Franz Ferdinand, одну из самых успешных групп среди очень неслабо прошумевшей в начале 00-ых волны массового британо-американского возрождения пост-панка на современных удобрениях, всегда связывали с Россией особые отношения. Творческий лидер ребят, Алекс Капранос, неоднократно расписывался в огромной любви к русской литературе, живописи и прочему отечественному искусству всех мастей и и калибров. Впрочем, даже если какой нерадивый слушатель FF и окажется не сильно осведомлённым о познании английским греком глубин таинственной русской души, то даже при непосредственном ознакомлении с музыкальным наследием коллектива на определённые мысли просто обязаны навести не только песенки про полёты Маргариты над вечерним небом Патриарших прудов, но и оформление релизов, которое повсеместно цитирует мастеров советского авангарда столетней давности. Не говоря уже о растиражированном портрете Лили Брик прямо на обложке “You Could Have It So Much Better”… Любовь и уважение Фердинандов к России, надо сказать, вполне взаимно. Вряд ли даже на нашем специфическом портале (не говоря уже о более широких массах ценителей хорошей рок-музыки) найдётся человек, который взрослел в начале двухтысячных, и каким-то образом не слышал столь бронебойные хиты, как “Take Me Out” или “Do You Want To”, которые в своё время гремели из каждой рыночной палатки. Тем удивительней воспринимать следующие факты… На самом деле, Капранос с друзьями последний раз выступали в Москве шесть лет назад, да и то – лишь одними из участников фестиваля Пикник Афиша, а если вести речь о полноценном сольном концерте, то время придётся отмотать аж до 2009 года! К счастью, в непривычно рабочую субботу 9 июня ситуация была наконец-то кардинальным образом исправлена! Будем надеяться, что практически полностью заполненный зал очень немаленького столичного клуба-гиганта “Adrenaline Stadium” как-то мотивирует отечественных промоутеров впредь привозить FF почаще… В то время как сама группа, разумеется, за прошедшие с момента её взлёта годы сильно изменилась. Чуть ли не все их коллеги с коллективным названием “Зе Чёто-тамс”, из некогда почитаемого всем миром движения ретро-гаражного рока в твидовых пиджачках, с честью полегли на полях музыкальных сражений. Францы хоть и выжили, но эволюционировали кардинально. Поклонники весёлых и позитивных “Битлов на стероидах” с первых двух пластинок, принесших молодым музыкантам мировую славу, сначала были вынуждены мириться с всё возраставшими влияниями диско-бита и инди-поп аранжировок. А нынче и вовсе выпали в осадок, когда один из основателей команды, гитарист Ник МакКарти, ушёл в бессрочный творческий отпуск, а мистер Капранос без него окончательно оторвался от земли, с гордостью улетев в стратосферу практически безапелляционного нью-вейва. Тонны аналоговых синтезаторов вместо фирменных танцевальных риффов, восьмидесятнические мелодии прямиком из неизданных архивов Duran Duran или The Cars, даже смелые заигрывания с прогом и шугейзом – вот что несчастным фэнам пришлось откушать на вышедшем в феврале пятом студийнике смелых шотландцев, “Always Ascending”. Переварили, надо сказать, далеко не все… Однако, учитывая не слишком частые визиты в Россию, возможностью лично убедиться в том, что Фердинанды “уже не торт”, пренебрегли лишь немногие. Итак, что же мы все в итоге увидели и услышали?
Если следовать строго хронологическому порядку событий, то сначала мы познакомились с весьма оригинальной московской группой Glintshake (или просто ГШ, как они сами предпочитают себя именовать). Без преувеличения, ГШ оказался одним из самых интересных русских разогревов, которые я когда-либо встречал! Впрочем, окружавшие меня люди вряд ли с этим согласятся, но по вполне понятной причине – мейнстримовая в своей массе фэн-база FF психоделичский фанк-панк с женским вокалом (этакий русскоязычный сплав из RCHP и Yeah Yeah Yeahs) не совсем поняла… Что вовсе не помешало мне насладиться колкими песнями ГШ, ещё и обильно сдобренными продолжительными импровизациями – огромное спасибо Екатерине Шилоносовой и её коллегам за нагрянувшее совсем внезапно удовольствие! Ну а затем к услаждению ушей приступили уже и сами господа Фердинанды, предварив это умилительной фразой “Привьет! Менья зовут Сасша Капранос”, тут же ставшей локальным мемом среди русских поклонников на многие годы вперед… Первое, что сразу бросается в глаза на текущих выступлениях Franz Ferdinand – их обновлённый, расширенный до квинтета, состав. Закопавшегося в семейной суете Ника заменили сразу два человека – гитарист Дино Бардо не только взял на себя все традиционные ритм-партии выбывшего сооснователя Францев, но и смело исполнял многие лид-гитарные проигрыши. В то время как номинальный клавишник Джулиан Корри (известный некоторым ценителям лоу-фай синти-попа под прекрасным артистическим псевдонимом Мяу-Мяу) в полной мере покрывал все многократно возросшие в сочинениях ансамбля за последние годы синтезаторные наслоения, а на старых вещах оперативно вооружался шестистрункой для осуществления аж трёхгитарной атаки слушателей. Ну а сам Сашенька Капранос, чувствуя себя надёжно подстрахованным “свежей кровью” коллектива, отыгрывал фронтмена теперь уже по-полной – чуть ли не половину всего концерта он провёл без своих, казалось бы, незаменимых Фендеров. Некоторые верные поклонники уже поспешили объявить ему за такой отход от канонов чуть ли не анафему, но поверьте – в роли чистого вокалиста Алекс смотрится на удивление органично, а благодаря его театральным пантомимам и постоянному прямому контакту с публикой, современные шоу FF окрашиваются в совершенно новые, яркие краски, даже порой заставляя переоценивать “классические” выступления группы, как чрезмерно статичные. Обновлённое звучание – обновлённые правила! Впрочем, без перегибов – некоторые свежие песни (“Feel the Love Go” или “Slow Don’t Kill Me Slow”) по умолчанию предназначены для исполнения именно в таком формате, а все старые хиты были отыграны в почти полном соответствии с ностальгическими воспоминаниями начала 00-ых. Мне остаётся только поаплодировать музыкантам, которые в непривычном составе не только столь удачно адаптировались под нужды актуального материала, но и не забыли про бережное сохранение того звучания, которое и сделало их популярными. Кстати, об актуальности…
С текущего альбома “Always Ascending” вниманию российских слушателей были представлены аж
восемь композиций из десяти. Столь масштабный экскурс в современный, “опопсевший” Franz Ferdinand, ожидаемо пришёлся не по душе многим фэнам со стажем. Их скептицизм я разделить не смогу… Во-первых, сам диск мне понравился. Конечно, там есть парочка не шибко впечатляющих треков (которые, к сожалению, были выбраны для представления работы и на нашем концерте), но, с другой стороны, зато и настоящие бриллианты, в лице “Lazy Boy” или “Paper Cages”, в сет попали. Ну и во-вторых – всегда приятно смотреть на группу, которая не только хочет, но и может исполнять актуальные сочинения, не “бронзовея” под давлением заслуг прошлого. На мой взгляд, выбор такого вектора развития гарантирует любому музыканту здоровую творческую атмосферу, да и в целом – достоин огромного уважения за смелость! К тому же на что, собственно, жаловаться ретроградам, когда пять дисков Фердинандов были адекватно представлены на шоу, по крайней мере, двумя песнями? Были сыграны буквально все исторические хиты – зал восторженно скакал под “This Fire” и “Ulysses”, или же в унисон с Алексом пел каждую строчку “Walk Away” и “Love Illumination”. Нашлось место и для одного “заказа” русских фэнов – им оказалась великолепная “Stand on the Horizon”, ставшая настоящим украшением концерта. Ну а эмоциональным пиком всего выступления, пожалуй, получилось энергичное исполнение “Michael” – весьма почитаемой в определённых кругах песни про мальчиков на дискотеке, когда Капранос, на минутку прервав атмосферу тотального праздника, посчитал правильным сказать несколько слов о природе свободной любви, за которую никто не должен быть подвергнут преследованиям. Не скучная проповедь, а лишь двадцать секунд ненавязчивого, но яркого заострения внимания на этой проблеме, именно здесь, в столице России, на мой взгляд, лишь ещё раз характеризует нашего Сашу, как исключительно светлого и разумного человека. Что, впрочем, он доказал не только за эти двадцать секунд, а за решительно все полтора часа шоу. Бесконечные улыбки, непринуждённое общение с залом, шутки, танцы и бесконечный позитив, как на сцене, так и в зале – вот, пожалуй, главное и самое приятное впечатление от прошедшего в компании Franz Ferdinand субботнего июньского вечера. Было очень хорошо заметно, как музыканты искренне рады вновь (а кое-кто и впервые) выступать для российской публики, а зрители рады не только видеть своих кумиров, но и осознавать, что для заморских гостей это не очередной пункт в расписании длинного и изматывающего тура, а возвращение в по-настоящему особенную для творческого ДНК часть света. По идее, каждый репортаж должен содержать в себе хоть какую-то критику произошедшего… В данном случае упомяну лишь пару минусов, которые всё равно никак не повлияли на позитивную атмосферу музыкального праздника. Во-первых, через наши непроходимые границы опять не пробилось сценическое оборудование. Вместо красивых экранов с любопытными проекциями, которые ездили с Францами весь тур, в качестве шоу-программы был представлен лишь жалкий потрёпанный задник. Ну и во-вторых – не могу сказать, что получаю особенное удовольствие от нынешних, сильно замедленных трактовок некоторых старых песен, в которых теперь делается упор не на темп и энергетику, а на акценты и кач. Но даже эта парочка весьма спорных моментов никак не смогла испортить мне впечатление от исключительно качественного выступления хорошей группы. Не только группы, полной свежих творческих идей, которыми они радостно готовы делиться с совершенно особенным для них, российским зрителем. Но и группы, которая по-настоящему
умеет это делать. “Убили, значит, Фердинанда-то нашего”… Да здравствует Franz Ferdinand!
Сет-лист:
- Glimpse of Love
- No You Girls
- The Dark of the Matinée
- Paper Cages
- Lois Lane
- Walk Away
- Do You Want To
- Lazy Boy
- Stand on the Horizon
- Finally
- Michael
- Slow Don’t Kill Me Slow
- Take Me Out
- Ulysses
Бис:
- Always Ascending
- Love Illumination
- Feel the Love Go
- This Fire
Выражаем благодарность Мельница за предоставленные аккредитации.
TinkyWinky
horrus
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).