Arts
ENG
Search / Поиск
LOGIN
  register

Концерты
Репортажи
Мой город:  Клубы Организаторы Города
^ Информация ^
+ <- Wave-Gotik-Treffen 2018-> +

Дата
2018
May
Fri
18

Город
Лейпциг (Германия)



Итак, «Треффен» в двадцать седьмой раз для всего мира и в восьмой лично для меня. Чудо что поездка вообще состоялась – имелись десятки причин, препятствий и неблагоприятных обстоятельств чтобы ее отменить. Это было бы логично и полностью согласовалось бы со здравым смыслом, а с последним у меня всегда было скверно. За прошедший год в моей судьбе все настолько круто перевернулось с ног на голову, что возникла острая необходимость упереться всеми четырьмя лапами и вцепиться во что-то прочное и незыблемое из того что составляло прошлую жизнь. А потому было принято решение ехать, ехать вопреки всему.

Впервые мне пришлось отправиться на фестиваль одной, лишившись компании и фотографа, что само по себе очень невесело, психологически давяще и технически неудобно для меня как для зрителя, так и корреспондента. Надеюсь, приложенных усилий оказалось достаточно чтобы справиться с обеими ролями успешно – но судить, конечно, вам, дорогие читатели.

Последние три года я удобнейшим образом летала в Лейпциг из Лондона прямым рейсом RyanAir и теперь, вернувшись в Москву, мрачно предвкушала долгую дорогу к месту проведения фестиваля через Берлин. Но – великая новость! - буквально за месяц до WGT 2018 авиакомпания «Победа» связала российскую столицу и крупнейший город федеральной земли Саксония прямыми и непривычно дешевыми авиарейсами. Не обошлось, само собой, без половника дегтя: самолеты «Победы» летают между Москвой и Лейпцигом по понедельникам, средам и пятницам, в то время как нам, WGT-шникам крайне желательно прибыть в город в четверг и покинуть его во вторник. Нарочно не придумаешь. Тем не менее, соблазн прилететь непосредственно в Лейпциг был настолько велик, что я забыла об имеющемся «аэрофлотовском» билете в Берлин, и в пятницу 18 мая села в самолет «Победы», благополучно приземливший меня в Лейпцигском аэропорту около 15.00. Таким образом я в очередной раз не посетила ebm-pre-party, которая проходит вечером четверга и на которую я давно засматриваюсь (справедливости ради замечу, что в этом году ее состав не вызвал у меня учащенного сердцебиения). К тому же, до официального оглашения фестивального расписания сохранялась угроза что непредсказуемые организаторы поставят намеченные к посещению группы на ранее время и в недосягаемую глушь, но, к счастью, и здесь повезло.

День 1.



DETACHMENTS
GUERRE FROIDE
BOY HARSHER
ASH CODE

Я ужас как не люблю повторяться, а в деле описания WGT делать это волей-неволей приходится и с каждым последующим годом все чаще, поэтому приходится изворачиваться. Вот сейчас, например, самое время пропеть песню на тему «Лейпциг – мой родной дом». Но обойдемся одним ее упоминанием, вы и так все помните.

Даже навещаемый раз в год «родной дом» может наскучить неугомонной натуре, охочей до перемены мест, а потому я наконец решилась сменить непосредственное место жительства. В результате вместо Pentahotel, нашей многолетней резиденции, я остановилась в SeaSide Park Hotel, историческом респектабельном заведении, которое смотрит окнами на привокзальную площадь и красивую пешеходную улицу, ведущую на Augustusplatz. Поселили меня на верхнем этаже, в номере с хорошей звукоизоляцией, так что даже в столь людном и бурлящем месте мне отлично спалось после изнурительных концертных вечеров. Превосходно и стратегическое положение отеля, в сотне метров от остановки всех маршрутов общественного транспорта. Это позволяло мне не только до минимума сократить время попадания в нужный трамвай, но и, например, быстро заскочить в номер взять или оставить что-то из вещей по пути из одной концертной локации в другую.

У меня до последнего момента не сложилось четкой схемы передвижений на этот вечер, ведь невозможно было со стопроцентной точностью установить в котором часу я освобожусь от аэропортовых формальностей, приеду в центр города, размещусь и соберусь. Далее предстояло пробиться через полгорода на самый юг, прорваться сквозь толчею «черной ковровой дорожки» в дальний угол «Агра-Треффенпарка» в пресс-центр за аккредитацией и лишь затем, повесив на шею заветный бейдж, перевести дух и заняться планированием. Развернув на ходу фестивальную «простыню» с полной раскладкой по именам и сценам, я заскользила взглядом по мелким строчкам и, не обращая внимания на окружающую движуху, двинулась к выходу. В «Агре» мне предстоит околачиваться и в субботу, и в воскресенье, успею еще рассмотреть и героев, и декорации этого спектакля.

А пока пара наблюдений по итогам просмотра фестивального расписания. Сразу бросилось в глаза отсутствие двух неизменных концертных площадок, которые мы многократно посещали в предыдущие годы – Altes Landratsamt и, что совсем уж удивительно, Kohlrabizirkus. В лице последнего «Треффен» лишился второго по-настоящему крупного концертного зала. Взамен выбывших набор фестивальных локаций пополнился двумя новыми местами – Westbad и HausLeipzig (который я протестирую в фестивальный понедельник). Что касается лайн-апа, то он был заметно слабее нескольких предыдущих. Зато на сей раз люди промоутеры фестиваля не дали мне повода зло иронизировать и недоумевать по поводу наличия в списке выступающих исполнителей, которые категорически не вписываются в формат Wave Gotik Treffen, даже при всей эклектичности последнего. Все приглашенные музыканты, пусть некоторые и со значительными оговорками, могут быть присовокуплены к темной сцене – не потому что реально имеют отношение к готике, а потому что теперь такие времена и нравы. «Как, и MR KITTY?», - спросят меня особо въедливые читатели. «Да, и MR KITTY», с горечью признаю я, презрительно сморщившись.
Я наметила к посещению выступление DIVE, но после недолгих раздумий отказалась от этой идеи. Честно говоря, из всех проектов Дирка Ивенса мне ближе всего флагманский KLINIK, а отправляться в неизвестный клуб-дебютант WESTBAD, расположенный крайне неудачно по отношению и к «Агре», и к моему следующему пункту назначения, ради одной лишь персоны маэстро, было непрактично. Дождусь следующего шоу KLINIK и там вознесу бельгийскому классику очередную порцию восхвалений, которые он по праву заслужит. Забраковала я и мысль начать свой «Треффен» в Schauspielhaus с атмосферного дарк-эмбиента от RAISON D’ETRE. На заре своей меломанской и журналистской деятельности я собрала внушительную коллекцию репортажей с концертов питомцев знаменитого шведского лейбла Cold Meat Industry и с тех пор никак не найду возможности ее пополнить. Туда я попросту опаздывала. Безусловные хайлайты моего пятничного вечера - ASH CODE и BOY HARSHER, поэтому я решила от добра добра не искать, а двигать прямиком в Statbad и дислоцироваться там до упора.


Читателям моих прошлогодних репортажей не нужно рассказывать что такое Statbad и почему я его выделяю среди прочих «треффенских» локаций. Клуб, ранее служивший общественными банями, впервые распахнул свои двери для гостей WGT в 2015 году и моментально стал самым трендовым и актуальным местом на фестивале – ведь именно здесь компактно обитают представители minimal/coldwave/post-goth сцены, все эти любители стряхнуть пыль и вдохнуть новую жизнь в хорошо забытое старое. С тех пор танцпол клуба, бывший когда-то бассейном, до краев заливается потоками дарк-хипстеров, любопытных олдскульщиков и всеми неравнодушными к последним тенденциям на (около)готической сцене. Если абстрагироваться от личных предпочтений, хладнокровно и объективно поразмыслить чем ценен WGT как музыкальный фестиваль, чем он отличается от конкурентов и на чем тут следует сфокусироваться в первую очередь журналисту и просто исследователю сцены, то именно «штатбадовская» тусовка станет одним из ключевых пунктов. В моем конкретном случае личные пристрастия совпадают с журналистским долгом, что вдвойне приятно.

На сцене, тем временем, уже начал свой сет британский дуэт DETACHMENTS. Тут все элементарно – ладный post-punk revival без особых изысков, вокалист периодически хватается за гитару, напарник трудится за синтезатором. Зато уже на входе в зал тянет танцевать. Statbad вообще очень танцевальная площадка, почти все кто здесь выступает невольно заставляют зрителей активно двигаться. Вокалист Бастиен Маршал без видимых усилий и стеснения копирует Яна Кертиса и не предпринимает бесполезных попыток это завуалировать – все равно в зале не найдется ни одного простофили которого он мог бы обдурить. Чувствуется что процесс вживания в роль у фронтмена DETACHMENTS давно миновал точку невозврата и снова стать собой уже не получится. Тембр голоса до миллиметра подогнан к оригиналу, длина волос и форма стрижки – тоже. Манера пения, хореографические партии, работа лицом – все свидетельствует о бесчисленных часах кропотливой работы перед зеркалом и просмотрах архивных записей. Однажды группе посчастливилось отыграть концерт с самим Питером Хуком в качестве басиста. Кто знает, может это событие было расценено вдохновленным вокалистом как благословение? Если бы к трудолюбию и старанию прилагался талант! Но чего нет – того нет. Можно овладеть чужими манерами, но чужую харизму и уникальность себе еще никто имплантировать не ухитрился, а значит все потуги напрасны.

В который раз раздумывая о том каким количеством хороших групп мы обязаны парню, оборвавшему свою жизнь в 23 года, я вспоминаю что роковой поступок был совершен лидером JOY DIVISION именно в этот день, 18 мая. DETACHMENTS порадовали наличием в своем арсенале нескольких крепких хитов («Holiday Romance», «Endgame», «The Flowers That Fell»), но в основном запомнились одной лишь безнадежной вторичностью музыки, личностной пустотой фронтмена и отсутствием хоть сколько-нибудь фиксируемых проблесков оригинальности. Впрочем, к этому мы давно привыкли и особых надежд на иное питаем.

Продолжающая вечер в Statbad формация GUERRE FROIDE заранее вызвала симпатию: во-первых, название у группы отличное, во-вторых словосочетание «французский coldwave» всегда разжигает во мне приятные эмоции. Коллектив был основан в Лилле аж в 1980 году и очень быстро распался, затем восстановилась уже в 2006 силами двух участников первоначального состава – вокалиста Ива и клавишника / гитариста Франсиса и в настоящее время переживает активный период. Доказательством того служит выход в 2017 году альбома «Coruscant».

Их перфоманс (это слово подходит здесь как нельзя лучше) сразу же озадачил аудиторию обилием абсурдных визуальных находок, предметов реквизита и элементов экипировки самих музыкантов. Так, вокалист предстал перед зрителями в затянутом поясом тренче, темных очках и респираторе с нарисованным оскалом. От всего этого он в последствии избавился, а поскольку в облачении своем применил такой модный нынче прием как многослойность (француз в конце концов!), то разоблачение затянулось почти на весь концерт. В руках у солидного великовозрастного господина был банан, который он просто положил на пол перед собой и более о фрукте не вспоминал. Приглашенная вокалистка вышла на сцену в пальто и с хула-хупом, которые тут же сбросила с себя. Она мне понравилась заразительной улыбкой, звонким пронзительно-игривым вокалом и классическим образом француженки: короткая аккуратная стрижка, яркие губы, лаконичное красное платье, сшитое, правда, из какой-то дешевой мятой тряпки. В свободное от пения время девушка отыгрывала загадочные этюды, для которых извлекала из глубин сцены все новую бутафорию. В частности, были продемонстрированы растянутый на несколько минут процесс натягивания перчаток, затем обновление макияжа с использованием клинка японской катаны вместо зеркала. Но по-настоящему горячий прием у публики вызвал акт запускания в зал бумажных самолетиков, коих музыканты заготовили целое ведро. Этот номер был приурочен к исполнению песни об Антуане Сент-Экзюпери. Ближе к окончанию шоу, когда у артистов не осталось в шляпе ни одного кролика, а в углу сцены ни одной безделушки, внимание привлек проектор, на котором материализовалась большая карта мира. В разных уголках земного шара замелькали огненные вспышки, поскакали возрастающие цифры, присоединялись новые государства. В отличие от предыдущей ерунды этот ребус мне захотелось разгадать и когда на экране заполыхали Индия с Пакистаном, а я вспомнила что наблюдаю концерт группы с именем «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА». Стало очевидно, что видео демонстрирует карту распространения ядерных вооружений.
Группа стартовала блоком песен с вышеупомянутого нового альбома («La Chienne», «La Balance», «Coruscant», «Le Voyeur», «Ca Moins Ca»), затем переключилась на более ранний материал и ближе к концу выдала свои самые ранние композиции, отличающиеся более минималистичным звучанием и хулигански-панковскими нотами («Berlin» «Ersatz»). Дискография французов невелика и, пожалуй, все что стоило сыграть, они легко вместили в свои 70 минут. Вокалист показал завидную для своих лет прыть, бодро скакал козликом, корчась и извиваясь в самых немыслимых позах. Для мужчины пенсионного возраста, убеленного благородными сединами, он смотрелся слишком комично, хотя и по-французски легкомысленная музыка, и творящаяся на сцене буффонада в немалой степени способствовали дураковалянию. Между песнями фронтмен без конца сыпал нелепыми комментариями и шутками, долженствующими раскрыть глубинный социально-политический смысл. При этом вокальное мастерство месье Ива нареканий не вызвало, тем более что я очень неравнодушна к франкоязычным песням с мужским вокалом. Звучание GUERRE FROIDE в живом исполнении предстает более индустриальным, жестким и внушительным, нежели в записи, но сохраняет легкое романтическое настроение и мелодизм. Не удивительно что реакция публики на это выступление была вполне благосклонной и даже позволила группе выйти на бис. Не скучно и забавно – для разогрева сойдет.
Наконец-то начинается все самое интересное! В центре сцены устанавливают огромный стол, на который сваливается немыслимое количество всевозможного железа, электроники, проводов. Затем выходит пригожий молодой человек и начинает скрупулезно создавать из хаоса порядок. Перед нами Augustus Muller, мужская половина американского дуэта BOY HARSHER, co-хэдлайнера сегодняшнего вечера в Statbad. Чтобы исчерпывающе определить жанровую принадлежность группы потребуется с десяток терминов, от pop до industrial, по сути это хитрая мешанина темной холодной электронной музыки с разномастными «вейвами», минималистичная, но до одури ритмичная, танцевальная, «грязно» звучащая и гипнотически воздействующая на слушателя. Выше высказывалась мысль о заведомой вторичности почти любого творческого образования в рамках этой сцены и неуместности горьких сожалений по этому поводу. В конце концов, наивно в 2018 году требовать от музыкантов изобретения новых жанров, а потому их первоочередной задачей становится, по крайней мере, попытаться изобретательно и нетривиально замиксовать готовые ингредиенты для получения худо-бедно не приевшегося блюда. Ну или хотя бы просто приготовить его вкусно.

Мне приходилось читать об организационно-философских принципах, в соответствии с которыми BOY HARSHER выстраивают свои шоу, но увиденное оказалось похлеще того к чему я готовилась. Первым делом уровень освещенности сцены был убавлен до минимального, заметались в безумной пляске лучи ядовито-красных и мертвенно-синих прожекторов. Следом зловеще зашипели дымовые пушки, скрыв в сизых облаках даже массивный стол с оборудованием. На сцену вышла вокалистка Джей и начала разогреваться с выразительных дыхательных упражнений в микрофон, причем эмоциональная наполненность этих вздохов порой превосходила выдаваемые ей позже традиционные вокализы. Заиграло что-то тягуче-гнетущее вроде трека «Crimea» с протяжным низким воем фронтвумен, от которого мороз бежал по коже. Какое-то время действо разворачивалось в подобном ритуально-жутковатом ключе с постоянно нарастающим напряжением, а потом резко прекратилось и заиграла первая структурированная композиция – «Your Body Is Nothing». Звучание уплотнилось, стало столь насыщенным и динамичным, кто, казалось, предыдущие часы гости Ststbad провели в гробовой тишине. Забили по глазам бушующие стробоскопы, подхлестываемые молотобойным ритмом и я вдвойне порадовалась что нахожусь в первом ряду и крепко держусь за ограждение. Темнота, разрезаемая раздражающими вспышками, индустриальный грохот и этот агрессивный бит могли запросто сбить с ног – уж во всяком случае полностью дезориентировать в пространстве. Добавьте к этому то обстоятельство что еще в перерыве между группами какой-то умник распахнул боковую дверь на улицу, расположенную на линии фотоямы перед сценой, да так и не удосужился ее закрыть. На город спускалась ночь, потоки ледяного воздуха, ничем не сдерживаемые, врывались в помещение клуба и первым рядам пришлось туго. Совершенно закоченевшая, дрожа от холода, азарта и наметившейся мигрени, я невольно приноровилась к неудобствам и сполна получила острых ощущений, которые только BOY HARSHER в этот вечер и смогли бы доставить.

Вот Джей – взлохмаченная блондинка в трикотажной размахайке и уродующих фигуру поношенных штанах, c закатанными глазами и недоброй ухмылкой, тяжело шагает по сцене или содрогается в первобытных ломаных движениях. Вот Гас, с головой погруженный в свое звукоизвлекательное оснащение и в то же время зорко следящий за каждым действием спутницы (не только по группе, но и по жизни). Внимательный зритель непременно обратит внимание на ненавязчивое бесконтактное взаимодействие в паре, поймает пресловутую «химию», незримую энергетическую подпитку, которой они заряжают друг друга на протяжении выступления.

Конструкция лайв-сета BOY HARSHER подразумевает непрерывность действия, размытые переходы между композициями, не допускающие образования пустых пауз и поводов для потери концентрации у всех действующих лиц – и артистов, и публики. При компоновке сет-листа группа в равной степени уделила внимание своему единственному на данный момент полноформатнику «Your Body Is Nothing» и EP «Lesser Man». Умело комбинируя разные по настроению и ритму композиции и щедро используя весь ассортимент вокальных приемов вокалистки (сухой неразборчивый бубнеж, потусторонние вскрики, пение глухое и бесстрастное, пение этериально-задумчивое, пение в духе красноречивой исповеди и прочее) ребята создают на сцене увлекательное священнодейство, которое плотно держит за горло и не отпускает до самого финала. Постепенно накрывающее ощущение хаоса и потери контроля ловко обрывается музыкантами и наступает мягкое пробуждение, словно после медикаментозного сна. Сознание проясняется и можно идти домой.

Единственное что можно поставить парочке в укор – преступное пренебрежение визуальным аспектом шоу. Скудное освещение, безостановочная дымовая завеса, слепящие прожектора и прочие ухищрения, применяемые с целью сокрыть себя от любопытных глаз почтеннейшей публики – все это как-то не солидно. Особенно для выпускников школы кинематографии. Так не заботиться о красоте кадра! Джей и Гас любят играть в уединенных подвалах, на складах и прочих малоприспособленных для этого помещениях, где подобный крипто-гаражный антураж как раз в тему и работает здорово. Но шоу на клубной сцене крупнейшего профильного фестиваля, да еще при большом стечении публики, требует принципиально иного, более профессионального подхода.
На бис они сыграли самый узнаваемый свой трек «Pain», вынудив пуститься в пляс даже стены, потолок и колонны Statbad. Думаю, едва ли кто-то был бы против если бы заокеанский дуэт задержался на сцене еще на полночи.

Однако роль первой скрипки в сводном оркестре групп, выступающих в этот вечер в «Штатбаде» отведена итальянскому post-punk/cold wave трио ASH CODE. Статус группы неизмеримо выше всех кто укомплектовал концертную программу на этой площадке и в этот день, и на следующий. Читатели, возможно, вспомнят мой репортаж с «треффенского» шоу ASH CODE трехлетней давности в Volkspalast. Рывок с позиции рядовой группы, открывающей вечер, на позицию хэдлайнера главной тематической сцены абсолютно закономерен. За истекший период неаполитанцы успели выпустить альбом «Posthuman» (2016), лишь незначительно уступающий дебютному («синдромом второго альбома» здесь и не пахнет), а в день своего хэдлайнерского гига на WGT 2018 представили релиз нового лонгплея «Perspektive». Любопытно что в ходе выступления музыканты даже вскользь не анонсировали это событие, вообще не привлекли внимание к премьерному исполнению новых песен. Поразительной скромности люди! Об амбициях, а они у группы очень даже осязаемые, заявляют не словами, а музыкой. С момента возвращения из Германии я застаю себя за прослушиванием «Perspektive» неприлично часто. Тут впору ввернуть какое-нибудь клише вроде «новая работа получилась очень зрелой, солидной и продуманной», но это заключение не релевантно: ASH CODE уже на первом альбоме были и зрелыми, и солидными и какими угодно еще. А к третьему стали до того хороши что просто диву даешься: пожалуй, тираж «Perspektive» придется допечатывать рекордное количество раз. Композиторское дело поставлено у ребят блестяще. Микшированием и мастерингом пластинки занимался Doruk Ozturkcan из SHE PAST AWAY; гостевым вокалом на заглавной композиции альбома отметился Лука Гиллиан (DIE SELEKTION), так что с умением выбирать правильных людей для сотрудничества также полный порядок.

Аналогичные характеристики применимы к ASH CODE как к концертной единице. Сценическое воспроизведение каждой композиции не уступает альбомному, а музыканты подходят к исполнительскому мастерству серьезно и основательно. Братья Белуччо отлично выглядят, Алессандро поет без осечек, командная работа на высоте и по сути, придраться не к чему. Другое дело что лайв-шоу ASH CODE изначально присущи некоторые недостатки, которые сложно побороть. Однообразная структура треков, предрешенное из песни в песню развитие событий, непременная метрономная декламация в припевах и отсутствие внятных вокальных мелодий делают сет монотонным и начинают утомлять. Проблема обусловлена самим песенным материалом ASH CODE, который, чего греха таить, особой яркостью и разнообразием не отличается. Злые языки заявят, что репертуар группы состоит сплошь из проходных композиций, в то время как оппозиционный лагерь фанатов будет настаивать, что почти любой трек итальянцев можно считать хитом. Правы и те, и другие. Концерт протекает до зевоты ровно, без колебаний и в какой-то момент банально надоедает. В репортаже трехлетней давности я высказывала опасение о том какую злую шутку может сыграть с ASH CODE полноразмерный концертный сет и все, к сожалению, сбылось. Выступление хотелось укоротить, последние песни слились в неразборчивую груду и воспринимались с куда меньшей остротой внимания. Не спасли ситуацию и четыре сольных выхода Клаудии («Drama», «Betrayed», «Rivers», «Perspektive»). Увы, певица из нее никакая: голос бедный и лишенный красок, эмоции адекватно транслировать в зал не может, персоналию свою выгодно преподнести тоже. Особенно это заметно в «Perspektive» - первой немецкоязычной песне ASH CODE (предсказуемый комплимент стране, где проживает подавляющая часть потенциальной аудитории), в которой девушка доказывает свою тотальную певческую несостоятельность. В остальных композициях, состоящих, в основном, из холодной бесстрастной чеканки, дело обстоит куда лучше. Она еще и вырядилась в нелепую комбинацию и ажурные колготки, словно посетительница концерта условных BLUTENGEL. Негоже.

Из песен выделю первый сингл с нового альбома - «Icy Cold», по-настоящему сильный и цепляющего трек, что врезается в память с первого прослушивания. Да и в целом «Perspektive», несмотря на свою мрачность, обнадеживает присутствием отличных разноплановых песен с неплохими возможностями для концертной реализации. Если вдумчиво поиграться с формированием сет-листа, может и выйдет толк.
Тем более, что других трюков, способных оживить и раскачать шоу ASH CODE я не вижу. Все трое – мягко выражаясь, не звезды сцены, без выдающихся артистических качеств и личного обаяния, бьющего наотмашь. Я много раз путешествовала по родному региону ребят, но таких квелых и инертных неаполитанцев и близко не встречала. Давно пора прекратить и прокручивание на экране своих регулярно плодящихся видеоклипов-близнецов с вечной эксплуатацией заброшенных промышленных объектов и депрессивных урбанистических пейзажей. ASH CODE – замечательная группа с серьезными перспективами и растущим авторитетом в своей творческой среде. Досадно что их концерты не выстреливают так как сокрушительно как хотелось бы. Может, основательно встряхнуться и отправиться за помощью со следующим альбомом, скажем, к Луису Васкесу (THE SOFT MOON)? Могла бы выйти просто бомба.
Если же вы не ставите перед командой сверхзадач и достойного живого исполнения альбомного материала с вас достаточно – вы наверняка останетесь довольны. Согласиться или поспорить со мной жители Петербурга и Москвы смогут 12 и 13 октября соответственно. На эти даты намечены российские концерты ASH CODE, и я сочту за честь если мне удастся сподвигнуть читателей их посетить. Приходите, не пожалеете.

День 2.



ZEROMANCER
CONFRONTATIONAL
ZANIAS
FRONT LINE ASSEMBLY

Суббота – мой любимый фестивальный день. Большая часть музыкальных приключений еще впереди, по случаю четырехдневных государственных выходных все причастные и непричастные к WGT горожане и туристы пребывают в отменном расположении духа. Первую половину дня можно с чистой совестью посвятить изучению городских достопримечательностей, «треффенским факультативам» (так я называю немузыкальные мероприятия входящие в программу WGT – лекции, литературные чтения, выставки, кинопоказы и прочее), либо променаду по центру города, «Агре» и «Средневековой» деревне Heidnisches Dorf. Однако в моем конкретном случае все всегда сводится к банальному шопингу (в силу привычки, а не из необходимости) и бесцельному брожению по историческому центру без попыток извлечь ощутимую туристическую пользу из своего пребывания в средневековом городе со славной историей. Желание духовно просвещаться в местных музеях не пробудилось, как и тяга к прогулкам на популярном в эти дни местном кладбище (готичности во мне ни на грош) или гастрономическим исканиям в легендарном ресторане «Auerbachs Keller» (давно выяснила: кухня там никчемная). Даже такой грандиозный туристический аттракцион как памятник «Битве народов» против армии Наполеона 1813 года я по-прежнему с маниакальным упорством обхожу стороной. Надеюсь к следующему году сама себе опротиветь в этом упорстве и разыскать захватывающий способ разнообразить свой фестивальный досуг. Например, поучаствовать в «готическом» забеге в Клара Цеткин-парке или же съездить на расположенное поблизости от города озеро и может даже искупаться в ледяной воде.

В этом году городские власти отказались от варварского эксперимента по загромождению Аугустусплатц и центральных улиц всевозможными палатками, шатрами, лотками и прочей пластиково-ярмарочной дребеденью. Можно было комфортно передвигаться и любоваться архитектурой, витринами, монументами, людьми. В остальном, все как прежде: в главных универмагах играют на фортепьяно и разливают шампанское; народ выстраивается в очереди чтобы сфотографировать готов и сфотографироваться с готами в особо гротескных образах; уличные музыканты пользуются возможностью блеснуть мастерством на глазах у многочисленной публики.

Сегодняшние концертные планы потребуют от вашей покорной слуги два часа чистого времени трястись в трамваях, очень быстро преодолевать расстояния от остановок до танцполов и смотреть почти все выступления либо не с начала, либо не до конца. Но, хотя переезды и отнимают уйму драгоценного времени, в целом меня устраивает такая конфигурация концертных вечеров на WGT. Я люблю менять площадки, моментально переключаться между стилями, погружаться в диаметрально противоположную атмосферу. На пути из одного места в другое приятно освежить голову, продышаться на воздухе, размять ноги и утрясти впечатления от увиденного. Топтаться в течение многих часов в одном и том же зале мне тяжело физически и до смерти тоскливо.
Однако марш-броски второго фестивального дня – все-таки перебор. Я рано отправилась в «Агру» (ибо Лейпциг так и не превратился в Милан и местными магазинами надолго себя не займешь), осуществила дежурный осмотр «TreffenMarkt», отнявший у меня от силы десять минут и не прибавивший энтузиазма. Первым номером сегодняшнего лайн-апа значились норвежские рок-готик-индустриальщики ZEROMANCER. Этого концерта я ждала с торжественным благоговением. Ведь именно ZEROMANCER стали самой первой группой, которую я увидела на своем дебютном WGT в 2010 году и нынешнее их выступление символизировало для меня своеобразное окончание цикла. Круг замкнулся. Вкупе со всеми катастрофическими переменами, накрывшими меня за прошедший год, восьмой «Треффен» во многом чувствовался как первый и я рада что мое персональное фестивальное перерождение состоялось под аккомпанемент музыки ZEROMANCER.

Восемь лет – внушительный срок и для обычного человека, и для артиста. Нередко даже фатальный. Я всегда с опаской ожидаю выступлений музыкантов, которых не видела несколько лет. Память услужливо запечатлела портреты тех несчастных, кто удосужился изрядно подрастерять профпригодность, голос, внешность и энергию за три-четыре года. Каково же было мое моральное удовлетворение, когда шестеро участников ZEROMANCER вышли к прилично заполненному танцполу, начали свое шоу и выглядели при этом так словно покинули сцену «Агры» не восемь лет назад, а максимум минут пятнадцать как! Осязаемую разницу представляла разве что шевелюра фронтмена, цвет которой сменился с черного на серо-стальной.

ZEROMANCER могут похвастаться способностью удивить и расположить к себе не только поклонников, но и абсолютно равнодушных зрителей. Я вполне могу представить человека, случайно попавшего на их концерт и вступившего к его окончанию в ряды фанатов. Могу представить скептически или даже негативно настроенных слушателей, которые, побывав на шоу норвежцев, проникнутся к ним искренним уважением. Такой эффект достигается за счет синергии качественной музыки (редкость для такого рискованного жанра), высокого исполнительского мастерства, всегда уместного внешнего облика всех участников коллектива, грамотно генерируемой атмосферы, в которой комфортно будет практически любому, а главное – неукоснительному соблюдению золотого правила чувства меры. Вроде бы подача агрессивная и напористая, но на безопасном расстоянии от зашкаливающих значений; надрыв в эмоциях строго в рамках допустимого. Парни гармонично смотрятся вместе, явно пребывают на одной волне и имеют четкое представление о том, что и как должен делать каждый для достижения оптимального результата. Отдельного разговора заслуживает вокалист Алекс, чья незаурядная фактура и исключительные фронтменские качества с лихвой могли бы покрыть любые гипотетические огрехи одногруппников. За истекший период лидер ZEROMANCER не набрал ни грамма лишнего веса (впрочем, то же относится и к остальным), сохранил и даже преумножил отличную физическую форму. Фирменный чувственный вокал, интригующее сочетание мужественности и элегантности и своеобразная кошачья пластика идут в комплекте. Своими слегка гламурными замашками, физиогномическими реакциями и нарочитыми картинными позами Алекс всегда ассоциировался у меня с соотечественником Штефаном Гротом (только без неуемного пафоса последнего). Согласитесь, одно удовольствие созерцать артиста, который ловко находит баланс между эмоциями (спектр коих в творчестве ZEROMANCER очень широк) и дешевой театральщиной, умеет оставаться органичным и в лирических медляках, и в жестких боевиках.

Краеугольными камнями сет-листа у ZEROMANCER были и остаются суперуспешные хиты «Clone Your Lover» ближе к началу и «Dr Online» в конце, но и окружение у этих столпов вышло весьма завидное : «Auf Widersehen Boy» «Sinners International», «Cupola» и другое. В то же время, пара-тройка замен в сет-листе так и напрашивались. Так ли уж нужна, например, проходная «Neo Geisha» когда даже «Love Cut You Deep» не сыграли? Но самый очевидной неудачей я признаю исполнение в качестве «закрывашки» кавера на «Photographic» DEPECHE MODE. У всех могут быть разные мнения на этот счет, но я безапелляционно считаю, что чужие песни на собственных концертах играть не стоит, тем более под занавес. ZEROMANCER обладают достаточным арсеналом чтобы укомплектовать концертный сет любой продолжительности без заимствований. Вставить в альбом – пожалуйста, но играть вживую – никогда.
Некоторые фишки, использованные группой на концерте в 2010 году, были применены и сейчас. Так, например, во время исполнения «Ammonite» на сцене появляются дополнительные барабаны, в них заливается вода, а затем гитарист с басистом начинают рьяно по ним стучать, поднимая фонтаны брызг. Группа справедливо делает ставку на личности самих музыкантов и эстетику качественного рок-концерта. После электронных перфомансов в Statbad, злоупотребляющих дымом, немилосердными стробоскопами вперемежку с кромешной тьмой, дурацкими видеопроекциями, не несущими никакой смысловой и художественной ценности, ZEROMANCER показались пиршеством для глаз и релаксом для мозгов.

Интересно что накануне эти же ребята выходили на сцену «Агры» под вывеской SIEGMEN, исторически первой группы Алекса, играющей альтернативный рок. Событие по праву можно назвать эксклюзивным: концерты группы в принципе достаточно редки, а за пределами Норвегии редки экстремально. Собственно, это был первый приезд SIEGMEN в Германию за 20 лет и дебют на WGT. Конечно же он был прекрасен, судя по отзывам что мне удалось разыскать. Не стану скрывать, я грезила попасть на шоу SIEGMEN, но ASH CODE и BOY HARSHER совместными усилиями затянули меня в Statbad. Безумно хотелось насладиться уникальной норвежскоязычной лирикой, засвидетельствовать как раскрывается персоналия Алекса в музыке, кардинально отличающейся от формата ZEROMANCER. А я абсолютно уверена, что именно в SIEGMEN его певческий и актерский потенциал обретает полную свободу и мощь...Молчи, грусть, молчи!

Около часа спустя я уже в «Штатбаде». Клуб встречает меня ласкающими слух мелодиями и томным вокалом сладкоголосого уроженца Сардинии Массимо Узаи, единственного полноправного участника one-man-project CONFRONTATIONAL. Официальный сайт WGT отчего-то называет страной базирования проекта Словению, но на все ресурсы, предоставляющие информацию о группе, четко указывают Италию. Лайв-версия CONFRONTATIONAL включает самого Массимо у микрофона с гитарой и сессионного барабанщика. Исполняют они очаровательный ретро-синти-поп с ностальгическими мелодиями и умеренно-романтичным флером. Среди песен особняком стоит гимноподобная баллада «Keep Faith», записанная при участии моей любимицы Элен де Тори (HANTE, ex-MINUIT MACHINE) и отменный хит «Like A Curse». Шоу вышло сердечным и незамысловатым: человек-оркестр Массимо, очень тщедушный, но миловидный, стремился подавать свои песни с напором, в драйвовом рок-н-ролльном ключе, а ударник старательно эту инициативу поддерживал. Гостеприимная публика Statbad с готовностью пританцовывала, воодушевляя и без того одухотворенного артиста все больше и больше. Под занавес итальянец сыграл кавер на известную композицию поп-певицы восьмидесятых Сабрины «Summertime Love», расстроганно заявил, что дома никто не поверит, что на его концерт пришло столько народу, и отбыл в предбанник торговать своим мерчандайзом. Весь так и лучился теплом и позитивом. Хорошая получилась затравка перед завтрашним синтипоп-саммитом в «Агре».

А дальше наступил один из кульминационных моментов WGT лично для меня. Имя Zoe Zanias наверняка вспомнят читатели моего репортажа о WGT 2015, в котором девушка фигурировала как вокалистка KELUAR и выступала в Volkspalast сразу после ASH CODE.

KELUAR - союз Сида Ламара (SCHWEFELGELB) и экс-вокалистки LINEA ASPERA - были для меня супергруппой, dream team и вообще иконами стиля и вкуса в музыке. Любой из проектов Zoe (а зовут ее на самом деле Элисон Льюис) получает весьма лестную и благосклонную прессу – и строго по делу. Обе предыдущие группы девушки просуществовали совсем недолго. Есть надежда что теперь, наедине с собой, наша героиня сумеет обрести гармонию и комфортную творческую атмосферу для реализации всех своих задумок. Предварительное изучение исходных данных поселило во мне осторожную уверенность что на концерте прозвучат песни LINEA ASPERA. Судите сами: час двадцать минут, выделенные ZANIAS по регламенту и противоречащая этой уйме времени легковесность песенного багажа проекта (четыре песни, вошедшие в EP «Follow The Body» 2016). Другого выхода у девушки не было!
О прошлом выступлении KELUAR остались противоречивые воспоминания. Слишком чужеродно по отношению друг к другу смотрелись Сид и Элис, казалось будто на одной сцене они очутились по ошибке. Тем интереснее было узнать какой предстанет Элис перед слушателями, не будучи отягощенной хореографическими фокусами напарника. Внешне она не изменилась – худенькая, почти прозрачная девушка в полуспортивных леггинсах, маечке и летящей накидке, графичная стрижка, непроницаемое лицо и спокойный пронзительный взгляд снежной королевы. Концерт начался с собственных треков ZANIAS «Through This Escape», «In Eternal Return», «To The Core» с увесистыми фрагментами бессловесного пения и мистически-таинственной атмосферой, подчеркиваемой малиново-красным освещением сцены. Уже в работах KELUAR прослеживаются элементы tribal- и ritual- музыки. Вместе с Сидом, ныне с головой погрузившимся в аскетичное немецкое техно, певица продвигаться в этом направлении не смогла бы, а сольно – пожалуйста. Материал, представленный на «Follow The Body» уводит ZANIAS от предыдущих ее работ и в корне меняет звучание и концепцию. Сегодня Элис представляется мне современной высокотехнологичной и ультрамодной версией JARBOE, а по вокальной специфике заодно и Лизы Джеррард (DEAD CAN DANCE). Где-то неподалеку маячит FEVER RAY. За маской невозмутимой электронщицы прячется, по всей видимости, всесторонне развитая личность: Элисон родилась в Австралии, росла в странах Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Папуа-Новая Гвинея), затем жила в Лондоне и Берлине, изучала археологию и антропологию. Приобретенная мультикультурность находит отражение и в лирике – простой, но глубокомысленной.

Моим робким чаяниям суждено было сбыться достаточно быстро. При первых звуках «Synapse», визитной карточки LINEA ASPERA, в зале отчетливо раздались несколько вскриков радости (один из них исходил от меня). На насупленно-сосредоточенном лице Элис не дрогнул при этом ни один мускул. В столь же интровертной манере она исполнила «Attica» и «Lamanai», энергично пританцовывая и легонько ударяя палочкой по электронному барабану. Перед публикой девушка держится несколько зажато, зато заметно вырос уровень ее вокального мастерства, голос стал более сочным и чувственным. В последней трети сета к Элис присоединилась вторая вокалистка, девушка в идентичном костюме, с длинными темными волосами и глухим низким голосом, так что охватившее меня ранее чувство присутствия на сцене Джарбо усилилось. К сожалению, первые две песни она спела с неработающим микрофоном, а далее я вынуждена была сорваться с места и в спешном порядке покинуть «Штатбад». Пробиваясь через плотные ряды слушателей к выходу, не упускаю возможности зафиксировать их реакцию. Основная масса аудитории едва ли досконально знала творческую подноготную Элис, но грациозно погрузилась в завораживающую музыку австралийки. Я упивалась буквально каждым звуком. Убегать до окончания концерта было как никогда обидно.

Гонки на перегонки с трамваем и долгая дорога назад в «Агру» - все ради FRONT LINE ASSEMBLY. У меня так заведено: если вижу в афише это название, то покорно и не раздумывая отправляюсь на концерт. Этой традиции уже много лет и предательских намерений обрывать ее не было и нет. Смена приоритетов, трансформация личных вкусов, взросление и переосмысление своего меломанского пути – все нипочем канадской бригаде, с музыкой коей я продолжаю шагать по жизни так давно что и не упомнишь.

В соревновательном режиме покрыть дистанцию от трамвайной остановки до здания «Агра Холла», обогнать сотни конкурентов за последние приличные места и ворваться на танцпол под божественные машинные звуки «Neologic Spasm» - вот оно, мое индустриальное счастье. Сожаления по поводу содержания сет-листа уже давно не актуальны, концептуальные особенности очередного шоу малоинтересны – надо просто приходить и слушать, жадно, ревностно, благодарно. Пусть Бил Либ - не самый убойный фронтмен, пусть я с закрытыми глазами в любое время дня и ночи могу воспроизвести траекторию его перемещений по сцене, все манеризмы, фирменные подпрыжки и ужимки, - степень моего обожания канадских кудесников от этого не понизится. Особенно теперь, когда в соответствующих небесных инстанциях были услышаны возносимые мной мольбы, и FLA разумно переосмыслили свое концертное звучание, вычистили его до блеска. Во-первых, снова стали сугубо электронной группой. Исчезли гитары и создаваемая ими бессмысленная и беспощадная жесть, отчего коронный саунд группы становился безобразным и дешевым. Кроме того, вокал больше не подвергается экстремальному искажению, и мы в кои-то веки можем различить настоящий голос Била. Наконец, эпохальная новость – на сцене плечом к плечу с мэтром вновь стоит блудный сын Рис Фулбер. Я помню изумление, настигшее меня при виде Риса прошлой осенью на концерте в Лондоне, помню довольного Била, всячески заострявшего внимание аудитории на персоне старого нового соратника и пышущего разнузданной радостью по этому случаю.

Впрочем, то что Рис вернется мне стало очевидно еще восемь лет назад. Фулбер тоже состоял в числе артистов, входящих в программу моего первого «Треффена» и выступал со своим electronic/ambient/trip hop детищем CONJURE ONE. Не полный провал, конечно, но совсем рядышком. Унылые поп-песенки, исполняемые вялой девицей в фиолетовых колготках и жутких драпировках с леопардовым принтом, мерно раскачивающийся за синтезатором Фулбер, плещущееся на экране угрюмое серое море, благостно-тоскливая атмосфера и выключенные зрители – созерцать все это было неловко, приходилось сконфуженно отводить глаза. Он не мог не вернуться. «Mindphaser», «Killing Grounds», «Prophecy», «Gun», «Deadened» «Blood», «Millenium» - стандартный набор кочующих из сета в сет песен, выданный монолитной пулеметной очередью и в очередной раз убедивший в том, что FRONT LINE ASSEMBLY остаются боеспособной концертной единицей, а также мерилом качества для последователей и недосягаемой путеводной звездой для подражателей на электро-индустриальной сцене. Одна из песен была посвящена Джереми Инкелу, многолетнему участнику группы, скоропостижно скончавшемуся в январе в возрасте 34 лет. Как обычно по центру зала, ближе к сцене скучковалась группа буйно настроенных молодчиков, пустившихся в оголтелый слэм. В определенный момент вся эта клокочущая ватага дотолкалась до того, что массово завалилась, прямо к моим ногам. Одним резким кенгуриным прыжком я отскочила подальше от эпицентра стихийного бедствия; когда же набралась отваги восстановить утраченные позиции, концерт внезапно закончился, за 15-20 минут до обозначенного в расписании времени. У меня, однако, не возникло горьких сожалений и чувства недосказанности. Продолжение обязательно последует и вряд ли я успею изрядно истомиться в его ожидании.

День 3.



TORUL
ELEGANT MACHINERY
SOLITARY EXPERIMENTS
DE/VISION

Лень недаром считается смертным грехом, скажу я вам. Наряду с программкой мероприятий на концертных площадках каждый посетитель WGT получает аналогичную карту «факультативов». Разумеется, мне и в голову не пришло ее развернуть и прочитать что в 14.00 в полуразрушенной церкви в местечке Wachau состоится концерт легенды neoclassic / dark wave / ethereal музыки, шведской формации ARCANA. Я люто не люблю концерты на улице, а для «темных» стилей сама идея выхода под солнышко – дикий нонсенс, но руины уединенной готической церкви на задворках города – это же совсем другой коленкор, стоило рискнуть. Тем более что искомое сооружение находится поблизости от «Агры», где пройдет все мое концертное воскресенье. Главная фестивальная резиденция нынче отдана под synthpop гала-вечер. 2018 год станет богатым на события для любителей жанра: DE/VISION и AND ONE празднуют тридцатилетие и выпускают новые альбомы, а вместе с ними отметятся релизами MELOTRON, ELEKTRO SPECTRE, Клаус Майн (CAMOUFLAGE) и другие. Обыкновенно на WGT мне приходится отказываться даже от первостатейных синтипоп-концертов в пользу вариантов покруче, так что установка на вечер – наверстать упущенное в предыдущие годы.

Если вы привыкли считать синтипоп примитивным жанром, а его производителей людьми, обделенными фантазией, музыкальной эрудицией и нестандартным мышлением, значит вы никогда не слышали обалденную словенскую группу TORUL. На своих пяти совершенно непохожих (хочется добавить – дизайнерских) альбомах, бесшабашные товарищи, под предводительством Торула Торулсона, наглядно экспонируют неправомерность этого обидного утверждения. Собственно, тут не вполне синтипоп, а хитросплетенное инди-электро-нью вейв-поп нечто, созданное талантливыми музыкантами, фонтанирующими смелыми идеями и умеющими эти идеи корректно претворить в жизнь. И никакой тебе «депешмодовщины» - штучный товар! Наличие TORUL в одной упряжке с прочими действующими лицами моего воскресного рассказа представляется возмутительным святотатством. Своей самобытной музыкой коллектив недвусмысленно анонсирует категорическое нежелание ассоциироваться с героями рутинного, уж простите, нафталинового синти. С другой стороны, в любых альтернативных связках они пришлись бы ко двору еще меньше, тут я с организаторами согласна.

Почти все, кому выпадает незавидная доля открывать вечера в «Агре» заранее обречены на серьезные трудности по созданию нужной атмосферы. Под потолком ангара располагается ряд окошек, щедро обеспечивающих помещение дневным светом. Это препятствует нормальной работе осветителей и акцентирует традиционно низкую в этот час наполненность площадки. Слушателю тоже непросто всецело окунуться в концерт. Исполнителям такой заковыристой и коммерчески сомнительной музыки как TORUL приходится совсем несладко. Шоу развалилось на составные части: музыка отдельно, артисты отдельно, зрители тоже сами по себе и не нашлось силы, способной собрать этот состав воедино и пустить по рельсам в нужном направлении. В прошлом году аналогичная беда постигла SHE PAST AWAY, другую сугубо клубную группу, заброшенную в неправильное время в неправильное место. Участники TORUL радостно улыбались, вокалист Май Валери через каждые пару песен торопился сообщить что он в восхищении и пел со страстью абитуриента на экзамене в театральном училище, но ни малейшей приязни к своей персоне не вызвал. Составляя сет-лист, ребята предусмотрели, что выйдут к не самой искушенной аудитории, а потому отобрали преимущественно дружелюбные треки, потенциальные радиохиты («Savior Of Love», «Monday», «Lonely Night», «Difficult To Kill», «The Balance» «When The Nights Start», но почти каждый выстрел ушел в «молоко». Аудитория в массе своей вежливо не врубалась в происходящее. Более шероховатые вещи вроде магнетически-обволакивающей «Wake Up» и вовсе показались заумным экспериментом, сыгранным музыкантами на потеху самим себе. Я простояла весь концерт в состоянии флегматичной растерянности. В моем списке фаворитов TORUL занимают прочную позицию в одном ряду с COVENANT, FRONT LINE ASSEMBLY, HAUJOBB. Видеть их такими было сущим мучением.

Эстафетную палочку подхватили норвежские любители «Звездных войн», развеселые массовики-затейники «XENTURION PRIME». Их детские восторги и немудрящие песенки не укладывались в мою концепцию идеального синтипоп-вечера, хватит с меня и испорченного почина. Выручил чудом встреченный знакомый, с которым мы летели в самолете на соседних креслах. Он пришел в «Агру» специально ради TORUL, моей настоятельной рекомендации, и долго потом выслушивал стыдливые извинения. Человек я ответственный и чувство вины за неудачный совет загрызло до полусмерти. Вдвоем мы совершили краткий поход в «Средневековую деревню», затратив в очереди на вход больше времени чем непосредственно внутри. Несметные толпы, грязная вытоптанная трава, дым коромыслом, шаблонные «дудки» на сцене... С каждым годом визиты сюда становятся все короче и не за горами тот час, когда я вообще перестану упоминать Heidnisches Dorf в своем повествовании.

Возвращаемся в «Агру» к началу сета шведов ELEGANT MACHINERY, которые, к слову, тоже отмечают в этом году тридцатилетний юбилей. Солидный возраст не мешает колоритному лидеру коллектива Роберту Энфорсену демонстрировать молодецкую удаль, без устали заводить зал ураганными перебежками по сцене и экспрессивным позированием у микрофона. А уж как поет разбитной швед – бальзам на уши. Простой и неприхотливый синтипоп от ELEGANT MACHINERY, как нельзя лучше годится для выступлений в середине вечера, на разогреве у протагонистов. Аудитория охотно танцует под эту дискотеку 80-х, подпевает мелодичным припевам, но слишком не усердствует, сохраняя силы на тех, кто впереди.

О том, что одними из героев синтипоп-собрания в «Агре» станут SOLITARY EXPERIMENTS, можно было догадаться и без просмотра афиши: всем желающим заблаговременно раздали бумажные флажки с названием и логотипом группы. Когда музыканты появились на сцене, публика встретила их во всеоружии и над головами заплясали белые прямоугольники. Творчество SOLITARY EXPERIMENTS, будучи незатейливым и ориентированным на широкие слои готического населения, обладает поистине волшебным свойством улучшать настроение, успокаивать бури на душе. Не музыка, а психотерапия. Мне очень хотелось оценить их в суровых реалиях лайв-шоу и увиденное укрепило самое позитивное восприятие этих ребят. Больше скажу: на концерте немцев довелось испытать доcеле неповторимое чувство ликования, парения в воздухе и счастья, которое, казалось, способны сгенерировать только MESH. Группа смотрелась организованно и дисциплинировано, во многом благодаря униформе (красные рубашки и черные галстуки с фирменным логотипом; черные майки с логотипом у барабанщиков) и расстановке участников по сцене в виде симметричной трапеции (двое ударников на задней линии, два синтезатора и вокалист впереди). Хитрый ход с флажками идеологически уравнял артистов и людей в зале, способствовал эмоциональной сплоченности. У них еще и аппаратура вся в эмблемах, так что куда ни кинь взгляд – безошибочно определишь, что находишься в царстве-государстве SOLITARY EXPERIMENTS, все заполонили своей символикой. Безупречный сет-лист, от «Trial And Error» до «Stars», сыграли на одном дыхании. Время летело неуловимо. Особой награды заслуживает вокалист Деннис Шобер, такое скрупулезное и совестливое отношение к делу дорогого стоит. Этот парень умеет петь с такой щемящей искренностью, что моментально прощаешь ему никчемную внешность и отсутствие харизмы. На масштабной сцене «Агры» группа чувствует себя как рыба в воде, музыка естественно резонирует с огромным залом, а от аудитории исходит мощная ответная волна, заряжающая музыкантов. Налаженный круговорот энергии создает фантастическую атмосферу. По дороге домой мне в голову прокралась дерзкая мысль, что по субъективным ощущениям именно сет SOLITARY EXPERIMENTS походил на хэдлайнерский. DE/VISION, при всех своих неоспоримых достоинствах и привилегиях (последний порядковый номер и в полуторакратная фора по времени), тянули, скорее, на специального гостя.

Наличие в лайн-апе главного готического фестиваля мира DE/VISION, чье имя приходит на ум одним из первых при упоминании жанра synth pop, само по себе естественно. Казалось бы, кому как не им феерить здесь стабильно каждые два года. Как бы не так! Последний раз берлинский дуэт появлялся на WGT аж в 2007 году. А потому моей первой реакцией на внесение DE/VISION в предварительную селекцию был чуть ли шок.
Россия и DE/VISION – образец взаимной любви. Должно быть, львиная доля отечественных адептов жанра имела возможность побывать на концертах прославленных немцев много раз. Без поездки в нашу страну не обходится ни один тур DE/VISION. Я к их музыке равнодушна и в упор не вижу, чем же эти двое превосходят многих других коллег по цеху. Умеренная симпатия, конечно, присутствует, но я живу с твердым убеждением что приличный синтипоп в принципе не может не нравится. Мне глубоко безразличны фанатские войны и разборки на тему старых и новых альбомов. На мой скромный взгляд, даже самые рейтинговые опусы команды не претендуют на шедевральность, в то же время самые невостребованные не опускаются ниже однажды установленного высокого уровня, а значит не стоит лить слез по тому что было и стало. Прохладное отношение не мешает мне активно использовать обширный репертуар DE/VISION в качестве дежурной фоновой музыки, которая не мешает при ведении любых домашних дел. Можно включить пылесос, пустить воду или ответить на телефонный звонок и не сокрушаться что пропустишь какую-то песню. До отчетного «Треффена» я видела группу вживую всего однажды (Москва 2014), и пошла лишь потому что на разогреве у них выступали TORUL. Такая вот ирония судьбы.

Едва DE / VISION запустили свое шоу, как стало очевидным что индустриальная махина «Агра-Холла» им принципиально не подходит. И дело не в том, что танцпол был забит отнюдь не под завязку и вообще явка оказалась ниже чем я прогнозировала. Более камерная и утонченная нежели чем у тех же SOLITARY EXPERIMENTS, музыка DE / VISION требует интимности и эстетики клубного уюта, а не колхозной мегаломании. Сет-лист открыли новинки с готовящегося к выходу альбома «Citybeats» - «In The Still Of The Night» и «They Won’t Silence Us». Народ свежие композиции, по-видимому еще не впитал, поэтому реагировал на них сдержанно, отчего начало концерта вышло несколько вялым. Но последовавшие далее «Rage», «Essence», «Time To Be Alive», «I Regret», «Flavour Of The Week» расставили все по местам. Чем более классические песни звучали со сцены, тем сильнее взвинчивался темп концерта и шире распахивались сердца слушателей. Даже мое, наглухо запечатанное, понемногу приоткрылось. Когда по залу в течение двух минут разливается стройным хором «Please tell me / Why I belong to you / When I cry / When I cry / For your hands on my skin» оставаться безучастной просто жестоко.

Если участники DE / VISION и постарели, то внешне им пока удается надежно это скрывать, так что зависть берет. Успешной консервации подвергся также дивный баритон Штеффена и его умение в совершенстве исполнить все вокальные партии, не дав себе слабину ни в единой строчке. И хотя фронтмен DE / VISION не отличается внешней привлекательностью, я решительно не в состоянии оторвать от него глаз, ибо могу вечно смотреть на хорошо танцующих мужчин. А двигается Штеффен Кет просто шикарно и в этот вечер прыгнул выше головы.

Что тут можно добавить? Томас Адам сменил прическу и теперь щеголяет импозантным ирокезом. Живые ударные, как мне кажется, саунду немцев ничего путного не даю и могут быть безболезненно устранены. DE / VISION – очень добротная концертная группа с ударным сет-листом который можно растягивать до бесконечности. Люблю я их или нет – мои персональные трудности, но от лестных слов в адрес группы отказаться не собираюсь. Презентация песен и концертная подача самих себя выверена на 100%, никаких раздражающих факторов и желания показаться лучше чем ты есть на самом деле. Конечно немецкая публика оценивает музыкантов более трезво и не впадает в такое исступление, как отечественная, но недовольным этой ночью из «Агры» никто не ушел. В следующий раз мои хозяйственные бдения под DE / VISION будут украшены согревающими воспоминаниями об этом концерте.

День 4.



SILENT RUNNERS
ANNEKE VAN GIERSBERGEN
ATARAXIA

Заключительный день WGT знаменуется постепенным угасанием бурлящей фестивальной жизни. Запасы хэдлайнеров к последнему вечеру зачастую оказываются исчерпаны, общее количество выступающих артистов заметно уступает дням предыдущим, не все площадки функционируют (тот же Statbad закрыт). Часть гостей находит это достаточным основанием для досрочного отъезда домой. Куда бы вы не направились, повсюду станете свидетелями сцен прощания и сборов, увидите людей с чемоданами, стекающихся в район центрального вокзала. Сворачивается кемпинг в «Агре», выписываются постояльцы из отелей и весь город накрывает неуловимое ощущение близкого закрытия карнавала и неминуемого возвращения к обыденной жизни. Остающиеся нередко сталкиваются с проблемой составления внятной программы вечерних развлечений, не находя в списке выступающих артистов привлекательные для себя имена.

Как умудренный опытом посетитель и летописец Wave Gotik Treffen спешу дать вам совет по выработке стратегии фестивального понедельника. Используйте этот день чтобы расширить музыкальные горизонты, открыть для себя площадки, которые вы обычно игнорируете и, по возможности, довести до логического завершения список небезразличных для вас жанров. Латайте дыры, заполняйте пустые строки, ищите новые эмоции, пускайтесь в эксперименты. Не бойтесь разочарований.

Я бы и сама по привычке поплакалась, посетовала на муки выбора из одинаково не возбуждающих имен. Причин жаловаться, однако нет. Чуть ли не главного моего фаворита всего WGT 2018, итальянцев ATARAXIA, организаторы назначили закрывать вечер в Schauspielhaus, а значит, последний акт фестиваля будет шикарным. В том, что коллектив под управлением Франчески Николи великолепно справится с возложенной на него почетной миссией, сомневаться не приходится. Но вечер долгий и провести его исключительно в стенах Лейпцигского драматического театра, было бы расточительством. Надо последовать собственному совету и отправиться навстречу неизведанному.

Я прибываю в Haus Leipzig, клуб-новобранец в полку «треффенских» концертных площадок, расположенный в зеленом жилом районе неподалеку от центра и окруженный симпатичными многоквартирными домами с красочными панелями на фасадах. Чем меня в свое время покорил Лейпциг – здешние пятиэтажки не наводят безысходность и депрессию, и почти все они чем-то друг от друга отличаются: цветом, крышей, окнами, карнизами, элементами декора. Скромненько, но мило. Концертное помещение, располагающееся на втором этаже заведения, оказалось довольно просторным, уютным и прилично вентилируемым. По всем статьям эта локация превосходит выпавший из обоймы Altes Landratsamt (именно там собрали бы исполнителей, составивших сегодняшний лайн-ап в Haus Leipzig). Сцена клуба небольшая и довольно низкая, что лично для меня удобно. Терпеть не могу стоять с задранной головой.

Меня привело сюда желание посмотреть на молодую группу из Нидерландов SILENT RUNNERS. Свой дебютный альбом ребята выпустили всего-то полгода назад («THE DIRECTORY» 2017) и он стоит времени и внимания. Прекрасный микс из пост-панка, нью-вейва и темной синтетики с минималистичными гитарами и впечатляющим вокалом. В интервью голландский квинтет бесхитростно называет своим принципиальным приоритетом энергичные живые шоу, способные триумфально разгромить конкурентов. Выступление на WGT 2018 наглядно продемонстрировало каким образом группа собирается добиться этого. Никто из пяти музыкантов не позволяет себе комфортно самоустраниться от окружающего мира, стоять столбом и безучастно ковыряться в своем инструменте. Каждого распирает от удовольствия представлять свои песни публике. Каждый стремится улучить момент и отжечь так чтобы бросить вызов самому фронтмену, а тот не остается в долгу. Редко узреешь такое неприкрытое желание выпрыгнуть из штанов чтобы завоевать признание! Надрываться у микрофона, выжимая из своего действительно классного могучего голоса все до капли совершенно не предосудительно. Швырять туда-сюда микрофонную стойку и скакать на ней верхом – да ради бога. Трясти длинноволосой шевелюрой как заправский металист – сомнительно, но так и быть, валяй. Только зачем, скажите на милость, совать в рот гитарную педаль или пытаться перегрызть микрофонный шнур? Шоу началось с заглавного альбомного трека, увлекательного гитарно-клавишного интро изрядной продолжительности. Затем пошли песни, они у группы хоть и мрачные, но в массе своей динамичные, начисто лишены занудства и меланхолии. Без эксцентричной клоунады вокалиста концерт не стал бы менее драйвовым и не пришлось бы констатировать диссонанс между качеством музыки и дурновкусием артистических элементов перфоманса. Одно дело быть смешным и к месту, другое – смехотворным и жестко не в тему. Сценарий сценических похождений вокалиста Дольфа особой головоломностью не отличался. Потому для меня совершенно не стало сюрпризом, когда парень довел себя до нужной кондиции, перемахнул через ограждение и нырнул в народ. Произошло это в кульминации «Caveman», что тоже было прочитано наперед так что я успела отпрянуть в сторону и дать разошедшемуся фронтмену дорогу не пострадав физически. SILENT RUNNERS замысливают свое идеальное шоу «немного непредсказуемым, иногда хаотичным». Пока мимо – по обоим пунктам. Не все средства оправдывают цель.
Покидать Haus Leipzig приходится со скоростью выпущенного из катапульты снаряда, но намеченная цель требует обратиться к спорту высших достижений. Как раз в эти минуты на подмостки Schauspielhaus выходит обладательница самого волшебного, самого ангельского голоса на планете Земля – ANNEKE VAN GIERSBERGEN. Долгое ожидание трамвая на пустынной остановке заставляет понервничать – в прошлом году опаздывающих в театр могли и не пустить, в том числе и владельцев пресс-пассов. К моему облегчению, входная политика храма Мельпомены смягчилась, и служащие приветствовали меня очень тепло. Увы, в партере не осталось ни одного свободного места, пришлось карабкаться на второй ярус. Преодолевая бесчисленные лестничные пролеты, невольно испытываю приятное ощущение дежа-вю, вспоминая первое посещение Schauespielhaus в 2014 году и потрясающий концерт DER BLAUE REITER (один из лучших в моей WGT-истории). Тогда, не ведая что за дверью кроется чернильная тьма и лента уходящих вниз ступенек, я с размаху влетела в помещение и чуть не покалечилась. Теперь позволила себе благоразумно притормозить и, стараясь, не шуметь, на ощупь нашла себе свободное кресло на галерке.
Мое знакомство с вокалом Аннеке произошло, как и у многих, после прослушивания альбомов THE GATHERING «Mandylion» (1995) и «Nighttime Birds» (1997). Прошли долгие годы, были освоены невероятные объемы хорошей, выдающейся и великой музыки, но сравнимого по красоте голоса мне встретить так и не удалось. На концерт я явилась неподготовленной: о неметалических альбомах THE GATHERING имею представление фрагментарное, о сольных работах и коллаборациях певицы – совсем уж смутное. В графе «концертный состав и набор инструментов» - прочерк. Полная неизвестность. Впрочем, столь же возмутительными пробелами в знаниях отличались, судя по всему, и другие зрители, устроившие певице аншлаг. Сама Аннеке очень быстро просекла что к чему и отнеслась к невежеству своей аудитории с очаровательным сарказмом и добрым юмором, позволив себе ремарки вроде:
- «А сейчас я исполню песню «(название)» своего проекта THE GENTLE STORM».
(Полная тишина в зале)
- «Совсем никакой реакции!»
(Дружный взрыв хохота).
Огромная театральная сцена, отсутствие декораций и эффектов, одинокая фигура девушки с акустической гитарой, звенящая тишина в паузах – наглядный пример «треффенского» разнообразия в зрелищах. Попав на такой концерт, чувствуешь себя слегка не в своей тарелке. Вокруг все чинно, благородно, бархатное кресло дарует вальяжную негу, никто не посягает на ваше личное пространство. Восторг и одобрение уместно выражать разве что интеллигентными аплодисментами и криками «браво». Даже деликатный шелест соседского веера нереально досаждает.

Аннеке, обаятельная женщина с копной светлых локонов, одетая в платье в бельевом стиле с цветочным принтом, напоминала кантри-певицу из какого-нибудь южного штата. Прелесть ее голоса бесполезно описывать словами, это нужно испытать. Невзрачность музыки в данном конкретном случае – огромный плюс, ничто не должно от такого голоса отвлекать. В перерывах между песнями было много монологов, воспоминаний о детстве в крошечном голландском городке, рассказов о родственниках и их участии в музыкальной судьбе певицы, шутках о немецких телешоу и сериалах. Любого другого артиста я бы в пух и прах раскритиковала за пустую трескотню во время выступления, но не Аннеке. Во-первых, специфика шоу располагала к общению с залом, требовала заполнения неловких пауз. А во-вторых, выяснилось, что голос, которым Аннеке говорит ничуть не менее дурманяще-обворожителен, чем тот, которым она поет. Хоть дыхание задерживай чтобы не пропустить ни единого слова. Сыграв очередную песню, девушка взялась за бутылку с водой и сообщила что живет только на воде и зеленом чае и это, должно быть, не очень рок-н-ролльно. Признание это меня искренне расстрогало, так как я тоже живу на воде и зеленом чае. В доказательство состоялся экспромт в виде исполнения а-капелла чьей-то глупой песенки про зеленый чай с оперными руладами в конце, после чего зал взорвался овациями, некоторые даже ногами затопали. «Двадцать пять лет я сочиняю музыку, а самые рьяные аплодименты срывает это», - заметила Аннеке и заливисто рассмеялась.

Сет-лист вобрал не только избранные треки из наследия THE GATHERING («Travel», «Amity», «Saturnine») и сольных проектов / коллабораций ( «Feel Alive», «Valley Of The Queens» (AYREON), «Shores Of India» (THE GENTLE STORM)), но и кавер-версии композиций самых неожиданных артистов («Who Wants To Live Forever» QUEEN, «Wasted Years» IRON MAIDEN, «Wish You Were Here» PINK FLOYD). Но главной драгоценностью стало исполнение «Like A Stone» Криса Корнелла, недавнюю смерть которого я восприняла почти как личную трагедию (в 2012 году я ездила на парижский концерт мирового тура воссоединившихся SOUNDGARDEN чтобы увидеть любимого певца). И с такой ювелирной точностью Аннеке эту вещь спела, что мне хотелось разбежаться и выброситься на сцену в качестве сувенира. По забавному совпадению (или намеренно) в перерыве в зале включили эту песню уже в авторском исполнении.
Когда народ разбрелся по буфетам и коридорам, я расторопно заняла место в центре пятого ряда и терпеливо ожидала пока раздастся для меня последний аккорд фестиваля. ATARAXIA принимала участие в моем дебютном WGT восьмилетней давности и, помнится, ошарашила по всем фронтам. И тогда, и сейчас, итальянцы попадают в мою импровизированную рубрику «треффенский эксклюзив». Гастрольное график коллектива таков, что увидеть их два раза в жизни – уже невероятное достижение.

ATARAXIA – это сеанс белой магии без намека на ее разоблачение. ATARAXIA – это история про Нильса и волшебную дудочку, про Одиссея и сирен, только в концовке вас настигнет не гибель, а, напротив, излечение от всех недугов. Энциклопедические познания и глубинные исследования европейской истории, мифологии, изобразительного искусства (от античности до Средневековья), проводимые итальянцами на протяжении десятилетий, выливаются в написание выдающихся неоклассических альбомов, в которых древнее искусно переплетается с современным, а интерпретация событий и легенд прошлого имеет неразрывную связь с днем сегодняшним. Количество задействованных в процессе создания музыки инструментов, а также живых и мертвых языков, используемых в лирике, не поддается исчислению. Неудивительно что группа столь плодовита и может позволить себе регулярно полностью обновлять концертную программу. Так, в сет-листе на WGT 2018 не было ни одной песни, изданной ранее 2014 года, а конкретно прозвучали композиции с альбомов «Wind At Mount Elo» (2014), «Ena» (2015), «Deep Blue Firmament» (2016) плюс пара новинок с будущей пластинки «Arazzi». По всем прочим параметрам этот концерт также не походил на выступление 2010 года, проходившее в Heidnisches Dorf в категории «романтический ночной концерт» под стрекот цикад, шелест деревьев и всполохи факелов. Бесподобная Франческа Николи, тогда напоминавшая языческую жрицу при отправлении сакрального ритуала, ныне выглядит помолодевшей и просветленной, а ее низкий грудной голос по-прежнему так глубок, что до дна не достать. За воспроизведение волшебных мелодий ответственны гитарист Витторио, клавишник Джованни и ударник Риккардо. Исполинских размеров экран проектировал специально смонтированное для этого выступления слайд-шоу «A Subtle Sight», дивную компиляцию фантазийных и реальных пейзажей и портретов. Изумительная четкость изображения, идеально сочетающиеся цветовые решения, сногсшибательной красоты полотна – до сих пор так заморачивались с видеорядом одни-одинешеньки THEODOR BASTARD, но художники итальянцев намного превзошли российских шаманов. По эмоциональному ландшафту я бы сравнила ATARAXIA с путешествием на изолированный остров, надежно укрытый от любых неблагоприятных влияний внешнего мира и приносящий чувство тотального умиротворения. Временами атмосфера сгущается, музыка обрастает серьезными религиозно-торжественными мотивами, но хрупкое душевное равновесие остается нетронутым.
У меня оставалось куча времени до отправления ночного автобуса в берлинский аэропорт и по такому случаю я отправилась в Moritzbastei захватить отрывок выступления немецкой готик-рок группы STILL PATIENT? . Не в первый раз предпринималась попытка просочиться в этот узенький зальчик размером со спичечный коробок, где сцена утопает в дыму, а на входе железно возникает давка. Ладно, не велика потеря.

Надеюсь, мне удалось нарисовать перед вами исчерпывающую картину концертных похождений на WGT 2018 и собрать репрезентативную и интересную подборку исполнителей. Подведем краткие итоги. Вышеописанные похождения произошли на рекордно малом числе площадок (всего четыре, из них 80% концертов состоялись в «Штатбаде» и «Агре»). Среди увиденных шоу почти нет очевидных кандидатов на вхождение в мою золотую коллекцию (разве что SOLITARY EXPERIMENTS и ATARAXIA). Первые места рейтинга лучших на WGT 2018 значительно не дотягивают до призеров рейтингов прошлых лет. Жанровый охват также представляется неполным. Так, непривычно видеть в репортаже отсутствие neofolk-артистов, встречи с ярчайшими из них всегда фигурировали в моих предшествующих WGT-рассказах. Ничего похожего на прошлогоднее пятничное роскошество в виде DER BLAUE REITER, IANVA и ORDO ROSARIUS EQUILIBRIO не случилось, а комбинация ROME – ARGINE уж точно не является достаточно лакомым куском.
Под занавес очередного повествования хочется поделиться озарением, которое снизошло на меня под занавес пребывания на «Треффене». Разгадана причина дьявольского нежелания приближаться к памятнику «Битве народов. Наверное, во мне живет суеверный страх что если я там побываю, то никогда больше не вернусь в Лейпциг. А этого допускать я совершенно не намерена.

Пятерка лучших концертов WGT-2018.
1. SOLITARY EXPERIMENTS
2. DE / VISION
3. ATARAXIA, BOY HARSHER
4. FRONT LINE ASSEMBLY
5. ZANIAS

Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации.


C уважением ко всем любителям музыки, Gerda Lore
Фото: Ксения Корнейчук





*EBM Warm Up - Felsenkeller*


EBM Warm Up - Felsenkeller


EBM Warm Up - Felsenkeller


EBM Warm Up - Felsenkeller


EBM Warm Up - Felsenkeller


EBM Warm Up - Felsenkeller


EBM Warm Up - Felsenkeller


EBM Warm Up - Felsenkeller


EBM Warm Up - Felsenkeller


EBM Warm Up - Felsenkeller


EBM Warm Up - Felsenkeller


EBM Warm Up - Felsenkeller


EBM Warm Up - Felsenkeller


EBM Warm Up - Felsenkeller


EBM Warm Up - Felsenkeller


EBM Warm Up - Felsenkeller


EBM Warm Up - Felsenkeller


EBM Warm Up - Felsenkeller


EBM Warm Up - Felsenkeller


EBM Warm Up - Felsenkeller


EBM Warm Up - Felsenkeller


EBM Warm Up - Felsenkeller


EBM Warm Up - Felsenkeller






*Schandmaul*


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul


Schandmaul






*Front Line Assembly*


Front Line Assembly


Front Line Assembly


Front Line Assembly


Front Line Assembly


Front Line Assembly


Front Line Assembly


Front Line Assembly


Front Line Assembly


Front Line Assembly


Front Line Assembly


Front Line Assembly


Front Line Assembly


Front Line Assembly


Front Line Assembly


Front Line Assembly


Front Line Assembly


Front Line Assembly


Front Line Assembly


Front Line Assembly


Front Line Assembly


Front Line Assembly


Front Line Assembly






*Hekate*


Hekate


Hekate


Hekate


Hekate


Hekate


Hekate


Hekate


Hekate


Hekate


Hekate


Hekate


Hekate






*Kaunan*


Kaunan


Kaunan


Kaunan


Kaunan


Kaunan


Kaunan


Kaunan


Kaunan


Kaunan


Kaunan


Kaunan


Kaunan


Kaunan


Kaunan


Kaunan


Kaunan


Kaunan


Kaunan


Kaunan


Kaunan


Kaunan






*Neumentroll*


Neumentroll


Neumentroll


Neumentroll


Neumentroll


Neumentroll


Neumentroll


Neumentroll


Neumentroll


Neumentroll


Neumentroll






*Oomph!*


Oomph!


Oomph!


Oomph!


Oomph!


Oomph!


Oomph!


Oomph!


Oomph!


Oomph!


Oomph!


Oomph!


Oomph!


Oomph!


Oomph!


Oomph!


Oomph!


Oomph!


Oomph!


Oomph!


Oomph!


Oomph!


Oomph!


Oomph!


Oomph!


Oomph!


Oomph!


Oomph!


Oomph!


Oomph!






*Zeromancer*


Zeromancer


Zeromancer


Zeromancer


Zeromancer


Zeromancer


Zeromancer


Zeromancer


Zeromancer


Zeromancer






*Cantus Lunaris*


Cantus Lunaris


Cantus Lunaris


Cantus Lunaris


Cantus Lunaris


Cantus Lunaris


Cantus Lunaris


Cantus Lunaris


Cantus Lunaris


Cantus Lunaris


Cantus Lunaris


Cantus Lunaris


Cantus Lunaris


Cantus Lunaris


Cantus Lunaris


Cantus Lunaris






*De/Vision*


De/Vision


De/Vision


De/Vision


De/Vision


De/Vision


De/Vision


De/Vision


De/Vision


De/Vision


De/Vision


De/Vision


De/Vision


De/Vision


De/Vision


De/Vision


De/Vision


De/Vision


De/Vision






*Nothgard*


Nothgard


Nothgard


Nothgard


Nothgard


Nothgard


Nothgard


Nothgard


Nothgard


Nothgard


Nothgard


Nothgard


Nothgard


Nothgard


Nothgard


Nothgard


Nothgard


Nothgard


Nothgard


Nothgard


Nothgard


Nothgard


Nothgard


Nothgard






*Sturm Café*


Sturm Café


Sturm Café


Sturm Café


Sturm Café


Sturm Café


Sturm Café


Sturm Café


Sturm Café


Sturm Café


Sturm Café


Sturm Café


Sturm Café


Sturm Café


Sturm Café


Sturm Café


Sturm Café






*Surturus Lohe*


Surturs Lohe


Surturs Lohe


Surturs Lohe


Surturs Lohe


Surturs Lohe


Surturs Lohe


Surturs Lohe


Surturs Lohe


Surturs Lohe


Surturs Lohe


Surturs Lohe


Surturs Lohe


Surturs Lohe


Surturs Lohe


Surturs Lohe


Surturs Lohe






*(X)-RX*


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX


(X)-RX






*Faderhead*


Faderhead


Faderhead


Faderhead


Faderhead


Faderhead


Faderhead


Faderhead


Faderhead


Faderhead


Faderhead


Faderhead


Faderhead


Faderhead


Faderhead


Faderhead


Faderhead


Faderhead


Faderhead


Faderhead






*God Module*


God Module


God Module


God Module


God Module


God Module


God Module


God Module


God Module


God Module


God Module


God Module


God Module


God Module


God Module


God Module


God Module


God Module


God Module


God Module


God Module


God Module


God Module






*Grendel*


Grendel


Grendel


Grendel


Grendel


Grendel


Grendel


Grendel


Grendel


Grendel


Grendel


Grendel


Grendel


Grendel


Grendel


Grendel


Grendel


Grendel


Grendel


Grendel


Grendel


Grendel


Grendel


Grendel


Grendel


Grendel


Grendel


Grendel


Grendel


Grendel


Grendel






*Публика (People)*


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)


Публика (People)




КомментарииСкрыть/показать 2 )

Blick


26 июн 2018, 12:00
Аха, почему сатурнус лохи, норм же банда)

MAX DE SADE


6 июл 2018, 02:05
Герда ожила. Немыслимо.


Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).


/\\Вверх
Рейтинг@Mail.ru

1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.   Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом