На седьмой раз стало очевидным, что Лейпциг стал почти родным, а Треффен настолько прочно укоренился в нашей жизни, что выкорчевать его оттуда будет неимоверно сложно. В силу естественных причин этот неприятный шаг неуклонно приближается, но пока что в начале ноября во мне неизменно срабатывает инстинкт, требующий купить авиабилеты в Лейпциг, а в конце мая – забронировать отель на следующий год. У каждого свои причины снова и снова возвращаться на фестиваль и лично я, похоже, прочно вбила себе в голову, что пока продолжаются наши ежегодные вояжи в Германию, я буду чувствовать себя молодой, активной и не до конца погрязшей во взрослой житейской рутине. Слишком еще рано отпускать музыку, которая сопровождала беззаботную юность. А по поводу утраченных чувства новизны и здорового культурного шока, сопутствующих первым посещениям WGT, мы давно уже перестали переживать – всему свое время.
Крестовый поход за очередной прививкой молодости начинается для нас в лондонском аэропорту Станстед, откуда мы имеем редкую возможность добраться до Лейпцига прямым рейсом. Уже на подходе к стойке регистрации глаз выхватывает знакомые лица регулярных посетителей WGT (намного старше нас, а все туда же). Также этим рейсом непременно летит кто-то из музыкантов, которым на фестивале предстоит выступить. Так, в паре десятков метров от стоек лихорадочно упаковывает багаж Dani Filth, фотографии которого я видела в последний раз лет восемь назад, а без грима – вообще никогда, но узнала моментально. Смешной низкорослый мужичок, бойкий и порывистый – со спины можно принять за подростка, если не учитывать лысеющий затылок и весьма крепкие плечи. Дэни выйдет на сцену «Агры» в первый фестивальный день в рамках своего проекта DEVILMENT.
Как я ни изучала невеликую отельную базу города, а так и не смогла отыскать достойную замену нашей постоянной лейпцигской резиденции. А потому, покинув аэропорт, мы садимся в такси и через двадцать минут выходим у дверей Pentahotel. Добро пожаловать домой.
День 1.
DER BLAUE REITER
NIKOLAS SHRECK
IANVA
ORDO ROSARIUS EQUILIBRIO
С утра в отеле привычная суета и массовый въезд постояльцев, у дверей один за другим останавливаются фургоны, из которых выгружают музыкальные инструменты, на завтраке витает атмосфера приятного возбуждения. Все веселы и полны сил, всем не терпится поскорее отправиться в самую гущу событий. Праздник начинается.
В прошлом году мы впервые посетили знаменитый «Викторианский пикник» и по достоинству оценили прелесть этого красочного костюмированного бала, разворачивающегося на фоне идиллических зеленей Klara Zetkin Park. Именно сюда стремятся желающие увидеть самые удивительные наряды, самые шокирующие образы посетителей фестиваля, сюда пачками слетаются фотографы и толпа обычных горожан и туристов. Для нас визит на «Пикник» и подробное его фото-освещение должны были стать центральным неконцертным мероприятием WGT. Однако опубликованная за неделю до старта «Треффена» программа внесла свои коррективы. Грандиозный маскарадный саммит открывается в три часа дня, а уже в половине четвертого нам надлежало быть в Volkspalast на выступлении DER BLAUE REITER. Ничего не поделаешь, из отеля мы отправляемся прямиком в Agra Treffenpark, получаем в пресс-центре свои бейджи и совершаем первую обзорную экскурсию в самом сердце фестиваля. Ничего тут из года в год кардинально не меняется, да и зачем? Кажется, стало еще больше палаток с едой, среди которых отыскались веганские, безглютеновые и другие модные опции здорового питания. Treffen Markt все так же пестрит обилием готических шмоток и аксессуаров. Чего тут только нет! Резиновые уточки для ванной, фарфор с черепами и демонами, плюшевые ленивцы, формочки для печенья в форме летучих мышей и прочие жизненно необходимые в готическом хозяйстве прибамбасы – на любой вкус. На одном из стендов с дисками продавец залюбовался моим элегантным платьем цвета electric blue и отчего-то принял нас за музыкантов, предоставив «артистическую» скидку. По завершении скромного шопинга оглядываемся вокруг, не находим ничего, что могло бы задержать нас в «Агре», и отправляемся в Volkspalast.
На каменных ступенях «Народного дворца» скучают четыре человека, до старта концертной программы на этой площадке не менее полутора часов. Делать в округе совершенно нечего, место глухое и уединенное, нежилой район практически без инфраструктуры. Пришлось обедать и коротать время в псевдоитальянской столовке огромного мебельного центра, возвышающегося в десяти минутах ходьбы. Кухня разочаровывает, зато само по себе заведение очень уютное и просторное, и я смело могу его рекомендовать тем, кто по разным причинам «застрял» в районе Volkspalast и Kohlrabizirkus, особенно в жаркий день. Поднимайтесь на верхний этаж, присаживайтесь за столик у огромного окна с видом на верхушку памятника «Битве народов» и за бокалом чего-нибудь прохладительного спокойно дожидайтесь своего следующего музыкального приключения.
Впервые на моей памяти нам предстояло провести целый концертный вечер на одной площадке. И этот самый пятничный вечер был для нас самым важным, самым долгожданным из всех на WGT-2017. На сцену «купольного» зала Volkspalast вышли аж две группы из когорты тех, кого я традиционно включаю в рубрику «треффенский эксклюзив» — DER BLAUE REITER и IANVA.
Напомним, что к таковым я отношу артистов, которые в принципе дают концерты очень редко и зачастую кроме WGT их увидеть просто негде. Одно лишь наличие в списке заявленных групп этих двух имен стало для нас достаточным основанием для посещения фестиваля. Как вы уже догадались, в пятницу 2 июня в Volkspalast состоялся neofolk/martial/neoclassical вечер, с поистине убойным составом – закрывающим актом были назначены ORDO ROSARIUS EQUILIBRIO – просто мечта, а не лайн-ап.
Начало концертов в первый день в 15.30 – это несусветная рань. За целый вечер Kupelhalle принял всего четырех артистов с очень долгими перерывами между выступлениями. Совершенно дурацкое расписание не позволяло на время покинуть Volkspalast ради посещения концертов на других площадках, зато заставляло вволю побездельничать в продолжительных паузах. Впрочем, при наличии желания слушатели могли комфортно переместиться в соседний малый зал Kantine и увидеть сеты HAUTVILLE и LARRNAKH, аккуратно втиснутые в промежутки между выступлениями резидентов Kupelhalle.
С большим волнением я предвкушала перформанс испанских кудесников DER BLAUE REITER. Их предыдущее выступление на WGT-2014 в Schauspielhaus потрясло меня безупречной выверенностью всех компонентов шоу и совершенным чувством меры. И, конечно же, терзали опасения, что на второй раз это и близко не будет тем волшебством и откровением. Мы помним, как нещадно развалились в прошлом году DERNIERE VOLONTE и насколько сильно уступили самим себе образца трехлетней давности. В общем, к моменту выхода пиренейского дуэта на сцену, напряжение во мне клокотало. И очень скоро вылилось в полнейшую фрустрацию.
Рассказ о выступлении DER BLAUE REITER логично было бы представить в виде таблицы со столбцами «было» и «стало», причем в первом стояли бы сплошные плюсы, а во втором почти одни минусы. Единственное что осталось у группы на высоком уровне – это, разумеется, музыка, в том числе и материал с последнего альбома «Fragments of Love, Life and War». Все остальное, за что я хвалила и чем восхищалась, ребята умудрились растерять. Прежде всего, в нынешнем сценическом воплощении DER BLAUE REITER чудовищно режет глаз Lady Nott. Куда подевалась та стройная, строгая и стильная девушка, которая притягивала взгляды и поражала своей холодной деловитостью и полным погружением в образ? Женская половина дуэта неимоверно раздалась вширь, забыла причесаться, напялила убогую длинную майку, безжалостно выделившую жирные валики на животе и боках; более не изящные ножки обтянули гимнастические лосины. Пусть сколько угодно атакуют меня сторонники модного нынче бодипозитива, но артист, тем более женщина, обязан держать себя в форме, и в таком профнепригодном виде певице лучше на людях не показываться. Да, я это повторяю из репортажа в репортаж и чем дальше тем больше в своей правоте убеждаюсь. Связь между внешним обликом фронтвумен, музыкальной концепцией и производимым на зрителя впечатлением в случае DER BLAUE REITER – самая что ни на есть прямая. «Она похожа на училку», —пренебрежительно заметил мой муж. Правильно, так оно и есть: не учительницу, а именно неопрятную затюканную школьную училку из не особо благополучного провинциального города. Такая не может достойно преподнести шикарный серьезный и драматичный apocalyptic/neofolk/martial. В добавок к этому, манера госпожи Nott стала заметно более расхлябанной, в голосе ее появились неуместные визги, вскрики и истерические нотки, напрочь разрушающие идеальную эмоциональную сдержанность вокальных линий. В противовес своей половине мастермайнд коллектива Sathorys Elenorth выглядел превосходно в костюмных брюках, жилетке, белой рубашке с закатанными рукавами и при галстуке. И стрижка в полном порядке, а уж физическая форма фронтмена DER BLAUE REITER с полным правом заслуживает одобрения мужчин и восхищения девушек — любо-дорого взглянуть. Трудно выразить насколько разными и стилистически противоположными друг другу кажутся эти двое, стоя бок о бок на сцене. Жесточайший диссонанс.
Ключевым визуальным компонентом того приснопамятного выступления DBR три года назад стал видеоряд, составленный с большим и тонким вкусом и здоровой умеренностью, да под каждую конкретную песню. Чернобыльская катастрофа, Гражданская война в Испании, Мировые войны, жизнь и быт городов накануне эпохальных трагедий – все это было показано очень деликатно и тактично, без кровавых сцен, убийств, отрубленных конечностей и прочих шокирующих деталей. Новая версия ведеоряда более прямолинейна, так сказать «в лоб»: чернобыльские кадры «обогащены» кадрами изуродованных лучевой болезнью людей (видимо для лучшего представления о том, чем так плох взрыв на атомной электростанции), военные блоки пополнились кадрами раненых и убитых, на экране регулярно что-то взрывается и сменяется перекошенными физиономиями, полными нестерпимой боли. А для пущего эффекта одни и те же кадры повторяются. Когда на экране в пятый раз пронесли по траншее одного и того же павшего солдата, я перестала смотреть это кино. А незадолго до того, когда музыканты заиграли «Forth Reaktor», видеопроектор показал крупным планом карту Беларуси. Очень странно, ведь участникам DBR наверняка отлично известно в какой республике Советского Союза была расположена злополучная электростанция. Как-никак, сочинили о тех ужасающих событиях прекрасный концептуальный альбом. Далее, во время исполнения «The Fall Of Light» экран пестрил кадрами военных баталий на фронтах Первой Мировой, никакого отношения не имеющей к теме композиции. Одна нелепость за другой.
На сцене к двум постоянным членам коллектива присоединились еще двое ударников: таким образом, в процессе всего перформанса в барабаны били четверо. В этот раз в сет-листе доминировал материал с последнего альбома, однако высшими точками наслаждения для аудитории стали стародавние шедевры – «The Forth Reaktor» и «The Fall Of Light» c альбома «Nuclear Sun», «Eyes Of The Lost» с альбома «Silencis». Из песен из последнего альбома группы сильнее всего привлекает внимание одноименная «No Love Exists In Time Of War» –тем, что по музыке, лирическому шаблону, композиционному построению и вокальной работе ее невозможно отличить от стандартного произведения ORDO ROSARIUS EQUILIBRIO. Если бы я эту вещь услышала впервые и не знала, кому она принадлежит, то ни минуты не усомнилась бы в авторстве Томаса Петерссoна. Не хотелось бы думать что DBR в своих творческих поисках потихоньку мигрирует в сторону ORE (достаточно и того что новые параметры Lady Nott уже совпали с параметрами Роз-Мари Ларссен). Культовые шведские фетишисты, безусловно, достойный пример для подражания, но свой пик уже давно и бесповоротно прошли.
Резюме: к большому сожалению, данный концерт DBR по всем статьям проиграл предыдущему WGT-шному выступлению. Торжество красоты, гармонии и вкуса сменилось абсолютным эстетическим кошмаром во главе с разухабистой теткой, колотящей по барабанам, словно выбивалкой по коврам. Да и партнер, несмотря на свой зачетный внешний вид, как бы желая уравновесить исходящий от вокалистов эмоциональный посыл, волей-неволей начал строить устрашающие рожи и размахивать руками как крыльями, чего раньше за ним не замечалось. Печально, друзья.
Вторым номером программы на подмостках Kupelhalle значился загадочный персонаж по имени NIKOLAS SHRECK. По уровню известности и заслугам на музыкальном поприще он бесконечно уступает всем, с кем разделил сцену в этот вечер – собственно, мы о нем услышали впервые. Каким образом этот артист оказался в столь почтенном обществе, так и осталось для нас тайной, а уж его место в списке выступающих после DER BLAUE REITER – и вовсе. Есть подозрение, что сердобольные организаторы пожалели малоизвестного музыканта и дали ему шанс собрать аудиторию, которой могло и не быть, выйди он первым номером. Так или иначе, немногочисленным слушателям было очень вольготно в полупустом зале, а сам концерт проходил при непривычно ярком электрическом свете, с минимальными включениями прожекторов. Создалось впечатление, что это и не концерт совсем, а, скорее, репетиция. Николас Шрек – не только и не столько музыкант, он является арт-деятелем широкого профиля. Краеугольными темами его произведений являются магия, мистицизм и буддизм. Из биографии Шрека следует, что в свое время он был многообещающим черным колдуном, возглавлял школу магии, тесно работал с Антоном Лавеем, и прочая невероятная чушь, которую мне стыдно здесь перечислять. Мы все-таки не газета «Оракул». На совести господина Шрека многочисленные писательские опыты, среди которых исследования о дьяволе и сатанинских символах и их использовании в культуре, книга об идеях и философии Чарльза Мэнсона плюс документальное кино о нем же, фолиант под названием «In Demons of the Flesh: The Complete Guide to Left Hand Path Sex Magic» (боюсь переводить) и прочие труды соответствующего толка. Однако, если я правильно поняла, период увлечения демонологией, маньяками и злыми чарами остался позади, и теперь наш чудаковатый герой обратился к свету и переквалифицировался в преподавателя медитации тантрического буддизма и того же подвида буддизма как религии. Надо полагать, сеет разумное-доброе-вечное. На WGT Николас приехал не только для музицирования. В фестивальную субботу заинтересованные могли также посетить его авторский мастер-класс на тему «Теория и практика звуковой магии. Лекция о музыке и магии», где имели уникальную возможность научиться «магическому искусству применения ритуальной магии, изменения сознания и духовной инициации в музыке». Наверное и диплом выдают, шутка ли – маэстро уже тридцать лет этот курс читает! На этом, с вашего позволения, представление Николаса Шрека завершено, мне дорого мое психическое здоровье.
Что же касается, собственно, музыкальных экзерсисов, продемонстрированных Шреком и его группой, то они напоминали бесконечную монотонную мантру на дарк-фолковой основе, проигрываемую на собраниях подпольной секты. Сам фронтмен имел вид устрашающий и импозантный одновременно, был, как и положено буддисту, лысым, худым и босоногим, носил красный, расшитый золотом, халат и голосил хорошо поставленным густым бас-баритоном. Чувствуется опыт публичных чтений. Не удивительно, что в памяти нашей живо всплыл эксцентричный Дэвид Тибет , которого я от души не переношу. Но, к счастью, Николас Шрек в своих тантрически-мистических излияниях оказался невозмутимым, как тибетский монах, на сцене не бесновался, да и передать эзотерически-психоделическую атмосферу шоу CURRENT 93 ему не удалось и близко. Не знаю, довелось ли нам в результате просветительского класса гуру расширить сознание, как было предусмотрено его учебным планом, но тембр голоса Николаса я нашла мягким и приятным, а то что у других артистов зовется песнями – вполне терпимыми. Под конец сеанса звуковой поток резко изменил направление, и со сцены зазвучал какой-то американский госпел. Буддистский храм обратился протестанской церковью. Вскоре Николас Шрек поблагодарил свою паству, поздравил со светлым праздником христианской Троицы и отбыл за кулисы.
А дальше наступил тот момент ради которого, собственно, мы и стремились на фестиваль в первую очередь. Не помню, в каком году я впервые услышала песни итальянской группы IANVA, но эту конкретную музыкальную встречу я запомню навсегда. Встречу с превосходным и чарующим актом искусства, после которой невозможно остаться прежним человеком, меломаном, ценителем. Ни до ни после я такой музыки не слышала и, сказать по правде, сама испугалась собственной бурной реакции. В одном из интервью Мерси, лидера коллектива, я прочла следующие строки: «Однажды я натолкнулся на небольшую книжицу, автобиографию, повесть, которую сегодня уже никто не в силах написать, ибо в наши дни политкорректность, эстетика минимализма и общая «феминизация» вкусов и ценностей стали единственными обязательными для исполнения законами. Книга поведала мне историю, полную страсти и эпоса, силы и меланхолии. Она просто идеально подходила моим фантазиям и стала моим вдохновением». Этими словами Мерси описывает свои мысли и чувства, возникшие у него при прочтении автобиографии мятежного литератора и политдеятеля Габриэле Д’Aнунцио. В точности такие же мысли возникли у меня при прослушивании произведений IANVA.
Когда я узнала, что группа сыграет на WGT-2013, счастью моему не было предела и сейчас вы поймете почему. Дело в том, что группа дает концерты раз в год. И это не художественное преуменьшение, а объективная истина. И я до сих пор убеждена что то треффенское выступление стало лучшим в моей долгой и разнообразной концертосмотрительной и концертоописательной жизни. И вот, новый шанс, за который мы бесконечно благодарны любимому фестивалю. Морально настраиваясь на долгожданную встречу с обожаемой группой, я приложила немало усилий, дабы охладить свой пыл и принять возможные несовершенства с холодной головой. В одну реку дважды не войти. И все же за профпригодность IANVA я была спокойна, даже деградировавший и померкший DER BLAUE REITER не поколебал моей веры в итальянцев.
Neofolk, martial industrial, шансон, кабаре – все это лишь ярлыки, с помощью которых невозможно внятно передать всю форму, содержание, глубину, красоту и монументальность IANVA. Перечислить имена тех, чье звучание похоже на IANVA, не получится, ибо таковых нет. Сами музыканты описывают свое детище как «ретроавангардный проект (архео-футуристический, в каком-то смысле), который отдает дань уважения итальянской и европейской популярной музыке последних четырех десятилетий (посредством текстов, художественной концепции, атмосферы, настроения)». Уместно будет также привести еще одну цитату Мерси из того же интервью: «Нам, в конце концов, удалось добиться яркого, торжественного и воинственного звучания, при этом оно оставалось очень теплым, «средиземноморским», совсем не похожим на «немецкое». Концептуальная основа песен – это история Италии от Первой мировой войны (на альбоме «Disobbedisco!») до конца XX столетия (на альбоме с безапелляционным названием «Italia: Ultimo Atto», то есть «Последний Акт Италии». Добросовестность погружения в освещаемые темы и уровень текстового материала настолько высоки, что диски IANVA можно смело рекомендовать в качестве вспомогательных материалов при изучении итальянской истории. Кроме повествовательной составляющей композиции группы также выражают точку зрения участников на прошлое и невеселое настоящее их прекрасной Родины. За эту самую точку зрения группа нередко удостаивается критики и обвиняется в национализме, изоляционизме, неполиткорректности — короче говоря, в патриотизме. На всякий случай, поясним, что группа отрицает наличие в своем творчестве политического подтекста и никого ни к чему не подстрекает. Я еще долго могу говорить о IANVA, сыпать мудрыми цитатами проницательного Мерси, восхищаться и нахваливать (и будет мало), но, надеюсь, вы уже в общих чертах разобрались. Если с творчеством этой уникальной группы еще не знакомы – вперед.
На сцену IANVA выходит в полном составе, а это мини-оркестр из девяти музыкантов (мужской и женский вокал, двое гитаристов, басист, ударник-перкуссионист, пианист, тромбонист, аккордеонист). Все до единого профессиональные музыканты с хорошим образованием и, несмотря на скромный концертный опыт, великолепно сыграны и звучат головокружительно здорово. Вокалисты на сцене не пересекаются: каждый, закончив свою очередную композицию, удаляется за кулисы. Мерси отвечает, главным образом, за neofolk/martial направление, Стефания тяготеет к шансону/кабаре. Фактически наблюдается чередование двух самобытных творческих единиц, объединенных общими темами лирики и аккомпанирующим составом музыкантов. Я не склонна идеализировать своих любимцев (как раз наоборот), а потому не скрою, что четыре года назад Мерси как человек у микрофона был более состоятелен. Нет, петь он хуже не стал и свой голос — отличный, красивый и богато окрашенный – сохранил. Метаморфозы произошли, скорее, в самой личности предводителя IANVA. Речь идет не только о физическом старении. Теперешний Мерси напоминает солдата, который уже не может сражаться за свои идеи так рьяно как прежде. Не потому что разочаровался в идеях, а потому что на него давит усталость, осознание безрезультатности и утопичности этой борьбы. Когда-то его глаза метали молнии, его взгляд, осанка и поступь были грозными и непреклонными. А теперь... как будто даже ростом меньше стал, мимика смягчилась, внутренний огонь потихоньку начал затухать.
Куда более внушительно проявила себя вокалистка Стефания – вот она-то с годами только набирает обороты. Стефания будит в моей памяти образы своих коллег-соотечественниц: Франчески Николи (ATARAXIA) – потому что тоже является отменно некрасивой женщиной, от которой невозможно оторвать глаз; и Элены Фосси (KIRLIAN CAMERA) – потому что тоже рождена быть артисткой и выступать на сцене. Сильная, решительная и властная – хрестоматийная итальянка, глава большого семейства, где без ее позволения мужчина и шагу не сделает – такова синьора Стефания и на сцене и, наверняка, в жизни. И держится по-королевски, с ледяным достоинством. Меня от таких женщин бросает в дрожь, я их очень боюсь (и в тайне завидую), так как матриархат мне глубоко чужд. Зато какое наслаждение слушать песни в исполнении этой колоритной солистки, тем более что лучшие из них положены на красивейшие танговые мелодии и ритмы («Tango Della Menade», «Sul Mio Sangue» и новейшая « Le Rital»). А самым большим сюрпризом стало для меня исполнение композиции «Luisa Ferida». Героиня этой душераздирающей повести – муза кинематографа фашистской Италии, расстрелянная в апреле 1945 года на миланских улицах. С историей ее жизни и смерти можно ознакомиться, посмотрев фильм 2008 года «Бешеная кровь» с Моникой Белуччи в главной роли. Услышать эту песню со сцены я грезила давно — и вот, свершилось. Сумасшедшей мощи исполнение и взрывная концовка песни, потрясшая всех в зале. Мне дико повезло не разрыдаться и не рухнуть в обморок, только потому что всю песню я просидела остолбенелая до бесчувствия.
Музыка IANVA удивительно кинематографична и стала бы безупречным сопровождением для классики итальянского кино, в особенности неореалистического. С тем же эффектом песни, написанные Мерси для самого себя, можно распевать на демонстрациях и поднимать боевой дух в армии. Итальянский язык в неофолке – уже, как говорится, половина успеха, хотя эстетики и очарования в музыке уроженцев Генуи и без того хоть отбавляй. За считанные дни до начала фестиваля у IANVA вышел новый долгожданный альбом «Canone Europeo», копии которого поступили в продажу в этот вечер в фойе Volkspalast. Беглое знакомство с текстами песен и программными заявлениями, предваряющими альбом, убеждает что списывать Мерси со счетов не стоит. Он по-прежнему тверд в своих убеждениях и невозмутимо излагает непопулярную правду о негативных явлениях в современной Европе и апокалиптическом будущем. Разве что в витиевато-иносказательной форме. Концерт не стал полноценной презентацией «Canone Europeo», музыканты ограничились двумя песнями. Мерси спел «Hellas» — пропитанную печалью и ностальгией оду Греции древней и сегодняшней, а Стефания – дерзкую композицию «Le Rital», посвященную простому итальянскому маляру Винченцо Перудже, выкравшему из парижского Лувра «Мона Лизу» в 1912 году. На этот жест отчаяния злоумышленника сподвигла не жажда наживы, а унижения и издевки, которым он и другие итальянские иммигранты подвергались во Франции. Даже торопливо пролистав буклет, понимаешь насколько кропотливую историко-культурологическую исследовательскую работу вновь проделали создатели альбома. Продираться через все хитросплетения и нюансы лирики и смысловых посланий «Canone Europeo» я буду долго – возможно до выхода в свет нового творения IANVA.
Концерт завершила маршевая «Dov’Eri Tu Quel Giorno?» c разрушительной барабанной канонадой в концовке и мощным эмоциональным выплеском от Мерси. Наконец-то он вошел в образ и выдал тот мощный финиш, какой и требовался. После того, как отгремели зрительские овации, я подошла к фронтмену подписать диск. Вокалист растаял, услышав о моей любви к его стране. «В нынешней Италии нет места для итальянцев», — горько заметил Мерси. Ответ на главный интересовавший меня вопрос «Почему вы так редко выступаете?» оказался до крайности банальным: «В нашей группе много человек и по этой причине нас редко приглашают». Позже мы столкнулись и со Стефанией, и я не смогла удержаться от того, чтобы подойти и поблагодарить певицу. Будучи намного моложе, выше ростом и физически сильнее хрупкой итальянки, я стояла перед ней на подгибающихся ногах. Дамы такого типа подавляют меня силой своей персоны, вынуждают ощущать себя размазней. Стефания внимательно выслушала мою жалкую сбивчивую речь, затем синьора обняла меня, от души поблагодарила и велела списаться с ней в фейсбуке. Честное слово — впервые в жизни мне захотелось зарегистрироваться в социальной сети.
Далее мы могли переместиться соседний зал Kantine на сет венгров LARNAKH, но отлично понимали что в этом случае не имеем шансов занять приличную точку обзора для просмотра ORE. Поэтому решили не трогаться с насиженных мест и правильно сделали. Явка к началу выступления шведских хэдлайнеров оказалась ожидаемо очень высокой.
До того вечера мне два раза приходилось присутствовать на концертах ORE, оба раза в Москве и оба раза шоу оказались совершенно разными. В 2011 году Томас приехал в Россию без Розмари (супруга была вынуждена остаться дома с заболевшим ребенком), на сцене ему помогал только один гитарист и именно в такой минималистичной версии ORE понравились мне больше всего. Качественно, убедительно и ничего лишнего. Год спустя группа вышла к столичным поклонникам в полном составе, еще и с басистом-барабанщиком и четырьмя девицами-держательницами флагов. Вкупе с излишне экзальтированной московской публикой, происходящее перешло в какой-то неуправляемый балаган. Вот и сейчас, наблюдая, как занимает места на сцене все та же компания, я слегка помрачнела. К моему немалому удивлению, реальность оказалась лучше ожиданий.
Мне всегда нравилось, как Томас подает на сцене свою музыку и себя самого. Несмотря на катастрофическую внешность, отсутствие голоса и харизмы, этот парень отлично держит аудиторию и очень грамотно справляется с обязанностями вокалиста и фронтмена. Скупая, но точная жестикуляция, холодная отрешенная манера сценического поведения выдает профессионала. Все-то он делает в тему, все осмысленно и без переигрывания. Не могу, увы, того же самого сказать о Розмари: ее назначение в живом выступлении всегда были для меня загадкой. Скажем так, отсутствие женской половины ORE на сцене вполне могло бы остаться незамеченным, ничего ценного она в шоу не привносит. Ну хоть не портит, и на том спасибо. Одетая в строгий черный костюм и умело накрашенная госпожа Ларссен выглядела не в пример лучше своей испанской коллеги, недовольство у меня вызвала только прическа в виде колхозных косичек. Все-таки матери двоих детей, далеко не юной даме, негоже косить под девочку с ромашками на лугу. В остальном ругать вокалистку практически не за что: в своих психоэмоциональных проявлениях она была целиком и полностью на одной волне с мужем, внимание на себя не оттягивала и ролью второго плана явно не тяготилась. К тому же я внезапно расслышала как она поет, что раньше мне никак не удавалось и, в конце концов, значительно смягчилась по отношению к сердечной подруге Томаса. Не слишком помешали мне и девицы-флагоносцы: стоят себе как статуи и стоят. Ни красоты от них, ни атмосферы, очень скоро перестаешь замечать эти четыре фигуры в глубине сцены. Наконец, хочется выразить музыкантам огромную благодарность за отсутствие видеосопровождения. Оно у них всегда такое что....в общем, большие молодцы что обошлись без него.
Сет-лист ожидаемо включал массовое представительство песен с нового альбома «Vision: Libertine – The Hangman’s Triad», который мы поначалу было забраковали, но позже приняли (ведь даже самый рядовой альбом ORE полной ерундой быть по-определению не может). Все шло гладко и хорошо, пока в районе четвертой-пятой песни Томас не сорвал голос – и шоу резко дало трещину. Как человек ответственный, фронтмен мигом предпринял шаги по восстановлению порядка (и равновесия, да) и вскоре руках его оказалась характерного вида тяжелая бутылка с коричневой жидкостью. Я категорически отрицаю прием алкоголя на сцене и потому «героических» усилий по возвращению вокальной формы не оценила (мог бы и за кулисами «лечиться»). Тем не менее, концерт продолжился и Томас мужественно отскрипел и откряхтел все запланированное до конца. Исполнив титульную композицию с последнего альбома, певец объявил, что дальше пойдут сплошные хиты. Заиграла «IMBECILE, My Idiot Lover» и, думаю, излишним будет рассказывать, как она была встречена всеми собравшимися. Особую актуальность и болезненную остроту приобрело исполнение «A World Is Not So Beautiful», и Томас не преминул это отметить в свойственной ему нейтральной манере – без патетики и буффонады, просто констатировал факт. Так вышло, что песню мы услышали между двумя сериями лондонских терактов, так что строки припева «Let me take your little hand / Let me make you understand / That the World is not as so beautiful and free / Like you believe» в этой связи прозвучали злободневно как никогда.
А закончился этот концерт наперекор всем несчастьям – на позитиве. А как и почему – думаю, таким вопросом не задавался никто из знавших, что на следующий день на фестивале было запланировано выступление SPIRITUAL FRONT. Дружеские, творческие, духовные связи этих двух коллективов давно известны, так что оставалось лишь угадать кто к кому придет в гости. Совместная работа шведов и итальянцев «Satyriasis» много лет любима поклонниками обеих групп и является, быть может, лучшей коллаборацией в жанре. Треки с этой пластинки всегда входят в концертный репертуар обоих соавторов. Чуть ранее мы услышали и «Hell Is Where The Heart Is», и «Three Is An Orgy, Four Is Forever». Так что когда под одобрительный гром аплодисментов на сцену выскочил Симоне Сальватори, каждый понял для чего. Совместное исполнение «Your Sex Is The Scar» вышло, по сути, бенефисом неистового римлянина, бесцеремонно оккупировавшего и все сценическое пространство, и все до капли внимание слушателей. Дуэта не получилось: шведы тихо топтались в сторонке, а неуемный Симоне в состоянии крайнего ажиотажа нависал над толпой и без устали горланил припев. Впору было задуматься, кто здесь хозяин, что, конечно, не совсем тактично со стороны приглашенного гостя. Однако столь громким выходом Симоне успешно решил две задачи: и друзьям подсобил, и о своей полной боевой готовности заявил во всеуслышание. Таким мощным, по-аппенински жизнелюбивым и энергетически заряженным окончание шоу ORE мог сделать только он. Простите, непревзойденные шведские мастера безысходности и гибельной грусти, но апокалипсис – не сегодня!
День 2.
THE AGNES CIRCLE
QUAL
DIE SELEKTION
SPIRITUAL FRONT
До последнего момента мы совещались и не могли определиться куда в первую очередь отправиться этим вечером – в Statbad на THE AGNES CIRCLE или в Altes Landratsamt на SAIGON BLUE RAIN. Воображение рисовало вполне четкую картину, в обоих вариантах практически одинаковую: хороший годный пост-панк для ушей и до зевоты скучное зрелище для глаз. Из логистических соображений выбор пал на THE AGNES CIRCLE, ведь именно в Statbad сыграют наши сегодняшние фавориты DIE SELEKTION.
Клуб Statbad, как следует из названия, в прошлой жизни служил общественными городскими купальнями. Из всех задействованных в проведении WGT концертных локаций эта, пожалуй, самая модная: здесь выступают активисты minimal synth/postgoth сцены, иными словами, дарк-хипстеры. Так что все, кто следит за трендами и актуальными настроениями в готической среде, хотя бы раз за фестивальную четырехдневку сюда неизменно заглядывают.
Наши ожидания от сета лондонского дуэта THE AGNES CIRCLE полностью оправдались: трое музыкантов (на сцене к группе присоединяется еще один гитарист) выстроились в линию и качественно, ровно и гладко отыграли запланированную программу. В их выступлении не было взлетов, падений, приливов и отливов, слабых и сильных сторон. Хотелось бы что-то вспомнить, да нечего, даже с занятых позиций ребята не сдвинулись. Тут впору отметить одну общую проблему многих wave коллективов: при общем высоком уровне музыкального материала они зачастую не могут похвастаться наличием в репертуаре вменяемых хитов, по-настоящему ярких запоминающихся песен. В звучании, аранжировках, вокале у наших англичан также не было обнаружено специфических черт, выделяющих их из тьмы подобных групп. Положение мог бы немного поправить харизматичный вокалист. Но фронтмен THE AGNES CIRCLE обладает зауряднейшей внешностью и наряжается в плащ-палатку и шляпу-котелок, словно по грибы собрался промозглым осенним утром. Шестьдесят минут, отведенные на выступление, это, пожалуй, критически допустимая для группы продолжительность сета. Больше нельзя – однообразие и событийная пустота начинают раздражать.
А вот следующий артист, ступивший на традиционно донельзя задымленную сцену Statbad, сделал все, чтобы оградить слушателей от тоски. One-man-project QUAL – это не что иное, как альтер-эго Уильяма Мейбеллина из LEBANON HANOVER. Последних я не жалую и считаю самой переоцененной группой на сцене. Тем любопытнее было оценить на творческие искания трепетного Уильяма в отрыве от «железной леди» Лариссы. В целом, неплохо. В темной тревожной музыке QUAL присутствует нарастающее напряжение, нерв, хлесткий жесткий ритм, пронзительный цепляющий вокал. Поскольку единственный поставщиком звукового ряда во время живого выступления QUAL является включенный ноутбук, Уильяму приходится ударно потрудиться, чтобы оправдать целесообразность переноса на сцену своего сольного проекта. И англичанин, в целом, не схалтурил, пустившись в отрыв с первых секунд нахождения на сцене: танцевал, бушевал, покрывал своими движениями все свободное сценическое пространство, лупил по полу железными цепями и всячески старался казаться исступленно-свирепым. В немалой степени зловещей атмосфере мероприятия способствовал монохромный кроваво-красный сценический свет. Бросалась, однако, в глаза некая неуверенность в себе, легкая скованность фронтмена. В определенные моменты перфоманс притормаживался и наш герой будто бы размышлял что делать дальше, куда девать руки-ноги и что бы такое изобразить на лице. Возможно, ему было немного неуютно на сцене одному, в главной и единственной роли. Непросто переключиться от унылых замогильных песнопений к концептуально иному, куда более живому и агрессивному звуку и подаче. Мне Уильям показался человеком тонкой душевной организации, хрупким и каким-то надломленным, так что попытки разбудить в себе неистовую брутальность пока что заставляют вспомнить хрестоматийное «не верю». Дерганый манерный мальчик, примеривший не совсем подходящее для себя амплуа. Нужно как минимум заматереть и огрубеть. Хотя, как мне кажется, этот артист навсегда останется лирическим героем. Резюмируя, скажу, что мы не пожалели что посетили это выступление. Уильяму дополнительный плюс за то что выложился, силы не берег, при том, что через пару номеров у него значился хэдлайнерский сет LEBANON HANOVER.
И вот настала пора предстать перед публикой тем, ради кого я упрямо протопталась несколько часов в центре первого ряда, ревностно оберегая свое место. Побывать на лайв-шоу штутгартских ребят DIE SELEKTION я горю желанием с первого прослушивания их одноименного дебютного альбома. С тех пор их самобытный пост-панковый ретро-электропоп, печальные партии трубы и высокий плаксивый вокал не выходят у меня из головы и плеера. Первое что бросается в глаза при взгляде на участников — их молодость и свежесть. Я целую вечность не видела на сцене таких миловидных и талантливых мальчишек, чьи пригожие лица еще не испорчены следами усталости, жизненных тягот и всяческих излишеств. Трубач и парень, устроившийся за столом с оборудованием, нарядились в непромокаемо-непродуваемые куртки и натянули на аккуратные прически капюшоны. На улице и правда начался дождь, но крыша над сценой Statbad вроде бы не протекает. Вокалист в качестве концертного костюма выбрал брюки, классические туфли с кисточками и – к моему священному ужасу – швефельгельбовскую рубаху в пальмовый листочек. За считанные дни до выступления на WGT-2017 группа разразилась вторым альбомом с пространным названием «Deine Stimme Ist Der Ursprung Jeglicher Gewalt». Этого релиза поклонники ждали шесть лет. Первые прослушивания не вызвали у нас особого энтузиазма и вновь заставили вспомнить о Schwefelgelb. Похоже что Сид Ламар, чья последняя работа вышла нелюдимо-интровертной и наглухо минималистичной (местами вплоть до унылой долбежки), поделился с DIE SELEKTION не только экспонатом из драгоценной коллекции чудовищных рубах, но и своим актуальным музыкальным мировоззрением. В таких песнях как «Unter Die Heut» и «Kalter Atem» его покровительственное влияние прослеживается безошибочно. Новые произведения DIE SELEKTION получились несколько примитивными и менее экспериментальными. Но в данном случае важно, что и новый, и старый материал авторства юного трио в сценической ипостаси звучит одуряюще круто. Открывающая выступление надрывная композиция «Schatten» с первых секунд увлекла слушателей и выгнала из головы всякие посторонние мысли. Мы изначально были настроены по отношению к этому выступлению максимально приветливо, но и думать не могли что оно с самого начала окажется таким цепким, душевным и захватывающим. Вокалист прилежно завопил в микрофон, потом бросился азартно плясать, постепенно распаляя себя, наращивая темп и раскручиваясь, как пружина. В течение концерта он поминутно прикладывался к стеклянной бутылке с неопознанным содержимым, но хочется верить, что разогнал себя сам. Оригинальный замес из энергичных танцевальных ритмов, драматических вокальных пассажей, меланхоличных напевов трубы и взволнованной атмосферы сложился в блестящий конечный продукт. Ближе к финалу расхристанный вокалист развил такую прыть, что на сцене ему стало тесно и он решительно преодолел все преграды, отделяющие его от тесно забитого зрителями партера, где волей-неволей устроил хаос. К этому моменту беднягу уже шатало во все стороны, он спотыкался и путался в собственных ногах, а на рубахе не осталось застегнутых пуговиц. Перегнул, в общем, палку и всю концептуальность перфоманса поломал. На рабочее место парня возвращали практически волоком и пинками охранники. Спишем это на издержки возраста и связанный с ними юношеский максимализм и несформированое чувство меры. Ругать DIE SELEKTION совсем не хочется, ведь потенциал (и студийный, и концертный) у группы недюжинный. Надеюсь, ребята проведут работу над ошибками и на следующем этапе своего развития будут выглядеть на сцене более дорого, стильно и хладнокровно. А еще надеюсь, что они никогда не выучатся петь по-английски.
Последним в этот субботний вечер, как и накануне, для нас пел Симоне Сальватори, на этот раз в Лейпцигском драматическом театре Schauspielhaus. Присутствие SPIRITUAL FRONT на данной площадке уже на этапе предварительного изучения концертного расписания навело нас на размышления – группа не вписывается в формат тех, кто здесь обычно музицирует. Еще более нетипичным казалось разнесение по разным дням и локациям SPIRITUAL FRONT и ORE – они давно воспринимаются как единое и неделимое целое и, как правило, играют в связке. Вывод напрашивался совершенно конкретный – выбор места не случаен и обусловлен специфическим характером грядущего выступления, не стандартного для группы. Так и вышло. Строго говоря, и фестивальная афиша, и программка соврали: в Лейпциг приехали не SPIRITUAL FRONT, a один Симоне. На сцене ему ассистировали приглашенные скрипач, виолончелист и пианист вполне академической наружности. Содержательно выступление являло собой презентацию вышедшего еще в конце 2013 года альбома SPIRITUAL FRONT «Black Hearts In Black Suits».
Что можно сказать о дорогом нашем enfant terrible после многих лет пристального за ним наблюдения? Седеющая голова и прорезавшие лоб морщины пока что впечатления не портят. Неподражаемый интеллигентский апломб, мягкое средиземноморское обаяние, умение к себе расположить, очаровательная непосредственность – все на месте. Итальянец активен, подтянут и полон жизни (видели его утром в своем отеле – еще как полон жизни). Он так и не разорился на приличный костюм, но, может, оно и правильно: не пойдет ему роскошное творение итальянских мастеров, не сядет на десятилетиями культивируемую небрежность и поношенность. Несмотря на скромные вокальные таланты, Симоне умеет петь и искусно маскировать свои огрехи, а уж по части телесной визуализации исполняемого ему равных не найти. Все это я умудрилась распознать чуть ли не украдкой, редкими урывками, потому что на сцену на протяжении всего выступления почти не смотрела. Может, я не особо мудро поступаю и лучше умолчать о приключившемся со мной на этом концерте конфузе, но совесть не позволяет. Главным источником вдохновения при написании песен, составивших презентуемый на WGT альбом послужила личность и творчество скандально известного и просто выдающегося немецкого кинорежиссера Райнера Вернера Фассбиндера. Поэтому, когда Симоне вышел к зрителям и взялся за микрофон, огромный экран за его спиной начал демонстрировать не «Маму Рому», а «В год тринадцати лун», сначала меня парализовало, но спустя непродолжительное время я кое как пришла в себя и уставилась в пол. Мне нельзя это смотреть. Уж извините, каждый спасается как может.
Сольные концерты Симоне зачастую имеют сходство с творческими вечерами, на которых артист не только поет, играет и читает, но и чистосердечно делится с поклонниками своими думами, болтает за жизнь. Мягкое звучание классических инструментов, возможность расслабиться в уютных креслах и благочинная атмосфера Schauspielhaus добавили перфомансу камерности, даже интимности. Замечательно хорош был сет-лист, собранный не только из «Черных сердец», но и канонических композиций с лучшего альбома группы «Armageddon Gigolo», а также шедевров с разрекламированного мною ранее сплита SPIRITUAL FRONT и ORE «Satyriasis». Ну а под венец каждого выступления команды под предводительством синьора Сальватори известно что бывает — «Bastard Angel» и «Slave», мое любимое танго и мой любимый вальс, когда даже сидячий партер приходит в движение, отбивает ритм и ликует. Логичный, беспроигрышный финал любого шоу SPIRITUAL FRONT.
День 3
SHE PAST AWAY
BLACK NAIL CABARET
THE DEVIL AND THE UNIVERSE
SKINNY PUPPY
Ни один рассказ о WGT не обходится без упоминания о дожде. Нередко бывает что стихия веско вмешивается в ваши фестивальные планы, вынуждает серьезно корректировать их, либо отменять совсем. Воскресное утро выдалось таким ненастным, что, выглянув в окно, можно было узреть лишь смутные очертания объектов, детали пейзажа расплывались в ливневых потоках. Покинув отель уже после 13.00 мы отправились прямиком в «Агру» и соседствующую с ней «Средневековую деревню» Heidnisches Dorf. Визит на эту площадку всегда был обязательным пунктом нашей программы. Наблюдения показывают что с каждым годом в «деревню» прибывает все больше фестивальных гостей. А с тех пор как администрация фестиваля открыла продажу одноразовых входных билетов в «деревню» всем желающим горожанам и туристам, тут и вовсе стало не протолкнуться. Местная сцена уже с полудня отдается в распоряжение разношерстных фолк-групп (металлических, роковых, электронных, индустриальных). Территория комплекса тесно заставлена палатками, торгующими всякой всячиной средневеково-языческого толка, а также точками питания. Утверждают что в «деревню» непременно стоит заглянуть ради приема пищи, ибо тут просто рай для гурманов. Мы уже давно ничего не ели на треффенских площадках, не слушали и не покупали на этой конкретной. Для нас посещение Heidnisches Dorf сродни ритуалу: здесь кипит фестивальная жизнь, отдыхают все те, кто позже разбредется по прочим концертным локациям, а главное – именно тут, как правило, выявляется наивысшая концентрация наиболее причудливо одетых и загримированных персонажей. Поэтому, планируя поездку в «деревню» мы ставили перед собой единственную цель – собрать фотографический материал для нашей традиционной «галереи посетителей» фестиваля. Однако, удача повернулась к нам спиной. Так как деревня расположена на открытом воздухе, под ногами здесь земля и трава. Ну а после щедрого дождичка – жидкая грязь. Вдоволь намесившись этой грязи и потратив впоследствии кучу времени и сил на реанимацию обуви, мы ушли ни с чем. Фотографировать здесь было и крайне неудобно (густая толчея, лужи и болота) и некого. Тенденция, обозначенная мною в прошлогоднем репортаже, укрепляется: все больше треффенских гостей отдают предпочтение практичности и комфорту в выборе нарядов. Лаконичные черные аутфиты вытесняют эксцентричные карнавальные костюмы, не совместимые с активной фестивальной жизнью. Еще можно отметить постепенное исчезновение киберготов как вида, а вот число стимпанк-образов только возрастает.
Теперь наш путь лежит в «Агру», где концертом post-punk/cold wave/darkwave группы SHE PAST AWAY откроется концертная часть наших сегодняшних треффенских похождений. Благодаря пресс-бейджам нам доступен кратчайший путь — через кемпинг. Здесь нам довелось вдоволь налюбоваться на мокнущие в глубоких лужах палатки и в который раз подивиться неприхотливости тех авантюристов, кто избирает для себя столь экстремальный вид проживания в фестивальном городе.
Вообще-то считается что SHE PAST AWAY принадлежат к дарк-хипстерской тусовке и имя этого дуэта неизменно упоминается в ряду тех, кто выступает в клубе Statbad. Однако организаторы WGT рассудили иначе и не нашли ничего лучше чем вывести «новых мрачных» на сцену «Агры» в преддверии сетов ветеранов THE 69 EYES и THE MISSION. Компоновка лайн-апов на фестивальных площадках WGT всегда дает неисчерпаемый простор для споров и сарказма, но данный пример вопиющим не назовешь. Музыка SHE PAST AWAY при всей своей примодненности и минималистичности имеет ретро-стилизацию и отлично перекликается с готикой восьмидесятых, а потому способна привлечь куда более широкую аудиторию нежели условный ASH CODE. Тем не менее, когда турки вышли на сцену стало понятно что организаторы в некоторой степени оказали им «медвежью услугу», поставив на флагманскую площадку. Неуютно и через чур просторно было ребятам на гигантской сцене, да и сама атмосфера их музыки и перфоманса требует клубной эстетики, ну хотя бы темноты. По факту же выступление началось задолго до заката и беспощадные солнечные лучи беспрепятственно рвались сквозь ряд окошек под потолком помещения, сражаясь за первенство с лучами прожекторов. Впечатление было смазано. Музыканты, в свою очередь, максимально сконцентрировались на исполнении своих композиций и никакие неблагоприятные внешние факторы им не помешали. От «Belirdi Gece» до «Insanlar» без запинки и тени сомнения. Вокалист ритмично дергал струны, невозмутимо бубнил по-турецки, изредка встряхивая головой. Клавишник деловито колдовал за синтезатором, не забывая об обязанностях бэк-вокалиста. Вид у обоих был интригующий, ибо белый грим и мертвенно-синюшные губы на смуглых восточных лицах смотрятся до крайности непривычно. Не говоря уже о том что у типичных турок не бывает таких скорбных гримас. Артисты не отвлекались на контакты с аудиторией, пустую болтовню и прочий бессмысленный шум. Я такую сценическую политику полностью поддерживаю, она помогает глубже проникнуть в музыку и не выпадать из заданного настроения. Еще более мощную поддержку я высказываю всем кто не боится петь на родном языке, даже столь противоречивом. Пост-панк на турецком – фантастическое сочетание и его одного достаточно чтобы выделить группу из потока коллег по сцене. В качестве минусов отмечу, пожалуй, определенную монотонность выступления и плохо раскрытый танцевальный потенциал музыки. Впрочем, последний недостаток в первую очередь лежит на совести публики: слушали прилежно, но движения в зале было до обидного мало.
Далее нас ждало долгое трамвайное путешествие до клуба Altes Landratsamt, расположенного в районе Центрального вокзала. Место это ничем не примечательно, кроме разве что адской духоты, делающей проблематичным долгое пребывание в нем. Однако артисты, смотреть на которых мы сюда приехали, стоят того чтобы потерпеть. Сначала сцену оккупировала группа BLACK NAIL CABARET из довольно экзотической для темной сцены страны Венгрии. Девчачий дуэт из Будапешта идентифицирует свой стиль как synth noir и этим определением попадает в самую точку. Действительно, перед нами отличнейший synth-pop/electro-pop с окологотическим флером, холодный и изысканный, могущий похвастаться дорогим и холеным звучанием. Все встает на свои места когда мы узнаем кто выпускает пластинки даровитых венгерок – это лейбл музыкантов HAUJOBB Basic Unit Productions. Союз этот не случаен если вспомнить что именно вокалистка BNC Эмке записала вокальные партии к альбому «Mine» сольного проекта Дэниэла Майера ACHITECT. Попасть под опеку таких мастеров — везение, конечно, исключительное. Можно не сомневаться что и дальнейшие релизы BLACK NAIL CABARET станут образцом высочайшего профессионализма по части саунд-инжиниринга и примером хорошего вкуса.
Не могу, к моему большому сожалению, столь же позитивно отозваться о живом выступлении венгерского коллектива. Я приготовилась увидеть на сцене двух девушек, но вместо клавишницы Софии перед синтезатором устроился невзрачный мужчина и поспешил слиться с интерьером. Эмке оказалась не девушкой, а вполне себе тетушкой в затрапезном наряде из кожаных штанов, гипюровой кофточки и какой-то громоздкой ерунды на голове с рогами, бусами и вуалькой. Образ дополнил гротескный макияж, до неправдоподобия подчеркнувший выдающиеся скулы и резкие черты лица певицы. Как последний штрих – ядовито-лиловая помада и полное отсутствие маникюра (тема черного лака для ногтей осталась нераскрытой). Двенадцать лет назад, в начале своего артистического пути, Эмке состояла в самостоятельно сколоченной театральной труппе, устраивавшей хоррор-представления. И, как видно, успешно переквалифицировавшись из актрисы в певицу, барышня сохранила лицедейские замашки и эпатажный реквизит. Свободные от пения вступления и проигрыши фронтвумен заполняла танцами, обнаружив разоблачающую нехватку природной грации и пластики, ну и отсутствие хореографической подготовки до кучи. Неуклюже приплясывающая вокалистка в комичном прикиде, размытый видеоряд, не несущий смысловой и декоративной нагрузки, практически невидимый ассистент в углу – BLACK NAIL CABARET, деликатно выражаясь, не звезды сцены и вы ничего не потеряете если ограничитесь домашним прослушиванием их альбомов. Но неужели все так плохо и безнадежно? Разумеется, нет. При желании вы найдете себе занятие по душе на этом концерте. Можно потанцевать самому, ведь альбомы BNC (особенно «Harry Me Marry Me Burry Me Bite Me» 2015 года) просто напичканы крепкими танцевальными хитами. Можно с упоением внимать нестандартному вокалу Эмке: в ее драматическом контральто, в первую очередь, и заключена «нуарность» и шарм композиций проекта. Можно всецело раствориться в музыке, неспешно смаковать ее, благо прелесть многих песен BLACK NAIL CABARET открывается не сразу (прежде всего это касается нового альбома «Dichromat», более закрученного и не столь коммерчески привлекательного). Зрелый и рафинированный синтипоп от венгров непросто будет раскусить ценителям условного Феликса Марка, но более искушенный слушатель наверняка не пройдет мимо такой музыки. Свою визитную карточку, «Satisfaction», ребята сыграли в середине концерта, финальным же аккордом стала «Veronica» — моя любимая песня в репертуаре группы. И пусть мы не увидели классного зрелища, но удовольствие от музыки получили однозначно. И долгое гурманское послевкусие.
После перерыва на еду и принятие кислородных ванн мы вернулись в Altes Landratsamt посмотреть на выступление tribal/ritual/dark ambient проекта THE DEVIL AND THE UNIVERSE. Минувшей зимой их песни здорово выручали меня когда приходилось около половины шестого утра в полувменяемом состоянии выбегать из дома и резво шагать по туманным улицам на работу. Холод, зловещая тьма и вокруг ни души. Может кому-то покажется неочевидным использование песен этого австрийского трио в качестве будильника, но у тех кто посетил их концерт на WGT-2017 сомнений точно не осталось! Участники коллектива заморочились над созданием концептуального перфоманса и учинили публике такую взбучку, от которой пришлось долго приходить в себя. Ураганное начало застало врасплох: под звуки помпезного органного интро сцену оккупировали трое устрашающего вида персонажей в средневековых монашеских сутанах и масках козлов. Хлопушечными взрывами загрохотали барабаны, заметались в эпилептическом припадке ослепительные стробоскопы и на сцене началась натуральная черная месса. «Демоны» грозно потрясали скрещенными барабанными палочками, возносили очи к небу, молитвенно складывали руки. Вспыхнул экран, на протяжении всего выступления демонстрировавший видеоклипы группы, где музыканты предстают в том же фирменном «козлином» обличье, а также множество сцен на религиозно-оккультную тематику с «сатанистским» подтекстом. К каждой песне был подобран специальный видеоряд, но в целом показанное слилось в безумную мешанину из готических соборов, витражей с библейскими росписями, монашек, колоколов, обрядов инициации, шеренг бафометов-азазелей-бельфегоров — ни дать ни взять пособие для начинающего демонолога. Уникальной фишкой этого перфоманса (по крайней мере мы подобного фокуса никогда не наблюдали) было своеобразное взаимодействие группы с видеопроектором: музыканты невербально «общались» с экранными изображениями, вызывали смену картинки прикосновениями. Вскоре маски были сброшены, явив миру преисполненные торжественной серьезностью лики «демонов». Нарочитость мимики, шаблонность жестикуляции, маски из блестящего дешевого пластика, атмосфера низкобюджетного ужастика выдавали юмор и пародийность происходящего. Но в том что касается музыки у THE DEVIL AND THE UNIVERSE все серьезно. Первобытная страсть и драйв, с которым они исполняют свои композиции, качество и сценогеничность самого музыкального материала позволяют австрийцам создать просто бомбическое шоу, нигде не проседающее и держащее публику в тонусе до самого конца. Артисты самозабвенно лупили по барабанам, наяривали на гитаре и энергетика от них шла термоядерная. Почти все сыгранные треки – это инструментальные композиции, один из троицы лишь пару раз приложился к микрофону чтобы что-то прокричать. Поэтому фронтменят все практически в равной степени и спуску себе не дают. На бис служители культа вышли в белых банных халатах, очистившиеся от всякой скверны, с самыми миролюбивыми выражениями на лицах. Слава богу, можно облегченно выдохнуть.
Выдохнуть нужно не только спертый воздух Altes Landratsamt, но и впечатления, мысли, усвоенную информацию, в общем разгрузить мозг по максимуму. Впереди нас ждет феноменальный психоэмоциональный опыт, название которому SKINNY PUPPY, а такое важно воспринимать на свежую голову. И потому третий за вечер нескончаемый трамвайный вояж пришелся весьма кстати. Начинать рассказ о концертах групп такого ранга и возраста принято воспеванием их как зачинателей, отцов и пророков всего сущего, в нашем случае сущего (пост)индустриального. Для нас лично статус родоначальников и легенд чего бы то ни было не является достаточным основанием для распевания хвалебных од и похода на концерт. Мы не фанаты SKINNY PUPPY. Тем не менее о пропуске этого выступления и мыслей не было. Канадский коллектив так редко гастролирует по Европе, что упускать шанс неразумно – хотя бы из чистого любопытства и в целях повышения музыкальной образованности. Глупо отталкивать то что само плывет в руки. Организаторы просто не могли не предвидеть ажиотажа, разгорающегося вокруг столь громкого имени, поэтому заботливо учли интересы всех поклоняющихся, любопытствующих, просвещающихся, отдающих дань уважения и просто заглянувших на манящий огонек. В результате коллектив Кевина Кея попал в постоянную фестивальную рубрику Mitternachtsspezial. Речь идет о выступлениях, которые проходят в «Агре» глубоко за полночь, всего их бывает не более двух за фестиваль. В теории артисты, которым посчастливилось выходить на крупнейшую фестивальную сцену в качестве «полуночного специалитета» могут собрать наибольшую аудиторию. К этому времени программа на всех прочих площадках давно закончена, а народ имеет достаточно времени чтобы перебраться в «Агру». Зрителю не приходится выбирать и жертвовать, у музыкантов нет конкурентов, все довольны. Имелись все основания прогнозировать что весь Треффен слетится под крышу гигантского ангара «Агры», но по факту переполненной оказалась только фотояма, в зале было далековато до аншлага.
Для всех знающих SKINNY PUPPY – это, конечно, прежде всего фантастический перфоманс. Канадцы на редкость изобретательны на визуальное оформление своих концертов, так что мы были заинтригованы что же они продемонстрируют на сцене в ходе «Down The Sociopath Tour». Увиденное превзошло ожидания и словно рукой сняло всякий сон. Под леденящие душу звуки инструментального интро «Jahya» на сцене показались артисты этого хоррор-шоу. Кевин Кей ютился в укромном уголке, заставленном электронным оборудованием и активной роли в действии не принимал. Устрашающего вида гитарист, в котором мы распознали концертного гитариста LONDON AFTER MIDNIGHT занял свое место и незамедлительно принялся терзать свой инструмент и корчить смертоубийственные рожи. Встали на свои позиции еще двое музыкантов. Затем заиграла первая вокальная композиция «Dogshit» и сквозь клубы дыма и беснующиеся лучи прожекторов перед сгоравшей от нетерпения публикой проступил силуэт Нивека Огра. То что началось дальше бессмысленно описывать словами, фотографии особую ясность тоже не внесут, лучше всего помогло бы видео с авторскими комментариями. Возможно, мы стали свидетелями сюжетных разработок будущего фильма ужасов, в котором планирует сняться лидер «щенков». Фронтмен был облачен в огромную черную мантию-размахайку с изображениями долларовых символов, маску, шлем с рогами; из шеи у него торчал длинный нож. Едва Огр начал церемониально жестикулировать, активно донося до публики некое послание, как откуда ни возьмись на сцене появился дьявол-мутант с рогами и горящими красными глазами. Таким образом макабрическая тема, заданная ранее THE DEVIL AND THE UNIVERSE получила неожиданное продолжение. Двое вступили в ожесточенную схватку, в разгаре которой «демон» сорвал с Огра маску и вытащил нож. Во время следующего трека «Death» вокалист избавился от верхнего слоя своего многоступенчатого костюма и остался в штопаном белом комбинезоне, вероятно изображавшем смирительную рубашку. Тут же рядом с ним вновь нарисовался назойливый «демон» и принялся завинчивать в разные части тела вокалиста огромные бутафорские шприцы с «кровью» и какой-то желтой субстанцией. Мало-помалу жидкости проникали внутрь тела несчастного и тогда «демон» оперативно заменял использованные шприцы на заряженные. Перед началом выступления в середине сцены была установлена конструкция пирамидальной формы. В определенный момент на нее стал проецироваться психоделический видеоряд с беспорядочно мелькающими американскими политиками. Совместными усилиями действующие лица закрутили на сцене лютую круговерть, приумноженную параноидально-шизофренической атмосферой и болезненной зубодробительной музыкой. Шоу вышло по-американски амбициозным, с размахом и спецэффектами. Беда у SKINNY PUPPY, как это не парадоксально, вышла с музыкой, зачастую до обидного слабой и неприметной. А излишняя гитарная тяжесть и непомерный грохот живых ударных заковали электронное нутро музыки «щенков» в солидную броню, одинаково завуалировавшую и достоинства и недостатки исходного продукта.
Самым же выигрышным элементом этого перфоманса я не колебаясь назову Нивека Огра. Фактурный и не обделенный артистизмом певец отлично вжился в заявленный постапокалиптический образ. Концерт проходил в режиме нон-стоп, все треки слились в монолитное музыкальное полотно без пустот и пробоин. На мой взгляд, это было единственно верным стилистическим решением, ведь выступление носило формат игровой концептуальной постановки. И фронтмен, утыканный с головы до ног шприцами, выдержал столь изматывающий ритм без видимых усилий, ни разу не сбившись в вокальных партиях ни на миг не выпав из роли. Он проделал титаническую работу на сцене несмотря на неудобные костюмы, посягательства «демона» и поминутные «инъекции». Во многом именно благодаря его личной магии отдельные композиции приобрели несвойственную им изначально мощь и выразительность. Под конец основного сета, когда зазвучала «Assimilate», единственная песня группы, которую я сразу узнаю и с удовольствием подпеваю, вокалист принялся выдергивать из себя шприцы и лихорадочно размазывать по себе выдавленную жижу. Когда давить стало нечего и опустел чемоданчик с поддерживающими жизнь эликсирами, Огр обессиленно опустился на пол и лишился чувств. Тут же к нему подскочил зверского вида детина, взвалил на плечи и унес за кулисы.
Спустя пару минут канадцы вернулись к зрителям и сыграли еще пару песен («VX Gas Attack», и «Candle»), затем безо всяких реверансов и благодарственных речей покинули сцену. По части визуальной подачи заокеанским монстрам действительно не было равных на этом фестивале. Похвально что ребята всерьез заморочились над поиском и реализацией оригинальной идеи. Вот только очень обидно что музыка в этом шоу была лишь приложением к картинке и заведомо этой картинке уступила. Поэтому в нашем личном рейтинге феерическое зрелище от SKINNY PUPPY не опередит внешне скромные выступления IANVA и DIE SELEKTION.
День 4.
ANNWN
LES FRAGMENTS DE LA NUIT
THEODOR BASTARD
Понедельник на WGT как правило получается самым расслабленным по целой совокупности причин: накопившаяся усталость, слабый и меньший (по сравнению с первыми тремя днями) состав участников музыкальной программы, завершение не связанных с «Треффеном» городских праздничных мероприятий. Уезжают туристы, на улицах и площадях сворачивают временные эстрады и шатры, становится тихо и просторно. Город возвращается к обычной жизни.
Ночные бдения в «Агре» и отход ко сну незадолго до рассвета не позволили нам выйти из отеля раньше обеда. Пересекая Аугустусплатц я по обыкновению порадовалась нескончаемой «черной» очереди в Оперный театр и позавидовала терпению и выдержке поклонников высокого искусства. Мы же отправляемся на неспешный променад по центру Лейпцига. Ранний вечер встречаем на высокой террасе клуба Moritzbastei где в дни WGT раскидывают небольшой «средневековый» рынок. Убегать отсюда пришлось под мощным небесным душем. Как назло пришла пора выдвигаться в сторону Schauspielhaus где пройдет весь наш сегодняшний концертный вечер, а в поле зоне досягаемости не нашлось ни одного такси и даже ни одного зонтика.
Заключительный фестивальный вечер собрал под крышей театра Schauspielhaus коллективы, играющие неоклассику, фолк, этериал в различных вариациях и комбинациях. А значит следует ждать красивой благодатной живой музыки с использованием многочисленных народных инструментов и языков. Так что уютно устраиваемся на лучших местах в первом ряду и готовимся отдыхать душой и телом. Первым на сцену выходит немецкий коллектив с режущим глаз названием ANNWN. После вчерашней сокрушительной связки в лице THE DEVIL AND THE UNIVERSE и SKINNY PUPPY это настоящий аудиальный детокс: умиротворяющий (вплоть до снотворного действия) акустический celtic folk с чарующим женским вокалом. И ни одного электронного звука со сцены. Пятеро музыкантов, одетых в средневековые костюмы, беспрестанно меняли инструменты и здорово расширили наш кругозор в разделе звукоизвлекательных орудий. Вы только вдумайтесь: на сцене голосили арфа, скрипка, аккордеон, шарманка, барабаны, перкуссия, флейта, мандолина, базуки, лютня, теорба, шалюмо; исполнялись песни на немецком, испанском, французском, португальском, английском языках. В своем творчестве группа обращается к древневаллийскому эпосу, неудивительно что выступлению прочно сопутствует фэнтези-атмосфера. Ощущение волшебства усиливалось изумительно красивым освещением: с потолка на сцену под разным углом ниспадали пучки мягких рассеянных лучей пастельных цветов и артисты на сцене буквально купались в них. Жаль только что лингвистическое и инструментальное разнообразие не спасает средневековые рулады ANNWN от пресности и невразчности: ни одной мелодии, ни одного инструментального пассажа не засело в памяти. Тем не менее, приняли группу замечательно и отпустили восвояси только после выхода на бис и долгих поклонов. Но это вообще примета Schauespielhaus: здесь всем уготован теплый прием и нешуточные овации.
Следом состоялось выступление еще одного квинтета, на этот раз из Франции. То есть, номинально коллектив LES FRAGMENTS DE LA NUIT происходит из Версаля, в реальности же это интернациональный состав, участники которого носят французские, русские, прибалтийские и североевропейские имена. Группа сочиняет современную классическую музыку, в том числе саундтреки для кино. Выступление их выглядит вполне типично для представителей академической музыки с той лишь разницей что пианистка задвинута вглубь сцены, а струнные расположены на передней линии. Полнейшая статика, задумчивые паузы, стулья полукругом, пюпитры и шелест страниц. Руководит ансамблем первая скрипка, француженка Омбрелин Шард, попутно выполняющая обязанности дирижера на пол-ставки. Само собой, выглядят ребята не как оркестр Московской консерватории, а как полулюбительский коллектив, вот и одеты кто во что горазд – от вечернего платья до тельняшки с кедами. Но играют неплохо, хоть и довольно плоско, с малой амплитудой. Но скрипка сама по себе инструмент нервный, трагичный даже, поэтому эмоции гарантированы. Музыка LES FRAGMENTS DE LA NUIT отнюдь не легкого жанра. Композиции в основном мрачные, меланхоличные и беспокойные, но многие из них рано или поздно переходят на светлую сторону. Первая скрипка регулярно выходила к микрофону сообщить публике о чем будет та или иная композиция и какие чувства она должна вызвать, что немного смахивало на аутотренинг. Несколько раз обратилась к аудитории и вторая скрипка: говорила она по-немецки, с видимым трудом и частично по бумажке. Вся эта трескотня, хоть и в исполнении интеллигентных дам, порядком утомила и безбожно рвала нить действия. Однако в целом утонченность звучания классических инструментов, грамотная игра артистов, одухотворенные мелодии, будящие воображение и рисующие в сознании красочные картины – все это сработало на пользу выступлению. На бис музыканты играли выстроившись в одну линию у кромки сцены, нависая над залом, и это усилило эффект вовлеченности зрителя в происходящее, так что финал удался. Ну а зрители сделали все от себя зависящее чтобы группа покинула сцену с ощущением триумфа.
Вот и подобрались мы к завершающему акту нашего личного WGT-2017. Выбор достойнейших, способных сделать этот финиш ярким и незабываемым, представлялся очевидным. Однажды питерский проект THEODOR BASTARD уже закрывал для нас WGT и справился с этой ответственной задачей с честью. Каждый год треффенская программа включает несколько групп из России, некоторые из них стали регулярными участниками фестиваля (например, MOON FAR AWAY, MOTORAMA). То же относится и к THEODOR BASTARD, на сцену Schauspielhaus ребята уже выходили в 2011 и 2014 году. Каждый их концерт можно уверенно занести в разряд мастерских, ребята – большие молодцы и профессионалы своего дела. Много лет уже они достойно представляют темную сцену России на европейской арене, где снискали закономерный успех.
Обстановка, сложившаяся в зале перед началом этого выступления в деталях копировала реалии WGT-2014: полностью заполненный партер и балкон, внушительная русскоязычная делегация, рассевшаяся за нашими спинами. Также и концерт всецело походил на предыдущий, с той лишь разницей что на этот раз в сет-листе присутствовало больше песен на русском языке. Шестеро босоногих музыкантов вдохновенно чародействовали на сцене, безупречно исполняя свою удивительную помесь folk/world music/dark trip hop. Фундаментально ничего в их перфомансе не меняется, но все задействованные в концертном процессе навыки подвергаются постоянной шлифовке. С психоэмоциональной точки зрения перфоманс российского коллектива сравним с посещением спа-салона помноженным на сеанс гипноза: разрядка для тела и отдых для души. Вокалистка Яна, обладательница гибкого завораживающего голоса, по-прежнему поражает меня сочетанием вольной раскованной манеры пения и стеснительного сценического поведения. Девушка неловко переминается с ноги на ногу, закрывает лицо волосами, поминутно отворачивается от зала и уходит в себя. Федор, напротив, разительно отличается от своей робкой коллеги открытостью, активностью, пылкостью в пении. Именно он привносит в музыку и сценический облик группы роковое и индустриальное начало. Его порывистые движения и своеобразная походка – то крадучись, то широким пружинящим шагом, то подпрыжками — рождает ассоциации с языком тела диких животных. Скудное сценическое освещение было настроено таким хитрым образом что лица музыкантов всегда сокрыты во мраке, освещаются лишь силуэты. Это привносит в сценическое действие ауру таинственности. Даже сидя в первом ряду и усердно просверлив сцену глазами я не смогла определить цвет яниных волос и даже платья. Намеренно дистанцируясь от взглядов зрителей артисты в некотором роде призывают нас сосредоточить внимание на великолепной музыке и искусных вокальных партиях. К тому же минимализм в освещении позволяет сполна насладиться волшебным видеорядом, скомпонованном из дивных пейзажей, фрагментов звездного неба, сказочных сюжетов. Видеосопровождение у THEODOR BASTARD всегда за гранью похвал, настоящее пиршество для глаз. А в целом состоявшийся концерт подарил нам очередное свидание с прекрасным, которое не могло разочаровать и смутить стойким ощущением дежа-вю. В эклектичной музыке THEODOR BASTARD всегда есть место новым прочтениям, свежим эмоциям.
Очередной, 26-й по счету Wave Gotik Treffen ушел в историю. Перевернута очередная страница и нашей личной фестивальной летописи. Единственное что нам осталось сделать – поблагодарить вас, дорогие читатели, за ваше доброе внимание и время. Слушайте хорошую музыку, любите ее и приезжайте на «Треффен» в следующем году. Там и увидимся! Напоследок, наш традиционный топ-5 лучших из увиденных нами концертов WGT-2017
1. IANVA
2. DIE SELEKTION
3. SKINNY PUPPY
4. THE DEVIL AND THE UNIVERSE
5. THEODOR BASTARD
Выражаем благодарность за предоставленные аккредитации.
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).