Arts
ENG
Search / Поиск
LOGIN
  register

-- []
/ | Информация | Рецензии | Графика | \
____
Darkside Chamber
-
teynar_rygge
-


Откуда:Пермь

\/
| Last login: 4 июня 2024, 05:45

. .
|

.
.
.
.
Переключить вид

Orplid

   2002   

Nächtliche Jünger


 Gothic Dark Folk
Nächtliche Jünger
8/108/108/108/108/108/108/108/108/108/10
Этот альбом, безусловно, и два десятка лет после выхода хранит своё очарование. Загадочная, порой романтически-возвышенная, порой религиозно-экзальтированная, музыка немцев способна увести слушателя в мир таинственно-мистический, наполненный шёпотом ушедших эпох, попытками прикоснуться к сокровенной тайне бытия...

На нём Уве Нольте и Ко нашли, по-моему, оптимальную рецептуру алхимической смеси (национал-)романтического фолка, готик-рока и элементов бардовской песни вкупе с образами из германской поэзии. Правда, это не означает отсутствия недостатков.

Альбом начинается, по сути, с главной по эмоциональному накалу вещи — «Erzengel Michael». Простое акустическое вступление ведёт дальше к прозрачно-мечтательному путешествию в тайны христианской мистики. Вокал словно являет воплощение томления мятежного германского духа по сферам всего того высшего, что соприкасается с несовершенным человеческим существованием; разрешаясь экзальтацией в середине песни.

Следующая за ней «Auf unnbekantem Pfade» и не думает соревноваться по уровню объёмности и психологического накала. Тихая акустическая композиция с полным грёз умиротворённым вокалом, овеянная красотой летнего вечера. Пение «в фоне» напоминает духовную музыку, причём отнюдь не только лютеранскую или католическую.

Заглавная композиция окутывает слушателя колдовским звуком синтезаторной подкладки, напоминающей об органе. Ритм вокала взывает к воспоминаниям о чём-то прямо иератическом, звуча как заклинание. По наитию или по науке, но музыканты отыскали идеальную форму для песни, название которой можно перевести как «Ученики ночи». Для тех, кого темнота не страшит, а зовёт своими тайнами...

Девичий вокал в «Das Mädchen aus der Fremde» мне показался немного школярским, неотточенным. Но сколько волнения и искренности в этой на первый взгляд неяркой песне! Да, несмотря на ноты депрессивности, оригинальное стихотворение Шиллера, как мне казалось, более светлое, но это детали.

К сожалению, придётся сказать и о не самых светлых сторонах «Ночных мальчиков». Коллектив ошибся, собрав всё «хиты» в первой половине альбома. Таинственная атмосфера заканчивается с песней «Im Schatten der Queste», чтобы мелькнуть дальше на «Maria» (о, скрипки!) и «Auferstehung». «Акустические» вещи вроде «Stille» страдают нехваткой звукового объёма, эмоциональной глубины, воспринимаются слишком формальными, лишними. Это тот случай, когда неофолку как раз не хватило элементов эмбиента. Именно подобные композиции напомнили мне о бардовской песне и артаманах, сидящих у костра. ...Только не сильно к месту они здесь. И атмосферу времён пробуждения немецкого национального сознания в конце XIX века они не сильно передают. Уж пару-тройку треков из альбома можно было убрать, не гонясь за количеством.

Если отсутствие эмбиента – минус, то игнорирование мартиал-индастриала – плюс и большой. Альбом сильно выиграл от того, что в нём нет бесконечных повторов и малонужных речей-нарративов (за исключением последнего трека). Благодаря этому запись звучит естественно, органично, цельно и в большей части композиций музыкантам не изменило чувство живого.
teynar_rygge   1 ноя 2023

Mythological Cold Towers

   1996   

Sphere of Nebaddon: The Dawn of a Dying Tyffereth


 Death Doom Metal
Sphere of Nebaddon: The Dawn of a Dying Tyffereth
7/107/107/107/107/107/107/107/107/107/10
...Вспомнилась одна древняя рецензия из 90-х и я решил послушать эту загадочную и малоизвестную бразильскую группу. Первые же композиции показали, что латиноамериканцы неплохо уловили суть того дум-дэтового муз. движения, которое развивалось в начале девяностых в Британии и шире — в Европе, и быстро воплотили его уже в своих трудах, на достойном уровне. Окутывающие слушателя мрачные затухающие дум-дэтовые пассажи, с иногда наложенными на них акустическими переборами, действуют гипнотически.

Главный инструмент, «наводящий атмосферу», конечно же, гитара. В первую очередь повторяющимися мотивами, закольцованными мелодичными аккордами. К ней присоединяются обволакивающие клавишные, аскетичными пассажами вводящие слушателя в самые древние зиккураты и поднимающие к звёздам, что старше самого Ктулху. Эпические раскаты часто переходят в довольно мелодичные соло; ритм-гитара качает вполне мощно. Звук у группы приемлемый, характерный для девяностых. При ускорениях слышны определённые изъяны, которые, впрочем, терпимы. Но кому-то саунд может показаться не вполне чётким.

Ритм у группы, понятное дело, замедленный, но часто группа подбирается и к среднему. Показательна в этом плане одна из заглавных композиций, «Mythological Cold Towers», напоминающая своим высоким темпом в середине, что приставка «death» не просто так появилась в описании музыки команды. Кстати, композиции отнюдь не затянуты, что лично я отмечу как плюс. Вокал напоминает иногда приблэкованный гроул.

Атмосфера альбома вполне может быть названа мрачной, но с оттенком не столько зла, сколько таинственности. Закольцованные мотивы вводят слушателя в транс и вызывают к жизни видения целых галактик, которые миллиардами лет неспешно вращаются во вселенной, холодные, бездушные и безразличные ко всему; дьявольски жестокие в той энергии, которая сосредоточена в ядрах мириадов их звёзд... Из глубин древних зиккуратов эта музыка поднимает слушателя к ледяным мерцающим звездам. Mythological Cold Towers словно вестники того небытия, что окутывает нас, бесконечно холодной неживой вселенной. Всё, может быть, будет, но — всё уже было... И в каком-то смысле такая гипнотическая отрешенность музыки бразильцев даже успокаивает.

Тексты группы посвящены как древним цивилизациям и их тайнам, так и, например, «священным текстам» новейшего времени. В частности, «Небаддон», попавший в заглавие альбома, есть одна из многочисленных вселенных, описанных в т. наз. «Книге Урантии» - «писании» секты «Братство Урантии», возникшей в США во второй половине XX века. Немалую долю, как и полагается дум-группе, музыканты отдали и отображению своих внутренних мрачных настроений, состояний и ощущений.

Феномен специфического, «народного» интереса к архаике и нетрадиционным культам, возникший во второй половине и усилившийся к концу XX века, где-то изучают культурологи, социологи и прочие мозговеды. Некоторые связывали его с упадком «классических», «больших» религий; другие – с крахом крупных идеологических нарративов вроде консерватизма или коммунизма и размытием культуры Просвещения.

Я же просто зафиксирую, что отдельные тексты «Мифологических холодных башен» рисуют нам как идеал некий древний, безмерно жестокий мир, который с высоты нашего времени выглядит предельно загадочно. Наверное, зря, но факт: декаданс наиболее продвинутой части человечества вызвал к жизни именно такие образы, а не иные.

7,5*/10
teynar_rygge  17 сен 2023

Olshanoe

   2022   

Чудеса


 Atmospheric Post Metal
Чудеса
8/108/108/108/108/108/108/108/108/108/10
Каких только названий музыки этой группы из Новосиба не довелось встретить: атмосферный блэк-метал, пост-блэк, блэквейв и даже неофолк. Истина в том, что новосибирцы обладают максимально развоплощённым пост-металлическим звучанием гитар, как можно дальше «отодвинутым» в фон музыкального полотна.

Но и оно часто уступает место либо атмосферно-меланхоличным полуакустическим и акустическим переборам, либо и вовсе прозрачному, несколько минималистичному, почти эмбиентному звучанию синтезаторов. На все эти «нежности» накладывается скриминг (часто тоже облегченный), незаметно сменяющийся расслабленным шёпотом. Такой вот воздушный «около-метал», да.

В эти переборы и синтезаторные «облака» порою вплетается летящие, почти потусторонние гитарные тремоло, а слушатель вдруг понимает, что появляющаяся в интернете приставка «фолк» применительно к музыке коллектива возникла не на пустом месте. Временами гитары начинают звучать как осовремененная и облагороженная балалайка, и это безусловно находка сибирских парней. При этом фолковые моменты почти не выделяются из общего музыкального потока, здесь нет попытки реконструировать звучание из прошлых веков или свалиться в лубочный гротеск. Фолк на этом альбоме – просто одна из волн в океане подсознания современного русского человека.

Парящая, невесомая музыка Olshanoe – сродни сну на заре дня когда-нибудь в конце зимы - начале весны. Когда ещё холодно и лежит снег, но день всё удлиняется, а сквозь небесную смурь иногда проглядывает возрождающееся солнце... И сны наполняются непонятным томительным ожиданием, извечной надеждой освобождающейся жизни...

Метафора пути, постоянно мелькающая в лирике «Чудес», напоминает о старой, отжившей традиции русского странничества, духовного искательства. Возможно, уже только у жителей глубокой Сибири в генетической памяти остались воспоминания о такой практике; эти архетипы и обнажили музыка и тексты группы. Теперь это странничество прежде всего внутрь, а не вовне. Это то, знакомое, ощущение, когда ты понимаешь, что подлинный, истинный мир лежит вдали от суеты, на полях богини-Природы и глубоко внутри, в небесах Души. Можно вычерпать ещё не один и не два образа, но лучше послушать музыку «Чудес».
teynar_rygge   8 апр 2023

Dusk Chapel

   2022   

Astrophysics and Abnormal Activities


 Technical Death Metal
Astrophysics and Abnormal Activities
8/108/108/108/108/108/108/108/108/108/10
Эта украино-российская группа за более чем 20 лет прошла путь от смеси прогрессив-блэка и техно-дэта к более кристаллизованному техничному дэту, взращенному на лучших образцах жанра.

«Astrophysics and Abnormal Activities» радует слушателя определённым богатством аранжировок, хотя и не выходит за стилистические рамки техничного дэта. По сути весь альбом представляет собой инструментальное пиршество для изголодавшихся гурманов качественной гитарной работы. Здесь, к превеликому счастью, нет доминирования пяти вокалистов (для «особо одарённых» - я утрирую), которые захлёбываются в истеричных попытках рассказать «стори» слушателю или обратить его в свою «веру». Артём Емельяненко и компания, несмотря на солидный стаж, помнят, зачем они взяли в руки инструменты: чтобы играть музыку.

Двухгитарная работа строится часто на сочетании «жесткой» и «мягкой» линий, когда на ритм-рифф накладываются полуакустические аккорды или базовый мотив. Преобладающий формально средний темп играется живо и бодро, внушительный набор риффов и их смена не даёт слушателю «отчалить» в космические дали. Разве что только через внимательное прослушивание самих творений «Темной капеллы». Скоростные фрагменты сменяются мелодично-летящими атмосферными моментами, которые уносят в верхние слои атмосферы. Да, атмосферные части словно впитали в себя всё лучшее из постсоветской школы метала вкупе с нетленной классикой дэта.

Радует и композиционная зрелость команды. Не самые короткие «песенки» свёрстаны так, что слушателю только и остаётся, что на одном дыхании промчаться на космическом корабле сквозь фантастические риффы, отменно-мелодичные соло и отстранённо-прекрасные вкрапления синтезаторных и иных эффектов. Так что музыканты блюдут музыкальную форму. Тексты «Астрофизики» большей частью связаны с темами космоса, науки, малообъяснимых явлений этого странного мира. Музыка, её мелодика, атмосфера, в целом и общем, соответствуют тематике.

Смесь указанных выше элементов встречается почти во всех треках, так что выделю лишь пару: «Pleiades» и «Hypergiant». Первая – двухминутный акустический инструментал, напомнивший о классической гитаре, вторая – 10-минутная (супергигант!) композиция с риффовым безумством, способная удовлетворить самых взыскательных фанатов инструментальной работы в дэт-метале. И это я ещё не сказал о мягко пульсирующем звуке баса, словно растворяющегося в общем саунде, но всё же ощутимом... Таково творческое прочтение и усовершенствование стилистики грандов, созданной треть века назад - Death, Nocturnus, ранних Cynic и иже с ними. Более же всего мне Dusk Chapel напомнили латвийских Neglected Fields, только с чуть более качественным звуком и поинтереснее.

Нет, «Astrophysics...» не шедевр, но где-то недалеко от него. Недостатки у альбома есть. Скримовый вокал лучше было бы заменить на сочный олдскульный гроул; на контрасте с более изысканной музыкой звучало бы отменно. А некоторые смены темпов и ритма звучат всё же неестественно, несмотря на композиторский талант творцов. Впрочем, может так и было задумано...

Тем же, кто держится ценностей классического метала, альбом просто прописан: DC идеально обошли ловушки современных напластований на техно-дэт (и дэт в целом), не оставаясь ни в коей мере архаичными.
teynar_rygge  19 мар 2023

Mental Home

   2000   

Upon the Shores of Inner Seas


 Melodic Doom Metal
Upon the Shores of Inner Seas
7/107/107/107/107/107/107/107/107/107/10
«Upon the Shores...» я услышал много лет спустя после того, как в 90-е прослушал культовые «Mirrorland» и «Vale». Эффект сравнения в любом случае был неизбежен, но тут накладывались и долгий перерыв с определенными ожиданиями.

С первых же тактов сложилось впечатление, что «На берегах внутренних морей» гораздо ближе к «Mirrorland», чем к эпохальной «Юдоли» или даже «Black Art». Сама музыка будто бы стала проще. И в аранжировках, где нет той многомерности и симфоничности, и в самих мелодиях. Меньше «космоса», внешнего и внутреннего. Гораздо меньше экстремального вокала. Песни «Eternal Moan» и «Late to Revisе» звучат вообще словно это такой хэви-трэш-дэт с думом вперемешку. Ах да, так назывался мелодик-дэт в те годы... Признаки усталости у группы? Может быть, может быть. Практически полностью ушли и заезды в блэк.

Меньше стало клавишной атмосферы, того обволакивающего, гипнотически-таинственного, мистическо-торжественного полёта сквозь миры собственных фантазий. Вероятно, связано это с уходом Романа Поварова, чей клавишный уникальный стиль и создал окончательно имя Mental Home в 1990-е.

Еще одно впечатление: менталхоумовцы решили двинуть в сторону «модернизации» и пара намёков на альбоме есть – «игриво-дэнсовый» фрагмент в одной из песен, общий настрой альбома, менее глубокий, более упрощённый. Главный плюс истории в том, что группа не стала проходить этот путь до конца. Модерновщина и альтернативщина от MH – предпоследнее, что было нужно (перед гангста-рэпом, естественно). Не очень глубокие оказались эти внутренние моря. «Vale» так точно их переплюнет... но это иная история.

Главные хиты группа сконцентрировала во второй половине пластинки. Это скоростная «Against My Will» и «Stained», выделяющаяся благодаря цепкому риффу припева. Плюс ещё перезаписанная версия «Amidst the Waves». Присоединить к ним можно стартовую «Downstairs». Так что, в целом и общем, они ещё качали. И послушать «Upon the Shores...» вполне можно — но без лишних иллюзий. Творческий пик пройден.

Итак, на этом альбоме явственно видны признаки усталости группы от собственного успеха. Именно потому альбом не получился столь же ярким и цельным, столь же запоминающимся как два его предшественника. Очень жаль, потому что следующей попытки (и она оказалась ощутимо лучше) пришлось ждать целых 12 (!) лет. Группа тормознулась прямо перед тем, как окончательно стать мировыми метал-звездами на все времена... И турне по США, которое должно было стать эпохальным в 1999 году, так и не случилось... А помнится, я даже видел их альбом в метал-чарте, опубликованном в газете «Я молодой» (было такое приложение к «АиФ») в нетленные 90-е, откуда и узнал об этой команде.

«После выхода «Upon the Shores of Inner Sea» наступил период кризиса, но не музыкальных и творческих идей, а кризис личностный, многое пришлось переоценить в соответствии с временем, - рассказал как-то в интервью ударник Игорь Дмитриев. - Разруливали текущие семейные и бытовые моменты». Затянулось это всё аж на 11 лет... И MH навечно осталась лишь легендой андеграунда, а не мировой звездой. По крайней мере, так видится из 2022-го.
teynar_rygge   5 янв 2023

Fulgurum

   2016   

Człowiekskrywazło


 Atmospheric Black Metal
Człowiekskrywazło
7/107/107/107/107/107/107/107/107/107/10
Слушателя сбивает с ног яростный, неистовый, резкий и тяжелый звук гитар в агрессивных моментах, когда некто Кригнорд освобождает, по совету известного киноперсонажа, свои ненависть, боль, отчаяние. Следует учесть, что создатель проекта задумал его, как выражение своей жажды «противостояния многим аспектам человеческого существования». И в яростных фрагментах весьма ощутимо прорывается неприятие Кригнордом моральных ограничений, налагаемых на индивида обществом и религией. Отмечу, что при этом сыграно это всё невероятно технично, четко, ритмично. Этому способствует хорошее качество звука, приятно прописанные гитары. Запоминается.

Яростные фрагменты сменяются либо вязкими тяжелыми, замедленными депрессивными пассажами, либо вовсе какой-то меланхоличной полуакустикой. Звенящая ярость переходит в плывуще-дрожащую меланхолию; как-то так можно образно описать подобные «перепады давления». Меланхоличные переборы напомнили мне то ли о фолке, то ли вообще о бардовской песне («кантри»?). Причем, переходы эти частенько грешат определенной хаотичностью. Так и представляешь себе человека, у которого приступы депрессии вдруг резко и непредсказуемо сменяются выплеском агрессии. Такие эмоционально-музыкальные контрасты требуют немалого терпения, пытливости от слушателя, и неоднократного прогона «произведения».

Постепенно вырисовывается картина человека, словно заключенного в камере: своих ли страстей и слабостей, либо невидимых тенёт общества, которые опутывают всех... Может отсюда и фолковые вкрапления (к слову сказать, их совсем мало, но они всё же есть) — как некая попытка вернуться к чему-то подлинному, истинному, тоска по изначальной гармонии, идеалу - ? Не один Кригнорд так тоскует... Если в этом концепция альбома, то выразить ему её в общем и целом удалось. Шквальные, намеренно сбивчивые проходы, как попытка вырваться из пут фальшивых ограничений, а меланхоличные – как смесь некой тоски, смирения, самоуглубления. А в целом всё довольно неплохо передаёт тот душевный хаос, который охватывает человека при столкновении с Бездной. Могущей проявиться и во вполне повседневных, бытовых ситуациях.

Техничные, резкие и чёткие фрагменты, их сочетание некоторым навеяли мысли об авангарде, но не знаю. Некое движение в эту сторону точно есть. Интересно сомнамбулически-закольцованное вступление к композиции «Pętla», напоминающее смесь эмбиента с думом. Да, во всём этом эмоционально-гитарном буйстве есть и толика некоего изящества и некой мелодичности, с намёком на утонченность. Еще один камешек на чашу весов авангардности?

Лирическая концепция альбома выдаёт как «стремление к корням» («Słowiańskość Serca»), так и описание бытовых и психологических ситуаций («Głowa Skrywa Strach», «Ten Co Tyłem Stał»). Есть и темы, более традиционные для метала в целом и блэка в частности: «Antyczłowiek», «Po Drugiej Stronie Raju». Как ни крути, а выпирает из всего этого определённый психологизм. Что, наверное, и должно быть у проекта, который определяют как DSBM.

Очень-очень странный альбом, со странными сочетаниями техничного блэка и фольклорно-минорных фрагментов, депрессивных замедлений, мелодики. Он не выглядит полностью музыкально отшлифованным, его части словно не до конца подогнаны друг к другу. Но можно ли сказать о том, что наши истонченные и уставшие души тоже идеально «сложены»? Спросите у Кригнорда или просто послушайте «Człowiekskrywazło».

7,5/10*
teynar_rygge  17 ноя 2022

Grenouer

   1999   

Gravehead


 Thrash Death Metal
Gravehead
7/107/107/107/107/107/107/107/107/107/10
Это было летом 2000-го. Жара, солнце, только что сданы экзамены на втором курсе политологии, можно расслабиться и закупиться «идеологически верной» музыкой. То ли в ларьке у Дэфа в «Муравейнике» (ныне барабанит в белорусских Zaklon), то ли в легендарных «Банановых рукавах» были куплены сразу три фирмово-лицензионные кассеты: «The Turns» GODS TOWER, «Nordlich sturm» DER GERWELT и рецензируемый опус GRENOUER.

Если о содержании труда фолк-думеров из Беларуси за предыдущие годы уши прожужжали все андеграундные издания пост-СССР, а о тру-блэковой сути творений гервельтов сложно было не догадаться из-за характерного оформления, то музыка земляков была на тот момент для меня загадкой. Даже несмотря на то, что «грины» уже больше пятилетки гремели в Перми в качестве лидеров метал-андеграунда. С «Дэт-панорамы», где группа хэдлайнерствовала в те годы, слухи доносили разное: то ли дэт, то ли трэш, а то и вовсе хэви пополам с блэковым вокалом.

После аскетично-меланхоличного и слегка загадочного интро на меня обрушилась волна мощнейшего... дэт-н-ролла, заводного и атмосферного разом, яркого и раздолбайского! Я слушал и в какой-то момент всё слилось воедино: разношёрстная и неуёмная музыка «гринуаров», жаркое лето, долгие закаты над Камой и вечные юношеские надежды на лучшее будущее..!

К своему второму полноформатному альбому пермские дэтстеры явно подошли с определенной задачей. Группа точно вознамерилась расширять круг фанатов, увеличивать, так сказать, сферу влияния. Неудивительно, что альбом насыщен экспериментами и включил в себя долю стилистической эклектики, которых не было на дебютнике «Border of misty times». Стартовая «The time spool» воспринимается как синтез дэта, хэви-метала и дарковой атмосферы, навеваемой фоновыми клавишными в куплетах. Ритмика в куплетной части далека от стандартной дэтовой долбёжки, потому и звучит как разновидность дэт-н-ролла.

Следующая за ней «Down under dome of heaven» шокирует акустическо-синтезаторным вступлением и чистым вокалом Андрея «Индейца», после которых коллектив включает режим классической дэтовой резни. Середина композиции отмечена невероятным инструменталом с каким-то трип-хоповым битом и реющими на небесной высоте клавишными.

Уже по этим описаниям можно представить «размах притязаний» группы, вознамерившейся привлечь в свой стан новых фанатов более мелодичных и атмосферных жанров металла, получивших развитие в конце 1990-х. Но вершиной экспериментаторства и «творческих поисков» тогда ещё пермяков стала роскошная (на свой лад) дэт-баллада «Alone in the dark». Наивно звучащая, с ещё толком не поставленным чистым вокалом Индейца, но душевная и по-своему непосредственная, она является словно сгустком самой эпохи девяностых в отечественном металле, всех её надежд, загадок и необъяснимой магии...

Благодаря ей, "Gravehead" можно считать в каком-то смысле иллюстрацией к становлению всей российской метал-сцены, с её искренностью, со всеми её поисками и ошибками. Лично для меня эта песня, наряду с творениями Gods Tower стала символом того лета. И совершенно зря её выкинули из альбома при переиздании на CD в 2004 году на CD-Maximum.

Другие вещи на альбоме более традиционны для дэт-метала, однако о «поисках» не дают забыть. Брутальность заявляет о себе в раскатистой «The riddle of steel» и боевой «King's ebony blade», хотя и в них сквозь дэтовую оболочку проглядывают и заигрывания с блэком, и мелодично-атмосферные фрагменты. В завершающей вещи «Mistery» парни и вовсе дали себе волю, включив в «песенку» звуки хэммонд-органа.

Самой же ортодоксальной композицией на альбоме стала интенсивная «The riddle of steel». Наряду с «Salt of mayhem» они ответственны за «ортодоксально-брутальный», крайне правый фланг альбома.

В итоге группа стала звучать может чуть «прогрессивнее», но ещё более — эклектичнее. Команда куда явственнее показала своё конформистское «нутро» и готовность к стилистическим компромиссам, что в моих глазах точно не плюс. Однако «гринам» на этом альбоме удалось удержаться всё же в рамках дэта и классических «сопутствующих» жанров металла девяностых.

До экспериментов с модерновщиной (как сейчас помню наезжательное интервью с ними Паши Глумина в Fatal Forum после выхода, кажется, «Presence with war») оставалось несколько лет, а «Gravehead» позже стал для меня последним искренним и дэтовым альбомом GRENOUER. Грувовый "Odour o'folly" вогнал в скуку, а индустриально-модерн-металлические дела «Presence with war» были уже однозначно не моим.

Главное достоинство «Gravehead», помимо той самой наивной искренности в исканиях – высокая энергетика, драйв альбома. Компас «гринов» в те годы ещё четко показывал направление, атмосферно-новаторские «интермедии» на альбоме вполне закономерно и предсказуемо сменяются зверино-остервенелыми «пассажами». Но как показали дальнейшие события, музыканты сочли совмещение стилевого постоянства с фрагментарными поверхностными изменениями не отвечающим их амбициям.

В каком-то смысле, «Gravehead» сейчас видится мне закрытием девяностых на российской метал-сцене. С их поисками и метаниями, наивностью и искренностью, когда было принято не заморачиваться откровенно слабым звуком и жанровой невыдержанностью, а вычленять из музыки Идею, Эмоцию, Мастерство. За это «гринам» - ещё раз спасибо.
teynar_rygge  29 апр 2022

Unplexiety

   2021   

Messorem


 Technical Death Metal
Messorem
6/106/106/106/106/106/106/106/106/106/10
Как утверждает команда на своей странице в ВК, Unplexiety играют experimental technical death metal. На поверку выходит, что на остове техно-дэта группа строит не самую стандартную конструкцию с привлечением мелодики, отзвуков мат-метала и металкора, элементов дэт-дума и дарк-метала.

Главное, что бросается после прослушивания 40-минутного творения Messorem – нехватка стилистической цельности. Уже в первой композиции вокал срывается с не самого мощного гроула в подобие какого-то речитатива (core?). На «Cognitive Suppression» вокалист и вовсе даёт вспомнить о хип-хопе (на самом деле, конечно, это ближе к металкору, но осадочек-то остался...), что в моих глазах точно не плюс.

«Песенка» «Sulfur Wasteland» радикально выбивается из общей техно-металлической канвы. Среднетемповое атмосферное «с клавишами нечто» заставило напрячь память: что это? То ли дэт-дум, то ли дарк-метал... Потом вспомнилось, что подобные вещи делают Hypocrisy с незапамятных времён. Нет, не сказать, что плохо, только не на своем месте. Не вписывается в музыкальную концепцию. Не впечатлил как-то заезд в симфо-техно-дэт, кароч.

Поигрывая своими техническими возможностями, парни из Питера в общем-то показывают самое лучшее, что у них есть. И залихватские соло и тонкая доля мелодики, и внушительный набор скоростных режимов, и умение писать многослойные композиции. Однако то, что музыканты называют у себя в паблике «experimental», выглядит совсем не как включение фрагментов экспериментальной музыки, а как попытку угодить и нашим, и вашим. Подобный стилистический винегрет был характерен для отдельных отечественных команд в девяностых-начале нулевых, но жизнь расставила всё по местам - какого-то успеха добиваются лишь те, кто чётко знают, что и для кого играть.

Что могло бы поправить ситуацию к следующему полноформатному опусу Unplexiety? Питерцам стоит чётко решить и пойти либо «влево» - в сторону тех самых более модерновых видов экстремального метала и его мутаций, намёки на которые лично мне так испортили впечатление от альбома, либо «вправо» - к более ортодоксальным и стилистически выдержанным рамкам техно-прогрессив-дэта. Стоит сделать звучание альбома более тяжелым и жестким, более концентрированным и мощным. Композиции не стоит завершать «по тексту», в конце концов, музыке самой есть, что о себе сказать.

Главный козырь группы: высокий общий технико-композиционный уровень, который и даёт возможность пока надеяться на какое-то будущее команды (которая, кстати, существует уже 10 лет). А пока... Прослушивание «Messorem» сразу после новейшего альбома Obscura слишком чётко показывает разницу между «неплохо» и «так, как и должно быть». Итого: 6,5*/10.
teynar_rygge  27 мар 2022

Burzum

   1996   

Filosofem


 Atmospheric Black Metal
Filosofem
9/109/109/109/109/109/109/109/109/109/10
Прислушайтесь к звукам «Rundtgang av den transcendentale egenhetens støtte»... В подсознании возникает образ фьорда темной зимней ночью, уходящие сполохи северного сияния открывают кристально чистое звездное небо... Эффект узнавания для того, кто бывал в Норвегии – колоссальный. Такова визуальная сила музыки, её можно изучать по этой композиции.

А может быть, настроение «Runtdgang...», как и более ранней «Tomhet» есть прорыв «коллективного бессознательного» современного норвежца, да и вообще, европейца, лишенного почти всех значимых нематериальных ценностей. Это проникает даже сквозь тотальную опеку казалось бы самого щедрого к своим гражданам социал-демократического государства на планете. Ан нет, не всё дают современные ценности...

С точки зрения «тенденций», «акцентов» и прочего, "Filosofem" окончательно закрепил переход Burzum в сторону более атмосферных ипостасей блэка. Гитарный звук на альбоме потрясает своей «развоплощенностью», разложенностью не то что на «обертона», а на «звуковые молекулы». Ко второй половине альбома меланхолия в нем окончательно побеждает агрессию. Если композиции «Dunkelheit» и «Jesus' Tod» еще «качают», особенно вторая, то после начинается... Для ощущения звуковой полярности незнакомому слушателю стоит привести такой пример: «Rundtgang» может сойти при первом прослушивании за опыты «условного» Клауса Шульце или даже Брайана Ино, но никак не за творение true black metal.

И если Варг – один из столпов жанра, то, возможно, он же, подобно трикстеру из какой-нибудь мифологии, и один из его еретиков. В музыкальном отношении уж точно (и безотносительно к тому кто в реальности писал альбомы, попавшие на тюремный период Графа). Ибо именно в его творчестве чувствуются семена будущего расхождения жанра на самые разные субнаправления, включая и те, что к метал-музыке имеют лишь сугубо «филогенетическое» отношение. "Filosofem", как и почти всё творчество Варга, носит кардинальный характер, в альбоме слышны отзвуки последовавших сразу нескольких направлений современного блэка – от относительного «тру», до мелодик-блэка и даже DSBM.

Хотя, стоит оговориться, что сам Варг в известной степени себе не изменил. Ни на "Filosofem", ни дальше он не заиграл «светлую» или уж совершенно мэйнстримную музыку. Хип-хопа, инди-рока и клубной электроники в Бурзуме я не услышал — за это автору большое человеческое спасибо. «Hvis lyset tar oss» вкупе с «Filosofem» окончательно обрисовали две крайние звуковые и музыкальные составляющие творчества Викернеса, блэк-метал и эмбиент. Они вызревали с чуть ли не первых демо-записей, а последующие альбомы стали либо их «комбинацией», либо «дистилляцией», когда «Belus» принадлежит первому полюсу, блэковому, а «The Ways of Yore» - второму, эмбиентному.
teynar_rygge  17 мар 2022

Warhead

   1996   

The Realms of Fancy


 Progressive Death Metal
The Realms of Fancy
8/108/108/108/108/108/108/108/108/108/10
Пока гитарист Семён Кравченко переиздаёт классические альбомы добрянцев ещё аж девяностых годов (обсуждаемый опус издан вновь в 2019-м на архангельском Gate of the silver key, а в феврале переиздан третий полноформатник - "Hate"), есть весомый повод вспомнить о самой музыке и немного - о той поре, когда она появлялась.

К этой музыке вполне можно приписать эпитеты «душевная, интеллигентная». Даром, что парни из Добрянки четверть века назад играли довольно агрессивный дэт-трэш. Но с дополнением: техничный, прогрессивный. Условно-акустические проходы, коих немало на альбоме, иногда напоминают блюз-рок, иногда пассажи классической гитары, а иногда звучат так, будто Макеев, Тобурдановский и Ко в 1996 году предвосхитили пост-метал. Единственные, у кого до них слышал в те годы в дэте подобное сочетание тяжелых риффов и полуакустических переборов, были австрийские DISHARMONIC ORCHESTRA, хотя они были ощутимо брутальнее добрянцев.

Схема песен на «Realms of Fancy» достаточно проста. В композициях Warhead ритмичные и техничные ритм-риффы дополняются либо мелодично-техничными соло, либо разбавляются элементами тех самых полуакустических аккордов. Плавающие, прозрачные, «водные» переборы, соло, которые и задают многомерность музыки парней из Прикамья.

Иные требуют сравнений, так вот... Некоторые фрагменты напомнили риффы CARCASS времен вершин техницизма ("Necroticism"), другие – ранние, технично-дэт-трэшевые, дела SADIST, но не с той скоростью. Сравнения совершенно условны, «Вархэды» (неофициальное местное название группы) играли на свой лад вполне уникально. Кто знает, что было бы, если бы в Пермской области тех времен был нормальный музыкальный бизнес? А свалить в Питер или Москву, подобно пермякам GRENOUER, парни не решились.

Атмосфера альбома. Как я уже отметил, натиск, тяжесть и агрессия здесь разбавлены паузами, где парни словно задумываются о бытии, его смысле, ярость уступает место рефлексии, причём достаточно светлой, чему немало способствуют те самые акустические моменты. Кстати, в этом и отличие от DO, у тех «переборы» имеют другую эмоциональную окраску, призваны больше демонстрировать ту же технику, как мне показалось. Более авангардны австрийцы. У «вархэдов» же это – полёт фантазии (см. название альбома), попытка вырваться из тенёт постылого мира к свету, ясности, свободе, добру... Странновато писать такое о метал-альбоме, а вот оно так.

Об этом же, кстати, и тексты песен. О столкновении с реальностью грубого мира, разочарованиях и желании найти себе место подальше от других... Песнь истончённых душ о жестокости и уходе в вымышленный мир. Честный разговор со слушателем почти без клише, присущих жанру.

«Я сын природы, дитя ветра
Я рождён в волчьем логове...
Где бы я ни был, везде одна ненависть,
Я стучался в двери,
Но они захлопнули их».
(«Son of a Nature»)

Удивительно ждать было такое от юных музыкантов даже не из города-миллионника Перми, а из затерявшегося в уральских лесах городка, в середине девяностых. За это – двойное спасибо от тех, кто брал альбомы на самиздатских кассетах и был в те годы метал-юности ошеломлен совершенно непровинциальным уровнем композиторства и исполнения земляков.

Да, чуть не забыл. Звук на альбоме для города Добрянки Пермской области тех лет (слыхали о таком?) вполне себе ничего. Нет, конечно, «песочек» присутствует, другое дело, что например саунд "Obliteration Allegory" волгоградцев TALES OF DARKNORD тех же лет был куда хуже. Андеграундной славы, сопоставимой с волжанами вархэды, однако, не добились. Хотя в незапамятном «Легионе» рецензии на альбомы добрянцев видеть доводилось, и рецензии хвалебные. Да и локальная известность у WARHEAD была на уровне полубогов. На добрянцах вкупе с GRENOUER держалась легендарная пермская «Дэт-панорама», гремевшая в 1990-х на весь метал-андеграунд Урала и России, давшая начало пермской метал–сцене как таковой.

Тогда, в легендарную эпоху вархэдам удалось издать аж четыре альбома. После «Strange Age», выпущенного в 2002 своими силами на CD, группа тихо сошла с арены. «Грины» съехали в Питер за мировой славой, «Дэт-панорама» закрылась в те же годы. На пермскую сцену вышли иные герои, брутальнее, современнее и даже интереснее... Но той душевности и прозрачной глубины у них уже не было.

Новый рассвет забрезжил в конце десятых. Примечательно, что в один период с новыми синглами от прогрессивщиков из «Боеголовки» воспряла из праха и культовая «Дэт-панорама». Но это уже, как говорится, совсем иная история.
teynar_rygge   7 мар 2022

Grenouer

   1996   

Border of Misty Times


 Death Metal
Border of Misty Times
7/107/107/107/107/107/107/107/107/107/10
Первый для пермской дэт-метал-сцены альбом вышел в безумно далёком 1996-м году, когда ваш покорный слуга только начинал слушать метал. Индеец и Ко. записали свою работу в студии «Ария рекордс» и выпустили сначала как независимый релиз, почти сразу издав на лэйбле MetalAgen/«Союз». Шороху в пермском андеграунде было много: в городе заводов и заборов было не так много событий в полунищие 90-е.

«Ария рекордс» наградила этот релиз своим характерным четким, чистым, чуть суховатым и «шершавым» звучанием; приятным, с хорошо слышимым басом.

Полноформатный «первенец» пермского дэта вышел и самым ортодоксальным с точки зрения классических рамок жанра. Death/thrash у «гринуаров» той поры тяготел к среднему темпу, хотя парни ни в коем случае не забывали включать и более высокие скоростные режимы. Характерен пример, когда размеренная стартовая «Faces of death» сменяется ураганным вступлением в «Ahriman’s heart». Следующая за ними «Postnatal depression» кроме бодрого рубилова демонстрирует ещё и неплохое (не забывайте, на дворе '96 год, а Пермь тогдашних времен – не Нью-Йорк и не Тампа, Шульдинеров на «Пермских моторах» не водилось), хоть и короткое соло. «Wakening of lords» содержит все эти элементы, благодаря чему слушается на одном дыхании.

Те, кто впервые включали Grenouer, знакомились с ещё одним характерным признаком пермяков – вокалом Индейца, в миру известного как Андрей Мерзляков. Это сегодня всяческие забугорные издания сравнивают его чистое пение чуть ли не с Оззи (да, именно так!). А в ту эпоху сочнейший гроул он снабдил своеобразной акцентировкой, ритмикой, благодаря чему легко узнавался. Второй вокал – приблэкованное скрим-верещание, которому немало места отведено в «A memorable fancy».

Лирическая концепция «Грани туманных времен» в целом и общем была довольно далека от классических для дэта тем. «В своих новых песнях «гринуаровцы» ударились в философию, проведя сравнительный анализ древних цивилизаций и современности. Вывод сделан не в пользу последней, потому что древние маги глубже проникали в суть вещей, были теснее связаны с землей и природой», – цитата из пермской газеты «Местное время» года эдак 1997-го, оригинал которой долгое время хранился у меня вместе с журналами «Legion», «Necronomicon» и «Rock city».

Другим же знаком неортодоксальности и предвестником будущих коренных перемен в музыке уральских дэтстеров была, естественно, сама музыка. Несмотря на общее соответствие канону, пара вещей в «Border of misty times» все же показывали «широту натуры» парней. В боевую и жесткую «When madness rules» затесался прямо в середине 20-секундный атмосферный синтезаторный момент. Простой, но гипнотически-красивый, он словно вводит в те самые священные чертоги древних властителей, погружая слушателя в глубины запыленных манускриптов, даруя путешествие в тысячелетние катакомбы...

Ещё более весомым «намёком из будущего» стала композиция «A memorable fancy». Её вступление вкупе с базовым риффом, обогащенном аскетичной, но легко распознаваемой мелодикой напоминает не дэт-трэш, а... утяжеленный хэви с гроулом. Хэви-трэш, (не)плавно переходящий в дэт. Синтез необычен, но очень атмосферен. А на четвертой минуте гитара покойного ныне Гоши Климова заливается мелодично-мечтательным соляком, уносящим прямо в сверкающее летнее небо и тот, кто умеет «читать между строк», понимает, что Grenouer еще преподнесёт сюрпризы.

«Border of misty times» оправдал свое название. Несколько не самых разнообразных, но добротных и энергичных композиций, разошедшиеся по городу и стране, были первой серьезной вехой, обозначившей таланты и амбиции пермского экстрим-андеграунда. Это нынче всяческие Pseudogod записывают альбомы, не уступающие грандам мировой сцены, а Aborted Fetus ездят в европейские туры. «Гринам» довелось стать первопроходцами, более четверти века назад показавшим, что группа из провинциального города может добиться многого, твердо ступив на путь к цели.

А для меня альбом еще и напоминание о романтике 90-х. Искреннем времени, когда все казалось таким новым, неизведанным и загадочным, когда все дороги были перед тобой и казалось, что можно дотронуться до мечты... Много с тех пор в Каме-реке воды утекло, но дух свободы и тайны будоражит порой и сегодня. Часть его – в «Border of misty times».

7,5*/10
teynar_rygge  17 апр 2021

Dalriada

   2012   

Napisten hava


 Folk Metal
Napisten hava
7/107/107/107/107/107/107/107/107/107/10
Когда-то, в незапамятные времена, Echo of Dalriada была неплохой и довольно жесткой метал-группой c тройным вокалом (обычные женский и мужской, плюс экстремальный), обращавшейся в своих песнях к легендам и сказкам Венгрии. Так бы оно и шло всё своим чередом... Революция грянула с альбомом "Szelek" в 2008 году.

Уже сократившая название до Dalriada, группа алхимически смешала в своих произведениях металлическую жесткость и фолковую мелодику, включила в арсенал народные инструменты. Самым мощным слагаемым успеха стали многоголосые хоры, потрясающие как своей атмосферой, так и эпичным размахом. Слава венгров пошла впереди них. Хотя и по сей день они больше остаются группой «для внутреннего употребления».

Кульминацией (для меня) новой эпик-фолковой ипостаси мадьяров стал альбом "Igeret" (2011) с почти идеальным соотношением фолковости, экстремальности, мелодичности, композиционной цельности. Наследовать ему пришлось "Napisten Hava", вышедшем в 2012 году.

Длиннющий, в час, альбом отмечен как жестким, просто-таки тяжеленным звучанием гитар, так и всевозможными народными инструментами: волынками, скрипками, альтами, кобзами, флейтами. Да и аккордеон, кажись, попадается.

Музыкальный успех предыдущих двух творений тут сыграл небольшую шутку с музыкантами. Им частично отказало чувство меры. Как итог, несколько проходных песен на альбоме, которые спокойно можно было бы вынести на какой-нибудь EP.

Получается так: слушаешь спокойно себе проникновенное пение вокалистки на шедевральной "Tunderkert" («Сказочный сад», между прочим), уносишься в астрал. Из него тебя грубо выкидывает бестолковая "Napom, fenyes napom", которая в металлической обработке Далриады потеряла свое фолковое очарование и аутентичность, получив только неудобоваримость, излишнюю разухабистость. Да и свое «ядерное оружие» – многоголосые припевы – группа тут включила зря, они выбиваются из общей картины, песня звучит как сшитая из нескольких заготовок, которые забыли толком приладить друг к другу.

Схожа с ней и "Puszta fold", частично спасает её более низкий темп и фолковая середина. Так что пару песен из альбома можно спокойно выслать. Присовокупив к ним, может, "A Juhaszlegeny Balladaja".

Жемчужинами же можно назвать открывающую "A dudas", "Tunderkert", "Napisten hava" и "Hunyadi es kapisztran..." Примыкают к ним "Julianus Utja" и "Borivok eneke". В своих лучших композициях Далриада эффектно демонстрирует мастерство вплетания фольклорных мелодий в ритмическую и звуковую основу метал-музыки.

В бесподобно-эпичных "Napisten hava" и "Hunyadi es kapisztran..." звуком Далриада словно рисует бесконечные пространства древней Паннонии, окоём венгерской Пушты, мечи мадьяров, ждущие битв, теплое солнце над безмятежной степью, огонь походных костров... Просто послушайте – и вы увидите всё это. А "Borivok eneke" погружает в атмосферу бетьярской пляски в придорожной корчме в средневековой Венгрии. Так должна бы звучать та же "Napom", если бы композиторы не поленились поработать как следует.

"Napisten hava" подтвердил талант и амбиции Dalriada как главной группы венгерского фолк-металла. Для тех, кто о Dalriada слыхом не слыхивал и имеет музыкальную «тягу к корням», "Napisten Hava" вполне может стать откровением. А так – просто хороший альбом группы, уступающий по цельности предыдущим шедеврам "Szelek" и "Igeret".
teynar_rygge  17 мар 2021

Nile

   2015   

What Should Not Be Unearthed


 Technical Death Metal
What Should Not Be Unearthed
7/107/107/107/107/107/107/107/107/107/10
Вот и до NILE наконец добралась главная (на мой взгляд) беда дэт-металла (да и не только этого стиля) последнего пятилетия – нарративизация. Если по-простому, в музыке и иных видах искусства, – это нарастание роли текста в ущерб главным для этого вида искусства выразительным средствам. Если говорить о современной музыке, то музыканты больше не хотят быть только композиторами и исполнителями музыки, они хотят быть комментаторами реальности (это когда лирика к композиции становится описанием и объяснением последних событий в мире), а то и идеологами.

В дэт-металле параллельно этому произошла «революция вокалистов» (так я ее называю). Эти граждане решили, что второстепенная роль их «инструмента» незаслуженна и полезли во все тяжкие. Теперь зачастую спокойно послушать гитары, инструментал в брутале все сложнее: всё чаще музыкальное полотно как ковровой бомбежкой полностью покрывается вокалом. С первых же секунд, без вступлений, без остановок, до конца. Впервые такой подход лично я услышал на «Temple of Knowledge» KATAKLYSM. Для тех времен безостановочное вещание вокалиста в дэте (чай не рэп какой-нибудь!) было экзотикой, а теперь…

Но завершим моё лирическое отступление. Что касается нового труда нильцев, то да, вокала и текста тут стало поболе, нежели на «At the gates of Sethu». Это один из главных недостатков для меня. Я убежденный «гитарист» в металле, и считаю, что именно тяжелый экстремальный гитарный звук есть суть элитности данных жанров музыки. Хорошие тексты – это здорово, но я привык их искать в других местах, а не на CD с музыкой.

Вообще же «What should be..» подтверждает мое наблюдение: NILE упростился. Композиции стали короче, аранжировки чуть традиционнее для обычного техничного дэт-металла. Конечно, и тут фишек есть – например в заглавной композиции, в «To walk Forth from flames unscathed». Но в целом альбом есть переигровка старых фрагментов, гитарных ходов и прочего, чего у «найлов» за два десятилетия накопилось предостаточно. Мне лично этого мало, я NILE полюбил в свое время за развернутые сюиты вроде «Unas Slayer of Gods».

Пару слов о звучании на альбоме. Как верно замечено выше, звук у Сандерса и Ко всегда был мерзкий. Узкое, сухое, совершенно не по-дэтовски нежирное – такое неприятное звучание возвели эти люди в абсолют. Из номерных альбомов по звуку в лучшую сторону отличаются у них только «Annihilation of The Wicked» и «Those Whom the gods Detest».

Так вот, нынешнее творение по звуку ближе к этим трудам, а не к «At the gates…» Предыдущий альбом вообще был своего рода антидостижением. Тонкий, хлипкий, резкий звук гитар на нем просто вызывал отвращение. Нынешний опус звучит потяжелее, посолиднее, за что честь ему и хвала.

Относительно текстов можно сказать, что моя «теория нарративизации» вполне верна. Отвратившись от древностей, Сандерс среди прочего написал пару «трудов» о вполне современных событиях – кое-каких проявлениях «арабских революций» на Ближнем Востоке. Прочитать/послушать это можно в «Call to Destruction» и «Rape of black Earth».

Подытоживая. «What should be unearthed» в моём понимании имеет два главных недостатка: относительное упрощение музыки и относительное нарастание роли нарратива в ущерб музыке. Главные плюсы: динамизм музыки, относительная краткость альбома (по «найловским» меркам), частично улучшившийся звук. До прошлых же шедевров NILE «What should not…» - как до Солнца.
teynar_rygge  27 сен 2015

Sex Pistols

   1977   

Never Mind the Bollocks, Here's the Sex Pistols


 Punk Rock
Never Mind the Bollocks, Here's the Sex Pistols
10/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/10
В 70-е Британия точно переживала не лучшие времена. Нефтяной кризис, инфляция, рост безработицы славно шарахнули по некогда великой империи, ставшей «больным человеком Европы». Неудивительно, что в качестве «компенсации» расцвели некоторые виды «искусств», что подмечалось историками и культурологами и относительно других эпох и других стран.

Sex Pistols стали одним из проявлений такой вот «компенсации». Коммерческий проект, решивший оседлать модную панк-волну, вполне заслуженно вошел в историю. Что там панка – всей Британии. Помимо скандальности, у успеха «пистолзов» была и вполне себе музыкальная основа.

К ней и обратимся. Не согласен, что все песни «Nevermind the bollocks» - хиты, но половина из них – точно. С самого начала слушатель ввергается в маршевый поток «Holidays in the sun». Мощный ритм стартовой песни, якобы антитоталитарный стеб текста, ритмичный фон припева заводят, отличное начало! Следующая за ней «Bodies» радует ухо приятной «пилёжкой» гитары, мощным хоровым воплем «Bodii-ies!» и злым, агрессивным (и приятным) вокалом Роттена. Темп песни тоже бодрый, что только радует.

В «No feelings» роль заводилы на себя берет гитара Джонса. Классический для панка рифф является эмоциональным стержнем, который держит в напряжении. Не отстает и Роттен. В «Liar» он снова перехватывает лидерство за внимание слушающего, с самых первых мгновений начиная глумливо блеять.

Середина альбома запоминается чуть хуже, но вот наступает время божественной «Anarchy in the U.K…». Мало кто из ценителей рока не слышал этот гимн панка, в сатирической форме напоминающий о том, что творилось в те времена в Британии. Как в музыке, так и в экономике и обществе. В «Анархии…» вокал Роттена берет просто невероятные высоты. Но не с точки зрения техники исполнения или широты диапазона, а, скорее, с точки зрения интонации, настроения. Злость, презрение, пренебрежение, ненависть, насмешка – все это Роттен прекрасно демонстрирует своим голосом. Накладывается это все на хитовый гитарный рифф. А завершает все это пиршество панка не менее запоминающаяся «E.M.I.» Резкое гитарное вступление, ёрнически-юродское пение Джонни, оптимальная длительность – 3 минут – характеризуют этот хит.

Вообще, вокал Роттена, по мне – 50% успеха «Nevermind…» Он то блеет, то речитативит, то подвывает. Вместе со специфическим, узнаваемым тембром это приводит к прекрасной передаче эмоций певцом. Голос Роттена – голос английской улицы, шпаны, гопоты, пересмешника, шута, ребенка, юродивого во Христе, пугающего добропорядочных британцев, блюющего на эту умершую «старую добрую Англию», но никак не могущего от нее отказаться… Впечатляюще.

Несомненную долю в выражении эмоционального презрения, злой игры вносит и гитара. Резкое, иногда лязгающее звучание, как выкидной нож, будоражит, злит, заводит. Ударные играют просто, но по делу. Длительность песен грамотно рассчитана, да и панк это все же. Сюит по 7 минут тут нет – и слава богу.

Итого – шедевр панка. Есть чем гордиться Британии за 70-е: ее «пасынки», Sex Pistols, Black Sabbath и Judas Priest принесли ей больше славы, чем всякие Эдварды Хиты, Гарольды Вильсоны и Каллагэны.
teynar_rygge  16 фев 2014

Kataklysm

   2013   

Waiting for the End to Come


 Melodic Death Metal
Waiting for the End to Come
8/108/108/108/108/108/108/108/108/108/10
Канадцев KATAKLYSM я не слушал уже лет 8-9, со времен их мощного "Serenity In Fire". Тем более удивительной была весть о том, что некогда гипербрутальщики играют нынче якобы мелодик-дэт. С целью разобраться в таком безобразии я купил себе "Waiting For the End to Come".

Нарушая логику «от частного к общему» сразу выскажусь по теме «мелодики». KATAKLYSM действительно звучат мелодичнее, нежели 8, 13, или 20 лет назад. Другое дело, что считать их нынешние труды однозначно мелодик-дэтом для меня сложновато. Вряд ли всякий фэн «Бодомов» или KALMAH сразу воспримет работы канадосов. Ибо изначальный уровень брутальности на "Waiting For the End to Come" даёт о себе знать.

В конце концов, «катаклизмов» в своё время и с SUFFOCATION сравнивали… А некая «мотивность» была им присуща и ранее. Достаточно послушать композицию "Manifestation" c альбома "The Prophesy" от 2000 года.

Ладно, теперь о музыке альбома. Первые три трэка особенно не дают ничего заподозрить. Стандартный, достаточно жесткий дэт с драйвовыми бласт-проходами и привычным для группы резким звучанием гитар. «Завлекухи» начинаются с хитовой песенки "Kill the Elite", и продолжаются на протяжении трёх композиций. В «припевах» или в основных риффах действительно чувствуется возросшая мелодичность, что добавило в музыку команды развлекательности. Раньше канадцы иногда сваливались в занудство.

Мелодику группа применяет грамотно, не превращая брутальный жанр в сопли. Приятные уху мотивы занимают строго отмеренное место и сменяются жесткими и тяжелыми фрагментами. В известном смысле, мелодика для KATAKLYSM на этом альбоме – больше прием, инструмент, чем стиль или жанр. Из «хитов» еще отмечу "Like Animals" с мощным гитарным риффом в припеве.

Теперь о недостатках. Как и «-надцать» лет назад группа перебарщивает с хронометражом. 45 минут – многовато даже для брутала, разбавленного мелодиzvb. Вторая половина альбома изобилует средними темпами, а мне лично хотелось больше урагана. Не хватает и барабанера-ураганщика Дюамеля.
teynar_rygge  18 дек 2013

Cephalotripsy

   2007   

Uterovaginal Insertion of Extirpated Anomalies


 Brutal Death Metal
Uterovaginal Insertion of Extirpated Anomalies
7/107/107/107/107/107/107/107/107/107/10
Что ж, с вокалистом Cephalotripsy Анхелем Очоа даже довелось как-то хлопнуть 5 граммов водки, когда американеры заехали в прошлом году в Пермь… Но поводом для написания рецензии стал отнюдь не факт вышеописанной случайности.

С первых же мгновений "Uterovaginal insertion of extirpated anomalies" слушатель погружается в вязкую трясину техасского брутал-слэма. Все композиции по большей части выдержаны в среднем качевом темпе. Более того: гитары рисуют из трэка в трэк схожую, однообразную ритм-риффовую структуру. Отличить одну «песню» от другой у Cephalotripsy довольно непросто. Индивидуальность трэков стерта напрочь. Одни и те же напряженные штрихи изредка дополняются бластбитами. Эффект получается один – такая «тянучка» просто погружает слушателя в смурной транс. Гитары тут – по сути, обычный ритмический инструмент. Зато вот вокалист изощряется. Гуттурально-утробное порыкивание-поблёвывание порой переходит в околоpig’овые хрюковизги. Вокал преобладает на всем протяжении "Uterovaginal insertion...", редко умолкая.

Используют вокал при такой довольно простецкой музыке американцы в целом правильно: как еще один инструмент. Тому, кто разберет в этой специфической артикуляции отдельные слова, можно ставить памятник немедля.

Общему саунду команды не хватает объемности, дополнительной жёсткости. И очень не хватает звучания баса.

В чём же значимость альбома? Почему он так нашумел в брутал-андеграунде 6 лет назад? Cephalotripsy в утрированной форме удалось создать не только образчик техасского слэмового брутал-дэта. Они «вытащили» целые пласты изменений, накапливавшиеся в дэт-метале с начала 2000-х. Во-первых, возросшую роль вокала в данном стиле. Вокал перестает дополнительным «инструментом устрашения», становясь чуть ли не солирующим. У других команд это выразилось в «нарративизации» - увеличении роли текстов в музыке. А во-вторых - стремление упростить, огрубить музыку и довести среднетемповый кач до абсурдистских кондиций. В общем, Cephalotripsy показали и актуализировали современные тренды брутал-музыки в самом чистом виде. Слэм и поныне на коне… хотя я лично считаю его в целом тупиковой ветвью брутала.

"Uterovaginal insertion…" - явно продукт не для поклонников изысканности, «многоуровневых композиций», музыкальной индивидуальности, техничных гитарных экзерсисов и тешащих воображение соло-проходов. В этом-то и очарование такого примитивизма, господа.
teynar_rygge   2 фев 2013

Grave

   2012   

Endless Procession of Souls


 Death Metal
Endless Procession of Souls
7/107/107/107/107/107/107/107/107/107/10
Ну-с, приложимся к святым мощам! Нынче у нас очереди к психоанатому – "Endless procession of souls" за авторством Grave…

Шведы, как и 20 лет назад, гнут свою «трубу» и валят старошкольный прямолинейный шведский дэт-металл без лишних изысков. Большая часть музыкальной ткани соткана из плотных тремольных риффов, которые довольно удобно всверливаются в уши слушателей. Динамичные партии на "Endless…" чередуются с вязкими и тягучими замедлениями, среднетемповыми вставками. Кое-где можно услышать d-beat’вые ритмы.

Отступив от традиции, намерен сразу назвать главный недостаток нынешней работы Grave. Композиторам несколько изменило чувство меры и композиционной выдержанности: большинство трэков откровенно затянуто. Вот уже все риффы и темы не по разу сыграны, перебивки-замедления и соло – тоже, надо завершать, а шведы вновь и вновь рубят и рубят…

В итоге от «Бесконечной процессии» создаётся такое впечатление. Ядерно-паровой бульдозер, рычит, изрыгает клубы дыма и плюётся огнем, рвёт гусеницами землю, но… не взлетает. Предыдущий альбом "Burial Ground" был более «лохматым» по звучанию, зато и более залихватским. Тем не менее, для терпеливых слушателей главное блюдо нынешних Grave подано по полной. Это достаточно плотный, свинцово-тяжеленный и сочный гитарный звук. Сформованный в вышеуказанные старошкольные риффы, он может доставить немало приятных впечатлений даже в откровенно нудных фрагментах.

Попадаются порой и редкие соло. А самые забойные вещи скомпонованы ближе к началу: "Amongst marble and the dead", "Disembodied steps", "Flesh epistle". Во второй половине больше всего запоминается "Perimortem."

В общем, будь "Endless…" покороче, у него были бы все шансы замахнуться на что-то более высокое, чем просто добротный релиз от старой команды. Новизны от ветеранов ждать не стоит, да только нам это особо и не нужно.
teynar_rygge  24 ноя 2012

Sinister

   2012   

The Carnage Ending


 Death Metal
The Carnage Ending
8/108/108/108/108/108/108/108/108/108/10
Приступая к рецензии, должен ответственно заявить: знатоком творчества Sinister не являюсь. За 15 лет своего дэт-металлического стажа слушать у голландьеров довелось лишь "Aggressive Measures", который оставил весьма яркие впечатления. Поэтому брал "The Сarnage Ending" во многом наугад.

Нынешний альбом «синистеров» представляет нам классический дэт-металл образца первой половины 90-х годов прошлого века, с соответствующими риффами и ритмами. Вот пример: скоростные проходы есть, но до гипербласта не хватает условных 50 уд/мин.

Составляя риффы, голландцы применяли как тремольные «дрели», так и отрывистые рубленые штрихи аккордов. Вообще, с «риффоплетением» на "The Сarnage Ending" дело обстоит добротно. Любитель плотной гитарной игры найдет здесь все, что нужно: и ровный гитарный звук, и соло с мелодиями. Например, в начале композиции "Transylvania" мужики играют вполне себе мелодичный мотив, украшающий ритм-рифф. Аналогично используется мелодика в заглавной песне. Но голландцы знают меру, и с «соплями и нежностями» не перебарщивают. Большая часть треков выдержана в высоком темпе. Выделяется тут прежде всего среднетемповая "Oath Of Rebirth". В ней применен резкий и запоминающийся основной мотив, также в середку голландские дэт-маэстро запихали «помадку» в виде мелодичного риффа.

Из наиболее шквалистых вещей следует выделить "The Сarnage Ending", "Unheavenly Domain", "Regarding The Imagery". Титульная композиция, а также завершающая "Final Destroyer" также обогащены фрагментарными фоновыми клавишными. Особо радует работа ударника в "Blood Ecstasy". Зато вот басисту, как это часто водится, не повезло – расслышать невозможно.

Что до аналогий, которые вспоминаются при прослушивании этого труда Sinister, то вот они: некоторые дела старых Morbid Angel, польский Dies Irae, даже Vader, голландский Nox… Некоторые знакомые утверждают, что нынешняя «синица» поёт куда более старошкольно, нежели 20 лет назад. Я – не знаю. При всей ощущаемой «классичности», каноничности "The Carnage Ending" я не задохнулся от запаха нафталина, и во многом - благодаря общей энергичности музыки, плотному и четкому звучанию гитар и грамотнейшей композиционной работе голландцев, которая не дает заскучать при прослушивании 50-минутного опуса. В общем, 8,5/10.
teynar_rygge  11 ноя 2012

Dalriada

   2011   

Ígéret


 Folk Metal
Ígéret
9/109/109/109/109/109/109/109/109/109/10
Как-то, полгода назад, я рылся в металлическом музмагазине в поисках интересной музыки. Среди обложек с трупами, руинами и перевернутыми крестами на меня вдруг глянуло свежескошенное поле с ромашками, васильками и маками. Название команды я, несмотря на свой 15-летний стаж, и не слыхивал – Dalriada.

Отзываясь на нестандартное оформление и тягу к новому, я «воткнул» диск "Igeret" в аппарат… и пропала душа бруталхэда! Венгерский мелодичный фолк-метал на венгерском же языке покорил мою душу, унёс её в неведомые дали, очаровал… Но отложим лирику и начнём разбор полётов. Из чего складывается магия шедевра Igeret?

Группа из Шопрона в составе 6 человек играет удивительно гармонизированный фолк-металл с лидирующим женским чистым вокалом. Гармоничность заключается в классной подогнанности фольклорных и собственно металлических элементов. Достигает этого команда за счёт мощного мелодического таланта. Классные мелодии ваяются как скрипкой, так и гитарами. Часто музыканты используют следующую схему: сначала вступает скрипка, потом включается гитарный мелодический фрагмент, ничуть не менее слабый по воздействию на психику.

Естественно, гитары грамотно используются и в качестве ритмической основы музыкального полотна команды. Умеют в Dalriada играть и соло. Что касается металлической «идентичности» коллектива, то венгры отдают дань разным жанрам. Где-то включается приблэкованный вокал, в другом месте – скоростной проход. Подрыкивает гроулом второй вокалист, напоминая о заре doom/death в начале 90-х. Но основу можно описать именно как мелодичный фолк-металл. При этом звучание основной гитары вполне солидное, удовлетворяющее благородной тяжестью. Гитарный звук не теряет своё место даже в самых залихватских фолк-моментах.

Фольклорные мелодии шикарно украшают музыку группы. Характерна заглавная песня "Igeret": под какие-то фрагменты ноги лихо просятся в пляс (эх, не знаю я венгерских народных танцев), а в следующий момент уже нужно трясти башкой. И при этом нет ощущения скрещивания ужа с ежом: как я выше отметил, фолк, мелодии и металл сплавлены у этой группы удивительно слитно. Кстати, о фолке. Дух единства финно-угров проявился и у Dalriada: на последних двух композициях можно услышать саамские йойки. И ещё - я не заметил в этой музыке приписываемой венграм депрессивности и «интровертности».

Но больше всего меня очаровал вокал Лауры Биндер. Хорошо поставленный голос уверенной женщины безо всяких тоскливых завываний делает своё дело. Поёт Лаура как бы не напрягаясь, зачастую распевно, чарующе. Красивый тембр – всему голова!

Ну и последний «гвоздь» далриадовцев – многоголосие в припевах. Оно, это многоголосие, и вовсе обладает каким-то магическим свойством. Слушаешь… и оторваться не можешь! Сразу представляются неведомые страны, бесконечная природа… Уфф! Слушателю, незнакомому с группой, особенно стоит обратить внимание на песню "Igazi Tuz".

Своё дело делает и необычный для большинства (я уверен) венгерский язык песен. Его резкое, шершавое звучание лично мне доставило огромное удовольствие. Ну, попробуйте пропеть, например «чатбан харчбан иш шериньек»! Плюс венгерского языка ещё и в том, что он не создает ощущения излишней современности, модерновости, как английский, или излишней «философичности», "интеллектуализированности" вкупе с агрессией, как немецкий. «Унгрийский» звучит аутентично, я бы даже сказал – хтонично. И вполне полноценно передаёт дух нации и её истории. А история у этих угро-финнов ого-го какая!

Что касается хитов на этом альбоме, то в них можно зачислить все композиции с "Haidutanc" по "Kinizsi Mulatsaga" включительно. Да и завершающая Leszek a Hold тоже вполне себе ничего.

Summary? Намного мягче и ласковей, чем Finntroll; изящней и сложнее, чем Korpiklaani, гармоничней, чем Cruachan. И это волшебное многоголосие… 9,5 из 10.
teynar_rygge  18 сен 2012

Abominable Putridity

   2012   

The Anomalies of Artificial Origin


 Brutal Death Metal
The Anomalies of Artificial Origin
7/107/107/107/107/107/107/107/107/107/10
Труд москвичей Abominable Putridity "The anomalies of artificial origin" попал мне в руки от самого Дмитрия «Койота» Праскилевича ещё полгода назад – в конце марта. По первом прослушивании он вызвал бурю позитивных эмоций. Однако чуть позже «энтузиазизьм» сменился более трезвым отношением и лёгким скепсисом.

«Абоминэйблы» играют весьма модный ныне в брутальных кругах slam brutal death metal. Уже одно это заставляет насторожиться, но одновременно и вызывает интерес. Дело в том, что музыка московской банды сыграна и записана абсолютно по всем стандартам мирового брутала. Главным вокалистом на пластинке отметился не кто-нибудь, а сам Мэтти Уэй, влиятельнейший горлодёр слэмовой сцены США и мира. Помимо него отметились и другие «певцы» - Анхель Очоа из Cephalotripsy, например. (С последним, кстати, довелось пить водку, когда «трипси» заехали в марте в Пермь.)

25-минутный материал строится по следующей схеме: скоростные гитарно-барабанные проходы (с которых и начинаются все композиции) сменяются среднетемповым «качаловом». Это качалово зачастую рисуется напряженными штрихами аккордов, сбивками-разрывами темпа. На среднетемпово-замедленные моменты приходится и большинство вокальных «куплетов». Что ж, теперь о моём скепсисе, упомянутом в начале рецензии. Видимо, не сильно я люблю слэм. Все эти «переборы-топтания» лично мне субъективно напоминают почему то о… рэпе. Могу представить пену у рта фанатов слэма, но такие уж ассоциации. Не жалую я подобные средние темпы.

Однако москвичи не лыком шиты и всё прекрасно понимают: слэмовые моменты грамотно разбавлены быстрыми ритмами и более классическими дэтовыми риффами. Более того, я не удивился бы, если аналогичные фрагменты довелось услышать на ранних альбомах каких-нибудь Malevolent Creation. Именно в таком сочетании современных и классических брутальных веяний и кроется основное напряжение данного труда Abominable Putridity, то, что заставляет его слушать раз за разом. И кстати: со сцены такая музыка слушается гораздо лучше, чем в наушниках.

Вышеуказанные композиционные элементы дополняются своеобразными вставками, выполняющими, видимо, мелодические «функции». Сие тоже украшает музыкальный облик альбома. Бас, к сожалению, слышен редко — его забивает вокал, который выдержан в традициях современного брутала, представляя собой гуттуральный гроул-булькание.

Таковы, стало быть, «Аномалии искусственного происхождения». Пол-очка снимаю из-за своей субъективной нелюбви к слэму. Но для ценителей жанра, безусловно, опус москвичей давно стал шедевром. Да даже и сегодня релизы такого уровня в отечественном брутале – заметная вещь. Итого – 7,5 из 10.
teynar_rygge  15 сен 2012

Vore

   2011   

Gravehammer


 Death Metal
Gravehammer
8/108/108/108/108/108/108/108/108/108/10
Достался мне на днях диск с альбомом доселе неведанной штатовской группы Vore. Релиз от 2011 года именуется "Gravehammer". Что ж, обозрим чудо сие.

Если не тянуть, то стиль Vore можно описать как размеренно-среднетемповый old school death metal. О, в Штатах всегда умели хранить нетленные мощи дэт-металла! В некиих чертах музыки американских антимузыкантов можно услушать черты титанов жанра вроде Bolt Thrower, есть отдалённое сходство с ранними трудами немцев Debauchery. Но в думовые дебри, наподобие голландцев Asphyx, американцы не залезают, блюдя чистоту жанра.

Больше всего меня при тестовом прослушивании в музмагазине прельстило звучание «вористов». Кристальный гитарный звук, без излишнего занижения настройки, без грязной лохматости образца двадцатилетней давности зари дэт-металла. При этом полностью отсутствует и новомодная резкость звука, нелюбимая мною модерновость. «Долой её!» - решили трое американцев во главе с Пэйджем Таунсли, и не прогадали. Слух ласкает чуть шероховатый, достаточно тяжелый и бархатистый гитарный «бальзам», что и доставляет наибольшее удовольствие в "Gravehammer". Такое звучание ныне встречается нечасто. Классично – но без «плесени».

Свои пять копеек вносит и бас-гитара под управлением Джереми Партена. Здесь тоже сделан упор на «классичность» звучания инструмента. Никакого грайндо-крастового и модернового скрипения, шуршания или трещания! Ровное низкое пульсирование-бурчание-вибрирование мощно и красочно инкрустирует общий звуковой облик Vore. В композиции «Doomwhore» мы даже слышим краткое бас-соло во вступлении и финале.

Теперь о композиционных особенностях. Группа рисует треки, наполненные риффами из аккордов, большей частью сыгранных отрывисто, с массой сбивок. Такая «сбивчивость» позволяет оценить как сочное звучание гитар, так и яростные пассажи баса. Безусловно, включает команда и классический гитарный «чёс», отдающийся в динамиках наушников известным любому ценителю дэта «сверлением». Сами композиции характеризуются длительными вступлениями-«переборами»-повторами аккордов, также Vore наполняют композиции инструментальными проигрышами тех же риффов. Встречаются и псевдомелодичные мотивы.

Вообще, команда играет довольно ритмично. Бас-гитара классична не только в звучании, но и в той роли, которую исполняет в композициях. Она украшает общий звук и рисунок песен, не выпирая на первый план, но и не давая о себе забыть.

Попадаются на Gravehammer и нечастые мелодичные соло. Например, в «The unseen hand», «Doomwhore» и финальной «Sacerdotum tyrannis». Гипербластов Vore не используют. Самый высокий дэтовый темп – во фрагментах всё той же «Doomwhore».

Надо заметить, что альбом у американеров тоже не по-современному длинен: 51 минута. Кто-то перекрестится левой пяткой от такой длительности. Оно и верно, многие нынешние дэтовые альбомы и за 25 минут могут вогнать в спячку. С этим я, однако, не заскучал. Простецкий "Gravehammer" доставил мне больше удовольствия, чем все заумные недавние опусы от Dying Fetus и Nile. Энергетика, драйв – вот в чём дело. Так что 8 из 10.
teynar_rygge  13 сен 2012
/\\Вверх
Рейтинг@Mail.ru

1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.   Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом