| Есть такая хорошая студенческая поговорка - сначала ты работаешь на зачетку, потом зачетка работает на тебя. Очевидно, что это применимо ко многим другим областям - сперва нужно заработать авторитет, потом уже этот самый авторитет, эта репутация идет тебе на пользу, к тебе начинают прислушиваться, начинают уважать то, что ты пытаешь донести. Так устроена жизнь, в этом нет ничего удивительного. Но к чему это я? А к тому, что практически любой достойный, качественный музыкальный коллектив имеет тенденцию со временем меняться. Это можно назвать развитием, можно экспериментами, можно поисками себя, но факт остается фактом - настоящий творческий человек не топчется на месте, он пытается, пусть и не всегда удачно, двигаться вперед. Другое дело, что за этим движением не всегда поспевает сопровождение из фанатов, поклонников и просто ценителей коллектива. Кто-то отваливается на поворотах, кто-то, напротив, пытается проехать один и тот же поворот несколько раз.
Звезда Muse очень ярко зажглась на горизонте массовой известности в 2001 году, с выпуском второго альбома "Origin Of Symmetry". Именно эта пластинка дала миру "New Born", "Plug In Baby" и еще ряд отличных, неистовых, свежих, драйвовых и необычных песен. Последовавший в 2003 диск "Absolution" только укрепил позиции команды, хотя и где-то пошел на компромиссы с самим собой, дабы стать чуточку более доступным. Далее компромиссов стало наблюдаться все больше, а первобытного, идущего откуда-то изнутри неистовства - все меньше. Означает ли это, что песни стали хуже? Нет, взятая тогда планка до сих пор весьма высока, пусть и местами подрастерялась былая сумасшедшинка. Окончательно команда подуспокоилась и повзрослела на "The Resistance" в 2009 - как раз десять лет прошло с момента выпуска их дикого и необузданного дебютника. Декада - приличный срок, за это время можно все деревья вырастить и все дома построить. Герой сегодняшнего дня, эпос "The 2nd Law" - непосредственный представитель эры Resistance, спокойное и обстоятельное творение взрослых востребованных музыкантов. И, возвращаясь к началу разговора - Muse заслужили, чтобы эта вещь была также с чувством, с толком и расстановкой прослушана и оценена.
Начинается всё с оды прогрессивному року под названием "Supremacy". На моей памяти, это второй раз, когда Мэттью Беллами использует семиструнную электрическую гитару, чтобы добиться действительно глубокого и тяжелого звучания. Сама песня выглядит как некая ретроспектива собственного творчества - тут тебе и знаковый фальцет, и резкие переходы от лирики к бескомпромиссному напору и обратно, и общая монументальность композиции. Затем следует мэ-мэ-"Madness" - вторая попытка Muse сделать массовый поп-хит (первая - "Undisclosed Desires" с предыдущего альбома), на мой взгляд - попытка весьма удачная. Нарочитый минимализм аранжировки наверняка повлияет на продажи необычного инструмента Misa Kitara, а заодно даст благодатную почву для создания каверов - мелодия то в песне отличная. После чего стартует забавная "Panic Station" - привет "Another One Bites The Dust" Квинов, "Young Lust" Флойдов, чему-то из фанк-рока и где-то даже ска-панка. Титульная песня Лондонских Олимпийских Игр, до зубного скрежета пафосная "Survival" в студийном варианте ничуть не теряет мощи и напора в сравнении с живой премьерой как раз на церемонии закрытия этих самых Игр, хор там потрясающий (кстати, опять семиструнка). Заигрывания с дабстепом в "Follow Me" смотрятся вполне органично, хотя самой песне несколько не хватает яркости. "Animals" - пожалуй, наиболее интересная вещь из незасвеченных до выхода альбома треков. Атмосферные клавиши, меланхоличная гитара с блюзовым настроением, постепенное развитие песни - её хочется сразу же послушать снова. "Explorers" - ладно скроенная баллада для девочек, которые будут хором подпевать "Free me, free me..." на всех Мьюзовских концертах. Завершает основную часть альбома весёлая "Big Freeze", бережно доносящая до 2012 года атмосферу диско и новой волны восьмидесятых.
В категории "для самых фанатов" идут две песни Криса "Труднопроизносимая фамилия" Уолстенхолма, штатного бас-гитариста Muse, посвященных безусловному вреду пьянства и борьбе с зеленым змием. При всем уважении к господину Уолстенхолму - и мелодика, и вокальное исполнение этих вещей все же несколько не дотягивают до принятых в Muse стандартов. Если раньше любую не самую яркую песню вытягивал вокал Беллами, то тут нет и этого. С другой стороны, всё это довольно трогательно, ну и заодно говорит о том, что Muse теперь запросто могут себе позволить многое. Но все же я надеюсь, что следующий альбом не будет, например, местом пристанища баллад Доминика Ховарда о сломанных барабанных палочках.
На закуску - двухчастная сюита "The 2nd Law", состоящая из кибернетической "Unsustainable" и гипнотической "Isolated System". И вот тут то начинается самое интересное - обе песни настолько оригинальны для Muse, что создается ощущение, что "The 2nd Law" должен был быть совершенно другим альбомом, где между этими двумя вещами располагалась бы целая киберпанковская симфония о постъядерном будущем нашей многострадальной планеты (ну или что-нибудь в этом духе). Но никакой симфонии нет, эти два трека простецки идут рядом - и уже не в первый раз говорят о том что пора уже, пора группе Muse выйти за рамки написания набора ярких поп-хитов в прогрессив-роковой упаковке и сделать что-то по-настоящему монументальное. Уверен, что вышло бы небезынтересно.
Попытаемся подвести итоги. Если к группе Muse вы приобщились на стыке тысячелетий, то, повзрослев за это время вместе с группой, вы найдете в "The 2nd Law" немало привлекательных моментов - там есть куда копать. Сложнее, если вы не так давно услышали и прониклись "Plug In Baby" вкупе с "Butterflies and Hurricanes", "Starlight" или даже "Uprising", а тут вам предлагают дабстеп, мэ-мэ-мэднесс и пародии на фанк-рок. Тут можно лишь порекомендовать не торопиться с выводами, вспомнить, что Muse заработали свой авторитет не на пустом месте и до сих пор хотят быть услышанными, пока еще не занявшись выпуском ширпотреба на потеху публике. Хотя и хочется пожелать команде в следующий раз сосредоточиться на чем-то более сконцентрированном и монументальном. А пока что - у них получилось. Можно брать.
|