно выучил правила написания простых и понятных публике песен и с успехом применяет свои знания не только в рамках BLUTENGEL, но и в других своих столь же бесполезных проектах. В результате рождаются бледные и бедные композиции, не оставляющие следа ни в памяти, ни в душе, ни в сердце. Если вы хотите дать незнакомому человеку как можно более полное представление о готической музыке, сводив его на один-единственый концерт – пусть это будет BLUTENGEL. Вот только вряд ли ваш испытуемый захочет продолжения.
В последующие после выхода коллектива на сцену почти полтора часа я целиком и полностью утвердилась в своей правоте, несмотря на массы довольного народа, прилично заполнившего огромный танцпол «Агры». После фонтана эмоций, россыпи прекрасных мелодий и вокального наслаждения L’AME IMMORTELLE шоу BLUTENGEL показалось механическим и неживым, при том что у первых не было никаких «погремушек» и мишуры, вторые же прибегли ко всему набору привычных аттракционов призванных приукрасить унылый музыкальный контент. Огромные экраны по бокам сцены, грохочущие фейерверки, извивающиеся в «эротичных» танцах и обжимающиеся друг с другом девицы. И уж конечно все силы были брошены на создание «истинно готического» антуража: кресты, бутафорская кровь, развратные монахини, факелы, пластиковые крылья, вампиры, цепи и ошейники – Крис Поль не гнушается ничем. Если вам на ум приходят какие-то подобные штучки в этом духе и я забыла их перечислить – не сомневайтесь, это тоже было. Сам господин Поль выглядит именно таким каким я его представляла – учтивым, манерным, самодовольным и пафосным, но строго в меру – гения из себя не корчит. Чувствуется что фронтмен BLUTENGEL вовсе не наивный дурачок и вполне трезво оценивает свои способности и скромные дарования, осознает что публику во время его выступлений необходимо развлекать всеми возможными средствами. Я не могу сказать что он поет плохо – за ним просто не хочется наблюдать, не интересно, не цепляет. То же можно сказать и о вокалистке – пресной даме с одним и тем же выражением лица и посредственным голосом. Но разве хорошая и перспективная певица пошла бы в BLUTENGEL?
К середине концерта я порядком утомилась и намеревалась уже выбираться из мешанины серых неразборчивых мелодий и монотонных вокальных линий. Мы с милым договорились что после трех отведенных на фотографирование песен он найдет меня в условленном месте, но этого так и не произошло. Я как всегда забыла телефон, злилась и обреченно пялилась на сцену. Периодически стихающая музыка и зрительские аплодисменты подсказывали мне что одна песня закончилась и началась другая – сама бы я их в жизни не отличила. Оставалось смиренно ждать завершения этого блеклого действа и вслушиваться в избитые строчки о кровавых ангелах, люциферах, вампирских романсах и прочих кровавых удовольствиях. Стоит ли говорить что окружающие меня толпы поклонников казались полностью удовлетворенными происходящим? Впрочем, положа руку на сердце, признаем что фанаты BLUTENGEL – ребята неприхотливые.
Под занавес выступления берлинских «титанов» на меня снизошло озарение в виде знакомой песни – и действительно, на фоне всего остального репертуара BLUTENGEL «Reich Mir Die Hand» звучит как настоящий шлягер. Через минуту нашелся любимый. Мой муж – человек с практически безупречным музыкальным вкусом и, в отличие от меня, к самокопанию и самоедству не склонен – иногда я ему завидую. Впервые услышав BLUTENGEL на этом концерте сметливый супруг сразу все понял, так что после отведенных фотографам трех песен, каким-то чудом разминувшись со мной, спокойно присел на пол за колонной и принялся отбраковывать фотографии. BLUTENGEL его более не интересовали.
Торопливо ужинаем и в спешке покидаем «Агру». Наша следующая цель – Volkpalast, одна из лучших концертных локаций Лейпцига, куда всякий раз так приятно возвращаться. Медлить никак нельзя – на сцену большого «купольного» зала готовится выйти KIRLIAN CAMERA.
Культовая итальянская группа под управлением Анджело Бергамини была и остается загадкой для меня. Сколько раз садилась я с твердым намерением изучить запутанное творчество одного из пионеров готической и индустриальной музыки (не только в Италии, но и в Европе в целом), но все попытки были тщетны – я ни в чем не разобралась. Я даже не разгадала что же такое играет KIRLIAN CAMERA и с уверенностью могу только сказать что музыка у них электронная, аналогов не имеющая и второй такой группы в мире нет. Darkwave, industrial, gothic – вроде бы в произведениях итальянцев все это имеется, но начав слушать их альбомы быстро приходишь к выводу что перед тобой ни одно, ни другое, ни третье, и даже не их смесь; что указанные определения и на половину не описывают странную, экспериментальную и непостижимую музыку KIRLIAN CAMERA. Двумя словами – штучный товар.
Со статусом коллектива также все неоднозначно. Вроде бы о KIRLIAN CAMERA все слышали и все знают, лестно отзываются, но много ли вы встречали фанатов данной музыкальной формации? В Европе группа очень уважаема и пользуется огромным авторитетом, продолжая оставаться, по сути, глухим андеграундом. В России же творчество Анджело и его группа как творческая единица – terra incognita. Однажды, в 2009 году, их даже привозили в Москву на Synthetic Snow – говорят что основная масса слушателей схлынула по окончании сета DIORAMA. Меня на том фестивале не было, как не было меня и в «Агре», где группа была хэдлайнером в 2010 году. Шансы увидеть аппенинскую легенду вживую предоставляются редко, так что на этот раз я была настроена всерьез.
Но когда мы подбежали ко входу в «Народный дворец» внутри у меня все оборвалось: очередь желающих попасть внутрь растянулась на такое расстояние что и конца не видать. Купировав приступ паники, решаем воспользоваться своим привилегированным положением. Деловито потрясая пресс-бейджами пропихиваемся к охране, которая без проволочек пропускает запыхавшихся журналистов. Заходим в зал и вновь замираем на месте в остолбенении: ни до ни после я не видела в этом помещении столько людей, да и представить не могла что их сюда столько влезает. Мне удалось занять буквально последнее приличное место с хорошим обзором: в глубине зала, прямо напротив сцены, на верхней ступеньке перед подиумом, на котором располагалось оборудование звукорежиссера. Причем чтобы нормально стоять пришлось припасть на стол с пультом, ноутбуком и прочей техникой – счастье еще что милостивый звукорежиссер мне это позволил. В мгновение ока немногочисленные свободные квадратные меры у выхода из зала, откуда вообще мало что можно было разглядеть, заполнились. В зале не то что яблоку – яблочному зернышку негде было упасть. Я постаралась не думать об очереди на улице. Многие десятки, а скорее даже сотни пришедших KIRLIAN CAMERA так не увидели и не услышали. По крайней мере этим вечером.
К счастью, у несправедливо обделенных впереди была вторая попытка, поскольку KIRLIAN CAMERA давали в рамках WGT целых два концерта. Второе шоу состоялось в воскресенье и прошло на второй по величине концертной площадке WGT – Kohlrabizirkus, что представляется куда более логичным выбором. Вероятно организаторы руководствовались теми соображениями что программа первого концерта состояла преимущественно из ранних работ группы и теоретически могла быть менее интересна слушателям. Практика показала что это абсолютно неверно.
Сначала в клубах дыма и мертвенно-синем свете под звуки шипяще-скрежещущего интро на сцене появились Анджело и клавишник группы (который время от времени присаживался за настоящее фортепьяно) и сыграли что-то инструментальное – и по звуку, и по настроению больше смахивающее на dark ambient. Далее к музыкантам присоединились все остальные участники группы – гитарист, басист и, разумеется, синьора Элена Аличе Фосси.Тут следует вернуться к моим рассуждениям о том как должен выглядеть на сцене артист, потому что прекрасная Элена – образцовый тому пример. Она точно знает как ей нужно одеться, постричься и накраситься чтобы выглядеть шикарно и заставить любоваться собой. Но этого мало. Почти сразу стало очевидно что Анджело принял Элену в группу не только за эффектную внешность. Она вышла и запела тем грудным, подернутым хрипотцой голосом по которому моментально идентифицируются итальянки. Вокал у девушки далеко не безупречный, ему не достает силы и чистоты, но зато в нем с избытком чувственности, глубины и...характерности что ли? Такой голос не забудется и не утонет в массе других. Кроме того фронтвумен KIRLIAN CAMERA вполне можно подать как пример артистизма, харизмы – и тут я долго распинаться не буду. Эта женщина – звезда. Точка. Не верите – найдите возможность хотя бы раз увидеть ее на сцене, вы точно не пожалеете. Cвободная, уверенная в себе, проживающая на сцене полнокровную и увлекательную жизнь, которой она щедро делится со слушателями – глаз не оторвать.
Песни, прозвучавшие в стенах Volkpallast этим вечером, как уже упоминалось, относятся к раннему периоду творчества коллектива. Следовательно, в течение всего выступления Элена исполняла композиции в создании которых она участия не принимала и лично мне гораздо больше по душе именно ее версия вокальных партий к «Eclipse», «Blue Room», «Edges» «Ocean», «Heldenplatz» и прочим. Предыдущая вокалистка (а заодно и предыдущая возлюбленная Анджело) обладала монотонным, понурым и заунывным голосом, более годным для готик-рока чем для танцевальных хитов тяготеющих к итало-диско 70-80х годов. Глядя на сурового нелюдимого дядьку Анджело, прячущегося за темными очками, трудно поверить что он автор этих песен. Тем не менее, Бергамини всегда был поп-ориентированным музыкантом, по-настоящему «темнеть» KIRLIAN CAMERA начала лишь с присоединением к коллективу на рубеже тысячелетий Элены Фосси. В своих интервью Анджело неоднократно подчеркивает какое огромное влияние оказала на него Элена, как встреча с ней раз и навсегда изменила его жизнь и музыку. Что ж, в образ femme fatale певица безусловно вписывается, но вот темное начало в этой заразительно жизнерадостной, улыбчивой обворожительной девушке даже заподозрить сложно.
Пару раз отец-основатель группы вышел к микрофону и выдал какой-то совсем уж хмуро-олдскульный перфоманс, декламируя и скандируя в микрофон грубым надтреснутым голосом песни, которые я не опознала ни во время прослушивания, ни после. По структуре и ритму – чистый martial. В ходе исполнения седобородый патриарх заглядывал в тетрадочку с текстом, то и дело откашливался, настраивая и «поправляя» голос. На то есть уважительная причина – творческий стаж Анджело перевалил за 40 лет, сколько ему самому сейчас остается только догадываться. Зато от треков в исполении Элены осталось ощушение легкости, радости и ликования. Часть песен прозвучали не архаичных аранжировках, а в приближенном к сегодняшнему дню варианте, так что вышло вполне современно и свежо – и послушать и потанцевать приятно. То же относится и к песням, презентованным в оригинальных версиях – никакого нафталина, никакой дряхлости в звуке и в настроении. Плохо что у меня в моем закутке не было места для танцев, даже апплодировать приходилось с большой осторожностью и риском свалиться со ступеньки на ни в чем не повинных коллег-слушателей.
Я не ждала чего-то особенного от этого выступления, а в итоге получила не только избыточную компенсацию морального ущерба за пережитый BLUTENGEL, но и лучший концерт WGT-2015. Все мои вопросы относительно KIRLIAN CAMERA остались неотвеченными, а тайны – нераскрытыми , но это меня не сильно расстроило. Когда пишешь о музыке, когда оцениваешь выступление и ко всякому артисту подходишь критически, ожидая от него ошибок, четко регистрируя несовершенства, иррациональное и неуловимое выбивает из колеи и ставит в тупик. Объяснение тому может быть одно – волшебная сила искусства, чародейство, которое берет верх над цинизмом и предубеждениями, ломает стереотипы и заставляет вас еще больше полюбить музыку.
День 2.
ROMA AMOR
MINUIT MACHINE
AUTOMELODI
AGENT SIDE GRINDER
После завтрака – дежурный променад по центру города, от Площади Августа (Augustusplatz), Университета, Оперного театра и Филармонии к Рыночной площади (Marktplatz), церквям Святого Николая и Святого Фомы, Новой Ратуше. Сколько раз мы ходили по этим знаковым местам – не сосчитать. В дни когда город охватывает готическая лихорадка главные улицы превращаются в подиумы где гости фестиваля выгуливают свои наряды и наслаждаются заслуженным вниманием горожан и туристов, изумленными взглядами и вспышками фотокамер. Суббота – самый интенсивный и богатый на события день как для WGT, так и для празднующего города. К тому же это последний шанс заняться шопингом и просто купить все необходимое для жизни до конца долгого уик-энда: в воскресенье и понедельник все магазины будут закрыты, даже работающий банкомат найти станет проблемой.
И все же именно этот традиционно суетливый и беспокойный день обещал стать для нас самым организованным и компактным в плане перемещений по концертным площадкам. Расписание субботы, не в пример остальным дням, было предложено Виталей и принято мной без прений и колебаний. К 17.00 мы пришли в Altes Landratsamt где этим вечером играли неофолк. Главным достоинством клуба является расположение в трех минутах ходьбы от Центрального вокзала. Для меня же это уникальное место, приближаясь к нему я всегда чувствую благоговейный трепет, сердце замирает в ожидании чуда. Именно здесь на WGT-2013 мы видели итальянцев IANVA – то был лучший концерт в моей жизни, воспоминания о нем ничуть не потускнели за два года – только ярче стали. От соотечественников IANVA – группы ROMA AMOR ничего подобного ждать не приходилось, но в то что их выступление станет по-средиземноморски приветливым уютным и эмоциональным верилось без труда.
ROMA AMOR – это дуэт вокалистки-гитаристки именующей себя Euski и аккордеониста-басиста Микеле Кандела. Во время живых выступлений к группе присоединяется брат Микеле Джеймс (ударные). Неофолк в Италии цветет пышным цветом и приятно что все работающие в жанре исполнители имеют свои специфические черты. В случае ROMA AMOR приставку «нео», пожалуй, можно и убрать совсем. Они черпают вдохновение во французском шансоне, кабаре, итальянской народной музыке и вообще итальянской музыке – пропорция элементов варьируется от альбома к альбому. «Темного» и «подпольного» в творчестве ROMA AMOR тоже мало – подобные песни нередко звучат из ресторанов и кафе по всей Италии. Вообще яркую «итальянистость» группы следует жирно подчеркнуть – это ключ к пониманию музыки ROMA AMOR. Первым делом группа презентовала треки со своего текущего альбома «On The Wire», затем перешла к материалу с прошлых релизов, чем многих в зале заметно порадовала. Все-таки англоязычная лирика в их музыке неуместна – песни начинают звучать сухо и стандартно, все очарование сходит на нет. Другое дело цельные и гармоничные композиции на итальянском, французском и испанском – стопроцентное попадание в характер и дух музыки.
Вокалистка - крошечная женщина, просто дюймовочка с пышной копной черных кудрей – обладает правильным итальянским голосом – низким, грудным, хрипловатым, очень естественной и самозабвенной манерой пения, так что порой чуть ли не рыдает в микрофон. Звук у группы простой и незамысловатый – мягкие ударные, акустическая гитара, ностальгический аккордеон. Подача скромная и лаконичная – как для близких друзей, без высокопарностей и самолюбования. Мне очень приглянулась лирика на итальянском – даже в отрыве от музыки, приятные трогательные стихи. Из интересностей в сет-листе отметим перепевку знаменитой «Cambodia». Я привыкла слышать эту вещь в трактовке APOPTYGMA BERZERK (прости меня, Ким Уайлд!), но и у итальянцев получилось весьма необычно. Еще одна кавер-версия – «Amsterdam» Жака Бреля. Эта вещь была переведена на английский, но исполнена с надрывом, грубой страстью и пронзительностью оригинала, но излишне плаксиво, на мой взгляд – слегка пересталалась Euski. В любом случае хочется поблагодарить ребят за то что заставили вспомнить о замечательном бельгийском артисте!
В какой-то момент я перестала смотреть на музыкантов, потому что на экране за их спинами началась демонстрация неизвестного мне фильма с потрясающими видами Венеции с крыш изысканных палаццо. Увы, до конца кино досмотреть не удалось – и это была далеко не единственная причина сожаления по поводу окончания сета ROMA AMOR. Очень доверительное и греющее душу выступление, особенно для тех кто бывал в Италии и неравнодушен к стране, ее культуре и языку.
Ну а теперь пришло время круто резко и надолго поменять тональность. Следующим эпизодом нашего концертного вечера мы открываем целую серию рассказов о злободневных и животрепещущих трендах темной сцены и сопредельных ей земель – о том что слушают прямо сейчас, в прямом эфире. О «нео-готике», «пост-готике» и прочем «дарк-хипстерстве», наделавшем немало шуму в соответствующих меломанских кругах. Игнорировать такое нельзя, да мы и не смогли бы – эта музыка одинаково интересна нам обоим. Приятно что фестиваль чутко улавливает нарождающиеся моды и новые веяния – те же AGENT SIDE GRINDER приезжали на WGT уже после первого же альбома. В прошлом году в программе значились LEBANON HANOVER и DIE SELEKTION, еще ранее XENO&OAKLANDER. Но именно в 2015 на «Треффене» состоялось массированное пришествие значимых фигур этой тусовки.
Мы направляемся в клуб Stadtbad – новую локацию и для нас и, кажется, для фестиваля вообще (не припомню этого названия в расписаниях прошлых лет). Слог «bad» в названии намекал что в прошлой своей жизни это историческое здание было общественными банями-купальнями. И действительно, в туалетных комнатах обнаружились скамьи для хамама, что-то вроде раздевалок, полки для полотенец, изображения русалок на стенах. Но когда мы заглянули в зал на секунду возникло ощущение что бани здесь функционируют и по сей день, по крайней мере, парные – помещение заволокло густым дымом, так что я не сразу смогла различить где находится сцена. А уж что там, на подмостках, происходит, так и осталось скрыто пеленой непроглядного тумана. Программка услужливо подсказала что свое выступление заканчивает американская команда CRASH COURSE IN SCIENCE. То что мы успели услышать было очень громко, зловеще и основательно давило на нервы, а уж вкупе с нулевой видимостью в зале, изредка разбавляемой вспышками стробоскопов, вызывало довольно угнетающие ощущения. Концовку сета мы провели в коридоре на скамеечке. После ROMA AMOR перестроиться на такое было нереально.
Зато выступления, которые являлись нашей целью, я честно отстояла на лучшем месте в первом ряду. Сначала на сцену вышли две француженки под названием «MINUIT MACHINE». Тут же стало понятно как отчаянно не повезло в этот вечер всем без исключения фотографам – даже самым опытным и обладающим наиболее совершенной техникой. Обильные, плотные клубы дыма, острая нехватка освещения и вездесущие стробоскопы сделали процесс фотосъемки крайне тяжелым. Некоторые из собравшихся в фотояме просто-напросто обреченно скрещивали руки на груди и старались переждать неблагоприятное время, надеясь что через минуту-другую им все же дадут возможность поработать. Зрителям пришлось еще хуже, позднее нам довелось прочитать множество жалоб на отвратительное освещение в клубе в этот вечер. Я смотрела на сцену из первого ряда и порой не видела практически ничего. Начиная с 5-6 ряда люди, как мне представляется, в лучшем случае могли лицезреть какие-то тени, разлачить расплывчатые силуэты. А зрелище разыгравшееся на сцене Stаdtbad в этот вечер стоило просмотра в самых превосходных условиях. Но это касается тех исполнителей, которые оккупировали сцену после французского дуэта. Визуальная же сторона перфоманса MINUIT MACHINE не представляла собой ничего любопытного. Девушки играют очень качественный, заслуженно расхваливаемый профильными СМИ сугубо электронный сold wave/minimal synth , который, несмотря на массу заимствований и вторичность, ругать почему-то не хочется. Вокалистка, Амандин, усердно сохраняя скорбное лицо и некрасиво сутулясь, перетоптывается с ноги на ногу (танцем это не назовешь) и чеканит свои тексты заунывным голосом. Композиторша, Элен, так же механически топчется за пультом. Сильно загруженной ее не назовешь – нажала пару кнопок и можно идти гулять до конца песни. Однажды, правда, она выдвинулась к микрофону – исполнить на родном языке «Toi Et Moi N’Existe Plus». Это был удачный эксперимент в нужный момент – в середине выступления, когда однообразный голос Амандин начал приедаться и кратковременная смена вокала пришлась вполне кстати. Выглядят подруги немного неуклюже, непрофессионально, держатся индифферентно и публику не замечают. Больше похоже на репетицию. Зато честно. Барышень спасает музыка – она у них действительно хороша. Тоска-печаль первостатейная, при не самом радужном настроении можно расплакаться и уж во всяком случае серьезно захандрить – какая уж тут «холодная волна»! Но главное достоинство сочинений MINUIT MACHINE – когда они прекращают играть вы их помните. Когда вы слышите их повторно, то без труда воскрешаете в памяти. Эта принципиально важная черта у многих коллег француженок, к сожалению, отсутствует. Единственный на сей день альбом совсем молодого дуэта («Live And Destroy») вышел в прошлом году = его и сыграли целиком. На мглу перед глазами и хмурые непроницаемые лица участниц группы скоро стало наплевать – нравится и все. Сердце щемит. Достойная музыка всегда первична.
Следующий герой вечера – франкоязычный канадец из Монреаля по имени Ксавье Паради - предстал перед аудиторией в качестве лидера своего проекта AUTOMELODI. Во время живых выступлений на сцене к нему присоединяется давний друг и соратник Хейден Пэйн (послушайте его основную группу DREAM AFFAIR), отвечающий за гитарные партии. Корни музыки заокеанского гостя прослеживаются в европейской «новой волне» (быстрее всех на ум приходят SOFT CELL) и от всего остального minimal/synth pop/cold wave отличаются, прежде всего, франкоязычной лирикой и легкими французскими поп-мелодиями – и почти без пост-панка. За какие уши AUTOMELODI притягивают к темной сцене – мне лично невдомек. Звук, конечно, своеобразный и с жанром все неоднозначно, но от готики месье Паради бесконечно далек. Хотя если учесть что в воскресенье на сцене Кольрабициркуса отплясывали беспечные гламурные электро-клешеры VIVE LA FETE – стоит ли чему-то удивляться? Сценическое представление альбомных треков превзошло мои скромные ожидания. Приглашенный гитарист, апатичного вида молодой человек, охотно влез в шкуру статиста и комфортно слился с окружающей средой: ноги будто вросли в сцену, голова повисла на безвольной шее, безучастный взгляд скучающего малохольного подростка. Зато лидер и единственный полноценный участник коллектива развил чрезвычайно бурную деятельность и с легкостью удерживал внимание наблюдающих. Можно представить как непросто целый час без перерыва петь по-французски в достаточно быстром темпе, почти не делая пауз между песнями, очень точно расставляя интонационные акценты и виртуозно играя голосом – приятным, мягким, мечтательным, романтичным. А ведь он еще ловко лавировал между своими электронными приспособлениями, беспрестанно что-то нажимая, переключая, добавляя, изменяя настройки, поминутно хватался за бубен и энергично в него бил. А что вы скажете о танцах нон-стоп с молниеносными перемещениями по всей сцене, интересным рисунком движения, безукоризненным поддержанием ритма каждой клеткой тела? Он все контролировал, обо всем позаботился и везде успевал. Шоу пролетело на одном дыхании, просто пронеслось ни разу не затормозив и не сбившись – концентрированно, грамотно, танцевально. А исполнение «якорных» треков AUTOMELODI доставило подлинное наслаждение – «Schema Corporel», «Limite Malade», «Buanderie Jazz», «Rayons De Ryen» - думается, таким песням сама Милен Фармер позавидовала бы. Очень солидный перфоманс – в этом мы с мужем были как никогда единогласны.
Апофеозом вечера в Stadtbad, а для меня лично и кульминацией всего фестиваля стало выступление шведских кудесников AGENT SIDE GRINDER. На протяжении всего вечера в зале нарастало напряжение, предчувствие, которое можно было буквально нащупать в воздухе – ждали именно их. Ряды слушателей порядочно уплотнились. «It’s time to ruuuuuush!» - азартно вопили в разных углах танцпола. Я колебалась не убраться ли подобру-поздорову из первого ряда к какой-нибудь колонне или стенке, потому что в зале было замечено немало крепких молодцов с бритыми затылками в футболках и балахонах Old School EBM – в частности мой сосед, брутального вида швед, нетерпеливо бивший кулаком в ограждение перед сценой. Но желание разглядеть ASG за дымовой завесой оказалось сильнее предосторожностей.
Обойдемся без долгой подводки и подробного введения в творчество AGENT SIDE GRINDER – о них, должно быть, слышал каждый кому не безразлична «темная» сцена и подступы к ней. Данный квинтет, пожалуй, может претендовать на рекорд по количеству хвалебных и лестных отзывов в адрес своих альбомов «Hardware» (2013) и «Alkimia» (2015) как в профильных изданиях, так и в среде простых слушателей. Не присоединиться к хору славословий будет с моей стороны дурным тоном и распиской в неумении держать руку на пульсе событий, а – AGENT SIDE GRINDER определенно событие, наделавшее шуму и вызвавшее переполох . Поэтому поспешу с признаниями: я люблю ASG, как люблю и уважаю JOY DIVISION, NEW ORDER, KRAFTWERK, SKINNY PUPPY, SHE WANTS REVENGE, LADYTRON и прочих разных и прекрасных артистов, чьим наследием вдохновлялась великолепная шведская пятерка при создании своей эклектичной мультижанровой музыки.
Они появились на сцене на полчаса позже предписанного времени, наэлектризовав атмосферу до самого пика. Но разве неземные начальные басовые риффы вступления «Into The Wild» не достойная награда за долгое ожидание? Ничего другого нам, неисправимым фанатам JOY DIVISION, не надобно. А тут еще в дело вступил наждачно-суровый баритон Кристоффера Грипа, гипнотические аналоговые синтезаторы, мелодия сходу впечатывающаяся в память - и слушатель на крючке, с которого не соскочить. Но вовсе не музыка повергла меня в изумление и эстетический шок, а мимические этюды и своебразная «хореография» вокалиста. Этот WGT оказался богат на танцующих фронтменов, так вот первое место в импровизированном конкурсе «Танцы звезд» мы однозначно присуждаем господину Грипу, чья сумасшедшая пластика и кошачья грация заслуживает бесконечных комплиментов. По мне бежал электрический ток при виде выкрутасов, которые он выделывал своими длинными ногами. Казалось, парень на коньках и выписывает на льду сложнейшие фигуры. За скольжение – твердая десятка. Ноги – это еще пол-дела. У этого фантастического человека танцует каждый мускул: плечи, шея, голова – все в константном движении. Что-то явственно знакомое проскальзывало порой в схеме растанцовок, а еще более – в безумном взгляде, пронзающем тебя как рентгеновский луч, в закатившихся глазах, дерганых жестах... «Ну это же Ян Кертис вылитый», - первое что сказал мне муж после концерта и был чертовски прав. Кроме того группа имеет в активе совместные выступления с Дирком Ивенсом – пожалуй, от бельгийского мастера фронтмен ASG тоже кое-чего поднабрался в смысле перфоманса. Столь же сильные эмоции я испытала позже, отсматривая фотографии и дивясь тому насколько фотогеничен Кристоффер – ни одной неудачной позы, рук-макаронин и кислых физиономий. Он каждую секунду был готов к съемке.
На сцене ASG смотрятся и звучат очень круто и стильно, а благодаря экспериментальному подходу и нестандартному смешению в музыке широкого спектра стилей (post-punk, minimal synth, indie, synth-pop, industrial) и, как результат, наличию разнообразного репертуара, не надоедают. Отпускать их со сцены совершенно не хочется. Прекраснейшие, почти что мейнстримовые хиты с «Alkimia» (умение писать идеальные поп-песни у шведов, должно быть, в крови) удачно миксовались с менее дружелюбными к массовому слушателю минималистски-шершавыми абразивными композициями и зазубренными текстурами с «Hardware». В концовке «Giants Fall» и припеве «Wolf Hour» (эта песня была записана в дуэте с шведским исполнителем HENRIC DE LA COUR) прозвучал мягкий и красивый вокал кравишника Йохана Ланге. Мне понравился контраст двух этих голосов, абсолютно противоположных по тембру и высоте. Возможно ребятам стоит чаще использовать голос Йохана при создании новых композиций.
Хочется вновь и вновь подчеркнуть и провести красной нитью через текст мысль о поразительной эклектичности музыки AGENT SIDE GRINDER – можно еще с легкостью вспомнить минимум десяток совершенно полярных групп, отголоски которых отчетливо слышны в песнях шведов. Навыки комбинаторности и музыкального кроссбридинга у них просто выдающиеся. Живые выступления коллектива также оставляют неизгладимые впечатления и я настойчиво, навязчиво и внушительно рекомендую вам не пропускать концерт ASG если таковой будет проходить в пределах досягаемости от вас. И все же позвольте ложку дегтя. Вдохновляться и заимствовать идеи, вдыхать новую жизнь в устоявшиеся жанры – не запрещено и не наказывается, но точное копирование – немножко за гранью. Как, например, использование в «This Is Us» басовых риффов из «Shadowplay» JOY DIVISION. Из какой конкретно песни SHE WANTS REVENGE взята мелодия к «For The Young» я так и быть, искать не стану. Возможно я вредничаю и перегибаю палку. Возможно мы уже подошли к той черте, когда оригинальные риффы и мелодии закончились и осталось лишь повторяться.
Все параллели, аналогии, ехидные ремарки не омрачают и не отменяют добрых слов и высоких оценок музыке ASG и описываемому концерту. Вокалист отработал просто блистательно, воспламенив все вокруг себя и так выложился на сцене, что на следующее утро хотелось позвонить и справиться о его самочувствии. Почти не дыша пережила я любимую «Mag 7» - это гипноз, транс и улет в другие миры, ни больше ни меньше. Напоследок была исполнена «Die To Live» - бешеная, скоростная и шумная композиция в стиле A PLACE TO BURY STRANGERS, без преувеличения разорвавшая в клочья тех, кто к тому моменту еще не поддался драйву, экспрессии и безотказной алхимии музыкантов.
Возвращаемся в отель пешком. В лобби почтительно киваем отдыхающим за столиком музыкантам SOL INVICTUS – они только что закончили свой хэдлайнерский сет в ALTES LANDRATSAMT.
Текст:
Gerda Lore
Фото: Zevaka
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).