Как-то так сложилось, что концерты Wardruna, несмотря на эксклюзивность проекта, стали для России уже традиционными, поскольку, начиная с 2016 года, это уже третий визит норвежцев в нашу страну. И за прошедшие три года проект Эйнара Селвика снискал достаточно широкое признание среди самой разнообразной отечественной публики. С каждым годом на концерты Wardruna приходит все больше людей. Причем не только в нашей стране, но и всюду, где выступают норвежцы. Вполне очевиден и заметен рост как концертного состава Wardruna, так и уровня признания проекта в целом.
Если в свой первый приезд в Россию в 2016 году Wardruna выступали в Red Club, то на этот раз концерт проходил в одном из самых престижных и мажорных столичных залов в Crocus City Hall. В данном случае статус площадки вполне отображает статус исполнителя. Несмотря на достаточно высокую стоимость билетов, зал был почти целиком заполнен, начиная от битком набитой фан-зоны перед сценой и вплоть до балконов на бельэтаже. Я даже удивлен тем, как много людей знакомы с творчеством Wardruna. Причем публика собралась самая разноплановая. Если в первые годы на концерты норвежцев приходили в основном любители блэка, викинг-метал и прочие неоязычники (что вполне предсказуемо), то теперь достаточно сложно сделать какой-то общий срез среднестатистического слушателя Wardruna. Люди были самых разных возрастных категорий (в среднем от 18 и до… 50) и социального статуса. Были, конечно же, и блэкеры, и поклонники сериала «Викинги», любители истории, язычники-ролевики, а также степенные зрелые пары. И, будучи объединенными общим интересом к музыке норвежцев, все это многообразие смотрелось вполне уместно, придавая происходящему черты культурного мероприятия. Несмотря на редкую специфику, на такой концерт вполне можно приглашать пару для проведения досуга. Очевидно, с годами Wardruna удалось перешагнуть привязку к конкретной субкультуре.
Хотя корни Wardruna уходят в традиционную музыку и шаманизм, достаточно сложно назвать ее традиционным фольковым проектом. Несмотря на тесную связь с древненорвежской культурой, Эйнар Селвик создает нетрадиционную музыку, и не единожды говорил о том, что не ставит перед собой цель соблюсти историческую аутентичность. В своем духовном и творческом поиске Эйнар неустанно пересматривает древние музыкальные формы, стремясь объединить в музыке прошлое с настоящим, рождая нечто совершенно новое.
Описывая само выступление, трудно писать о нем в привычном ключе, как о рок или метал концерте. Учитывая специфику музыки проекта, в основе которой лежит микс из эмбиента и звучания архаичных, совершенно «нетрадиционных» для большинства концертов инструментов, Wardruna может показаться не самым очевидным кандидатом для концертных выступлений. Тем не менее, эмоционально насыщенные перфомансы Wardruna вдребезги разбивают данное впечатление! На московском концерте норвежцы показали лучшее, на что они способны. Во время выступления приходит отчетливое понимание того, что Wardruna – это действительно нечто большее, чем просто музыка. Это настоящее явление, это состояние и философия бытия. Музыкантам Wardruna удалось передать суровую, ритуальную, хтоническую атмосферу, в которой ощущаются древние корни мироздания, когда необузданные стихии еще только формировали облик привычного нам мира. Сама по себе музыка оказывает мощное воздействие на слушателя, неся в основе дремучую архаику и рождая примордиальные образы.
Помимо музыки необходимое воздействие достигается хоть и минимальным, но весьма эффектным набором приемов. Все эффекты на сцене достигались лишь за счет минималистичного света и установленного позади музыкантов рельефного экрана, который менял цвет, дабы соответствовать содержанию отдельных композиций. Судя по всему, замысел состоит в том, чтобы отображать соответствующие стихии – от багрового зарева Муспельхейма, через холод льда Нифльхейма и синеву воды к зелени прорастающих семян, символизирующих жизнь, прямо к золотым оттенкам солнца, ее дарующего. Визуальная часть концерта напоминала движение из тьмы к свету, поскольку исполняя первую треть программы, музыканты тонули во мраке, и на удалении даже трудно было понять, сколько людей находится на сцене. Скупые лучи света то и дело выхватывали из тьмы силуэты музыкантов, делая их похожими на духов, которые то появляются, то вновь исчезают. Мелькающие тени на заднике лишь усиливали это впечатление, делая концерт похожим на священное действо, а не рядовое шоу. За исключением отдельных моментов, когда солировал сам Эйнар Селвик или вокалистка Линди Фэй Хелла, сама постановка выступления и светового шоу подразумевала минимум акцента на музыкантах, и делала максимальный упор на достижение нужной атмосферы за счет музыки и упомянутых световых эффектов. Весьма напряженная атмосфера шоу в отдельные моменты разряжалась кульминациями вроде вспышки безумия в “Heimta Thurs” или суровой торжественностью во время исполнения “Algir-Stien Klarnar” – знаковые моменты всего концерта, в которых проявляется вся глубинная мощь музыки Wardruna. В такие мгновения спину пробирал лютый мороз, а сердце сбивалось с ритма и буквально вылетало из груди!
При этом лично я так и не составил однозначного мнения по поводу того, насколько хорошо группа вписывается в интерьер театров и больших концертных залов. Если вы видели записи выступлений группы на открытом воздухе на фоне циклопических скал, то поймете, что учитывая музыку Wardruna и специфику записи значительной части альбомов, такой антураж подходит наиболее хорошо. Как и клубные выступления, которые обладают эффектом причастности и максимально полно погружают в атмосферу происходящего. Концерт Wardruna не подразумевает хореографию и размашистое поведение на сцене, призванное привлечь как можно больше внимания. А учитывая по большей части темную сцену, полностью воспринимать происходящее сидя на удалении и без мониторов порой сложновато.
Однако, даже несмотря на это, определенно ощущалось, что Эйнар Селвик работает с недюжинной отдачей и выкладывается по полной. Будучи полностью погруженным в мистерию, лишь под конец выступления он обратился к залу с весьма прочувствованной речью, выразив неподдельную признательность за оказанный прием. Публика вполне это оценила и Wardruna дважды удостоилась овации зала. Не просто вежливых хлопков, а именно полноценной овации – бурных, восторженных и продолжительных аплодисментов. Зал действительно рукоплескал. Это настолько тронуло Эйнара, что он впервые исполнил на бис “Snake Pit Poetry” – композицию вышедшую в прошлом году в виде ЕР. В представленной московским слушателям минималистичной версии этой темы присутствовал лишь голос Эйнара и незатейливый аккомпанемент кравик-лиры. Конечно, в такой трактовке сохранился лишь основной лейтмотив композиции, однако при этом в полной мере ощущалось, насколько может быть важен потрясающе сильный, эмоциональный голос, как солирующий инструмент. В принципе кроме голоса и незатейливого аккомпанемента ничего больше и не надо. Есть в этом своя правда и чистота восприятия…
Что же, можно говорить о том, что с каждым новым приездом в Россию Wardruna берет новую планку. Учитывая неизменно горячий прием и растущую востребованность проекта, думаю, следующего приезда норвежцев с уже новой программой не придется ждать долго. Тем более что уже 23 ноября выходит новый альбом “Skald”.
Сет-лист:
1. Tyr
2. Wunjo
3. Bjarkan
4. Heimta Thurs
5. Thurs
6. Runaljod
7. Raido
8. Völuspá (Skaldic version)
9. Isa
10. UruR
11. Algir - Stien klarnar
12. Dagr
13. Rotlaust tre fell
14. Fehu
15. NaudiR
16. Odal
17. Helvegen
Encore:
18. Snake Pit Poetry (Einar Selvik cover) (Skaldic version)
Выражаем благодарность организаторам за предоставленные аккредитации.
Baldurs Tod
Спасибо за интересный репортаж!
Alias
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).