Прощальный концерт – как много в этом слове… Очевидно, не только для русского сердца, ведь подобные некрофильские замашки неплохо отражаются и на посещаемости гастрольных туров во владениях давно уже успевшего пресытиться яркими зрелищами Запада. Действительно, “сейчас или никогда” – весьма успешно давящий на чувства слушателей слоган, который заставляет многих отложить свои текущие дела и поспешить прикоснуться к очередной престарелой музыкальной легенде. Кому-то в первый и последний раз, чтобы потом внукам рассказывать, а кому-то в пятый/десятый, потому что те самые внуки подарили любимому дедушке билеты – вспоминать молодость, смахивая скупые слёзы. В общем, вариант почти беспроигрышный для любой слегка подрастерявшей актуальность группы… Особенно если никак явно не подтверждать в интервью, что тур “ну честно-честно” самый распоследний, оставляя себе пути для отступления в виде уже ставшей классикой жанра отговорки “это последний
большой тур”. Вот теперь туда же подались и многострадальные Deep Purple… Их прошлогодний альбом получил намекающее выделенной буквой название “inFinite”, а гастроли в его поддержку были окрещены прямо-таки пугающе честно – “The Long Goodbye”. Разумеется, без всяких чётких сроков и обещаний насколько они реально будет “long”, и насколько они реально станут “goodbye”. Впрочем, бросать камни в убелённых сединами “пёрпловцев” за чёткое следование повальной гастрольной моде последних лет я не стану. Никому не хочется на старости лет наблюдать у себя на концертах полупустые залы, а столь бесхитростный приём ведь реально работает! Любой житель столицы мог убедиться в этом лично вечером 30 мая, когда “Олимпийский” если и не трещал по швам, то уж точно не мог похвастаться хоть сколько-нибудь заметным обилием свободных мест – что в партере, что на трибунах. Как человек, который захаживал на регулярные выступления старых-добрых DP в Москве чуть ли не каждые два года на протяжении последних пятнадцати лет, могу с уверенностью сказать, что такого аншлага на них я не видел никогда. Безусловно, Гиллан и компания – короли; я бы даже сказал – тираннозавры среди всех ископаемых ящериц рока на обширной территории бывшего СССР, которые собирали и будут собирать здесь тысячи людей всегда, независимо от программы и частоты их приездов. Но текущий псевдопрощальный тур превзошёл все, даже самые смелые ожидания. Такого нескончаемого людского моря из дедушек с винилами, школьников с iPod’ами, и всех остальных, находящихся между ними, я не видел на московских стадионах уже довольно давно. Учитывая примерно похожую по прибыльности явку зрителей на состоявшееся здесь же всего через день шоу Оззи Озборна (тоже, кстати, “прощальное”), можно не сомневаться ни секунды – до тех пор, пока сам Оззи, герои наши сегодняшнего повествования, да и любые другие рок-ветераны, все ещё имеющие силы на гастрольный “чёс”, преждевременно не отправятся в мир иной, возможность увидеть их в России с очередными “выходами на бис” остаётся весьма велика. Поэтому отложим сейчас в сторону все ностальгические сантименты и попробуем ответить на весьма актуальный вопрос – а помимо вполне объяснимого желания в последний раз всплакнуть под первые аккорды “Black Night”, могут ли нынешние Purple хоть что-то предложить требовательному слушателю?
И вот тут, дорогие мои читатели, приходится всё-таки доставать из огорода камни… Достать, чтобы застыть, недоумевая – в какую же сторону их запускать? После посещения этого концерта я вновь столкнулся со старой, как мир дилеммой взаимоотношений публики и артиста – кто кого вообще должен воспитывать? Всю свою сознательную жизнь я отвечал на этот вопрос вполне однозначно – только сам артист должен воспитывать своего зрителя, никогда не идя у толпы на поводу. Но вот, после проведённого в “Олимпийском” прощального вечера с Deep Purple, я крепко-накрепко задумался, так и не решаясь запустить хотя бы один булыжник в уже основательно заросшие сорняками угодья этих весьма уважаемых музыкантов… Объясню почему. Совершенно неожиданно для себя самого, в процессе я абсолютно чётко осознал на какой концерт DP я хотел бы сходить, и от какого концерта DP я получил бы реальное удовольствие даже сейчас, когда видел их уже сто раз. Это концерт, на котором бы эти многоопытные ти-рексы в кои-то веки запихнули три-четыре обязательных, но чрезмерно опостылевших хита 70-ых куда-то в район выхода на бис, а в основной программе оторвались как следует, исполнив
исключительно песни, которые были записаны со Стивом Морсом в составе. В конце концов, с этим славным американцем группа создала уже шесть полноценных альбомов, хорошего и даже отличного материала из которых хватит не то что на одну, а даже и на две полноценные программы! Там и наполненный абсолютно нехарактерными для коллектива вещами “Purpendicular”; и вполне шедевральный “Now What?!”, который, на мой взгляд, вполне достоин занять призовое место в top-5 всех когда-либо выпущенных Пёрпл пластинок. Да, собственно, даже актуальный “inFinite” – и тот весьма неплох. В общем, выбрать есть из чего! На деле же из пятнадцати треков, которые DP явили публике на нашем концерте, вышеупомянутый период был представлен лишь четырьмя. И каждый из них, представьте себе, был исполнен на абсолютно адекватном, хорошем уровне! “Time for Bedlam” и “Uncommon Man” действительно сотрясали стадион, как и положено вдумчивым, почти проговым вещам позднего Purple. А неожиданному включению в сет настоящего бриллианта “Sometimes I Feel Like Screaming” (пусть и сыгранного, с непривычки, со сбивками и помарками) хотелось искренне аплодировать! Как, впрочем, и невероятному по энергетике исполнению “Birds of Prey”, в финале которой Морс выдал просто сногсшибательное соло. Даже Гиллан, прискорбные вокальные кондиции которого уже давно стали притчей во языцех, по-настоящему достойно справлялся с заведомо несложными партиями в этих, умеренно свежих песнях, ничуть не позоря своего некогда славного имени, чем он занимался, в общем-то, всю остальную часть концерта. Честное слово, никакими словами не передать, какое внезапное удовольствие я получил в середине данного шоу! Вышеупомянутые композиции звучали не только свежо и в новинку (что для концерта практически любых ветеранов – уже огромный плюс), но и вполне соответствовали возможностям и настроению современной группы Deep Purple. Не той, которая осталась в 70-ых и в юношеских воспоминаниях старшего поколения рокеров, а нынешней, всё ещё актуальной в творческом плане. А теперь вернёмся к заданному ранее вопросу – почему я не смогу бросить камень в дедушек на сцене за то, что они не воспитывают публику, исполняя то, что им самим хочется сочинять и исполнять в 2018 году? Потому что я отлично видел, как реагировал зал на прекрасное прочтение этих вещей… И сами музыканты это тоже прекрасно видят. И, в отличие от меня, не единожды, а каждый божий вечер.
Волею случая, рядом со мной на концерте оказался заслуженный поклонник Пёрпл в возрасте, с которым мы немного разговорились. По характеру протекавшей беседы я сразу понял, что он, не в пример большинству своих современников, вполне продвинут, не собирается орать в сторону сцены “Чайлд ин тайм давай!!”, слушает современные группы типа Alter Bridge, в общем – является вполне приятной личностью. Так вот, знаете чем он занимался, пока я получал невероятное удовольствие от той же “Birds of Prey”? Увлечённо копался в смартфоне... Понимаете, если даже вот такие здравомыслящие люди не проявляют ни малейшего интереса к современному творчеству Deep Purple, что уж тут спрашивать с широких масс? Конечно же, во время всех четырёх несчастных “свежих” песен в зале царил практически мёртвый штиль. И, возвращаясь к написанному ранее, я посчитал, что не имею морального права обвинить пенсионеров на сцене в том, что на восьмом десятке лет они уже не в состоянии найти в себе последние силы противостоять этому молчаливому давлению публики. Остаётся только, в рамках нашего условного прощания, сказать им спасибо. Спасибо за многое… Спасибо за то, что все ещё сочиняете, и даже порой включаете в сет свежие и реально интересные композиции! Пускай и воспринимаются такие начинания примерно в духе зарисовки: “Ребятки, ну вы потерпите чуть-чуть, мы для себя немножко тут поиграем, а потом обязательно споём ваши любимые Смоуки и Хайвей стары”. Спасибо за то, что хотя бы стараетесь исполнять эти старые хиты на должном уровне! Получается порой откровенно худо – к сожалению, к перманентно ужасному Гиллану, теперь прибавился плохо перенесший микроинсульт Пейс, который очень сильно сдал за последние годы. К счастью, Гловер, Эйри и Морс всё ещё в форме, и способны кое-как подтянуть двух комиссованных по состоянию здоровья коллег. Спасибо за то, что даже в классических альбомах изыскиваете нечасто мелькающие на концертах вещи (такие, как прозвучавшие в этот вечер со сцены “Bloodsucker”, “Pictures of Home” и “Knocking at Your Back Door”), которыми хоть как-то разбавляете надоевшие до зубовного скрежета вечнозелёные шлягеры! Даже несмотря на по-пенсионерски замедленные “Knocking…” и “Space Truckin’”, когда порой хотелось провалиться под землю в стыде за нынешнюю немощь некогда сильнейших музыкантов. Спасибо за то, что в прощальном туре, впервые за всю свою долгую историю, у Deep Purple наконец-то появилось хоть какое-то шоу! И стильное оформление сцены, и большой экран с тематическими зарисовками под определённые песни – ну прямо всё, как сейчас заведено у хороших групп на любом большом стадионном концерте. Спасибо и за то, что не забываете о прославившей вас когда-то импровизации! Пусть только в процессе выхода на бис, но всё-таки и сейчас можно услышать от Пёрпл продолжительные гитарно-клавишные дуэли, а также длинные вступления и финалы, в которых можно уловить краткие цитаты из творческого наследия The Beatles и Led Zeppelin. Ну и конечно – спасибо, в целом, за всё! Несмотря на неадекватно раздутый конкретно в России культовый статус, Purple всё равно были и уже навсегда останутся одним из величайшей явлений в мире хард-рока. Надеюсь, что с прощанием они традиционно слукавят, навестят нас ещё разок-другой, перед тем как совсем уж повесить гитары на гвоздь. Пускай вновь порадуют и молодежь, и пенсионеров, для многих из которых очередной визит легенд наверняка станет откровением. Ну а лично я 30 июня теперь уж точно навсегда попрощался с одной из старых и любимых групп. Концерта с сет-листом мечты уже никогда не случится в принципе, а несмотря на все вышеописанные плюсы, наблюдать вновь как уважаемые мною музыканты не только дряхлеют на глазах, но и с грустной улыбкой переключаются от актуального творчества к банальному отрабатыванию номера в угоду публике, больше не хочется.
Сет-лист:
Intro - Mars, the Bringer of Warт (Gustav Holst)
1. Highway Star
2. Bloodsucker
3. Pictures of Home
4. Strange Kind of Woman
5. Sometimes I Feel Like Screaming (first live performance since 2012)
6. Uncommon Man (dedicated to Jon Lord)
7. Lazy (with extended keyboard solo intro)
8. Time for Bedlam
9. Birds of Prey
10. Knocking at Your Back Door
11. Keyboard Solo
12. Perfect Strangers
13. Space Truckin'
14. Smoke on the Water
Encore:
15. Hush (Joe South cover)
16. Bass Solo
17. Black Night
Outro - Deep Purple (Nino Tempo & April Stevens)
Выражаем благодарность Мельница за предоставленные аккредитации.
Sunriser
kircore
Rrobb
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).