DAVID VINCENT в недавнем интервью спросили, о том, каково это - знать, что песни с второго альбома MORBID ANGEL, которому недавно исполнилось 30 дет, выдержали испытание временем:
«Это приятно. Это действительно так. Не думаю, что если бы вы спросили меня тогда, подумал бы я... Не думаю, что я вообще об этом думал. И это не может не радовать. И спасибо фанатам за то, что поддерживают нас. Мы делаем это только ради них».
По опросу немецкого журнала Rock Hard на предмет выявления сотни лучших металлических пластинок всех времен и народов, Morbid Angel со своим дебютным альбомом `89 занял 12 место (после Metallica, Slayer, Sepultura, Death, Queensryсhe, Kreator и Megadeth). Это был год – 1991.
История же этих суровых парней начинается в далеком 1984 году, в ныне знаменитой Тампе, штат Флорида. Именно там встретились и решили замутить “что-нибудь эдакое” гитарист Trey Azagthoth, басист Dallas Ward и Mike Browning – барабанщик , который к тому же еще извергал из своей глотки что-то, похожее на пение. Чуть позже к этой троице присоединился еще один гитарист – Richard Brunnele. В таком составе Morbid Angel “родили” два своих первых шедевра – “Maze Of Torment” и “Morbid Angel”, попавшие впоследствии на дебютный альбом группы (вторая, правда, уже в виде “Immortal Rites”). На этом история первого альбома заканчивается.
Стабильность в рок-музыке – явление вообще довольно-таки редкое, подобное, например, негру-альбиносу. Другой вопрос, насколько часто группы подвергаются этой не очень-то приятной процедуре. В этом плане Morbid Angel повезло несколько меньше, чем их коллегам по цеху. Первая замена произошла уже на следующий год, когда уволили Далласа Уорда. На замену ему пришел некий Johnny Ortega, c которым Morbid Angel записали добрый десяток песен, после чего выкинули и его. “Позерам нечего делать в дэт-группе!” – прокомментировал позже Трей.
Его последователь – Sterling Von Scarbororougn – тоже долго не задержался в группе. Но с ним Morbid Angel успели записать свое первое настоящее демо из четырех номеров: “Hellspawn”, “Chapel Of Ghouls”, “Angel Of Disease” и “Abominations ”. Было этой весной 1986 года. Далее было знакомство с неким Дэйвом Винсентом, владельцем небольшой независимой фирмы “Goreque Records”. С ним Morbid Angel договорились о выпуске пластинки.
“Это было в 1986 в Северной Каролине, - рассказывает Винсент. – Группа мне очень понравилась, а особенно Трэй Азагот. Это была очень эксцентричная личность”.
В том же 1986, альбом и записали. Назвать свой 10-песенный дебют решили “Abominations Of Desolation”, однако идее этой осуществиться не было суждено – по некоторым причинам выпуск диска обломился. Причем, как выяснилось, Morbid Angel обломались даже вдвойне. Вскоре после записи Трею попали в руки демо-пленки примерно таких же начинающих команд – Terrorizer и Napalm Death, которые имели такое качество звука и продукции, что свою запись парень счел убогой, допотопной, и вообще, даже был рад, что это не попало на винил.
Правда, нужно отметить, что этот первый и достаточно большой провал не только не поверг Трея Азагота и его друзей в уныние, но даже, наоборот, вдохновил на новые подвиги. Решено было не замахиваться на диски-гиганты, а записать всего пару песен в виде обычного демо, с которым и начать все сначала.
Но тут новые подставы – Трей и Ричард остались вдвоем. Барабанщик и “голосист” Майк Браунинг перебрался в более перспективный, на его взгляд, Nocturnus. А Стерлинга просто-напросто выставили за дверь – характер у братка был совсем не “ангельский”, зато, в натуре, “морбидовский” (см. англо-русский словарь). Впрочем, и Майк был не подарок. Как вспоминал позже Дайв Винсент: “у этого субъекта было множество антагонизмов. Отношения с ним у группы были даже хуже, чем у Мюстейна с Metallica!” .
Произошло все это почти что сразу после записи в студии, и Дэйв продолжает: “Когда все было к выходу альбома, Трей позвонил мне и сказал: “Не хотелось бы тебя расстраивать, но группа распалась”. Честно говоря, я тоже не представлял себе, что же будет дальше, но все-таки сумел уговорить Трея с Ричардом попытаться еще раз”.
Как видим, Винсент таким образом спас Morbid Angel, причем те оказались ему признательны даже вдвойне. Почему? Еще немного терпения!…
За барабаны вскоре усадили Wayne Hartsell. А проблему басиста решили весьма необычным способом. Уже упоминавшийся Дэйв Винсент, пораскинув мозгами, решил, что такой бизнес, как начинающая фирма грамзаписи, может быть и хорошо, но только не для него. Придя к этому решению, Дэйв задвинул свою Goreque Records и предложил “морбидам” свои услуги бас-гитариста, что-то при этом прорычав, намекая на то, что еще и петь может. Мол “а я еще и на машинке вышивать умею”.
Других кандидатов вроде как не намечалось, и Винсет был зачислен в Morbid Angel. Вряд ли звукозаписывающая индустрия понесла в лице Дэвида Винсента большую утрату, а если и понесла, то, во всяком случае, никак не большую, чем если бы Morbid Angel не заполучили бы его себе. Сейчас Дэйв Винсент является не только лидером Morbid Angel, но и весьма влиятельной дэтовой личностью вообще.
Тогда же, в 1987, группе только предстояло подать свой голос за право существования. Четверка записала свое первое официальное демо “Thy Kingdom Come”, куда, помимо заглавной вещи, вошли еще две старые композиции – “Abominations” и “Blasphemy Of The Holy Ghost”. На этот раз запись отметили уже “головорезы” из Napalm Death, которые посоветовали Morbid Angel зайти с этой пленкой в офис Earache Records. Посоветовали дело, поскольку глава Earache – Дигби Пирсон, в отличии от своих многочисленных коллег-бизнесменов позволял своим подопечным все, что угодно. С самого начала его группы свободно играли, пели и малевали на своих пластинках все, что только может взбрести в голову (и что не может – тоже). Причем серьезных проблем у Пирсона & Co (цензура и общественность не в счет – дело обычное) никогда не возникало, а благосостояние продолжает расти.
Итак, Morbid Angel, на чьих сатанинских текстах уже успела обломаться не одна-другая “индюковая” фирма, пришли к Дигби Пирсону. Запись мэтру дэта и грайнда понравилась, и он, не откладывая дело в дальний ящик, решил закатать “Thy Kingdom Come” на винил и выпустить 7-дюймовым синглом. Что и было сделано.
И вот, в июле `89 пластиночка Morbid Angel наконец вышла в свет. Кстати, один из участников записи – барабанщик Вайн Хартсе в составе группы уже давно исчез. Еще в `88 его заменил старый знакомый “морбидов” Pete Sandoval из лос-анджелесской грайндкоровой легенды Terrorozer, тоже, кстати, писавшейся на Earache.
Пит был довольно интересным музыкантом, отличавшимся от других, по крайней мере, своей собственной точкой зрения на вещи, своим особым, нестандартным, в частности, сам Пит рассказывает, как он начал использовать в своей игре второй басовый барабан:
“Когда я впервые сел за установку, единственным моим желанием было научиться играть столь же быстро, как Дэйв Ломбардо или Крис Уичхантер. Я старательно учился всем этим премудростям, но до Morbid Angel я никогда не играл со второй “бочкой”. Тогда просто каждый ударник делал “машину”, а мы – Terrorozer – хотели отличиться от массы других команд, и я всегда стучал на одной “бочке”…
И нужно отдать Питу должное, что с переходом в новую группу он быстро и с успехом освоил и этот прием. Послушайте “Thy Kingdom Come” или “Blasphemy Of The Holy Ghost”!
Таким образом, в 1988 состав Morbid Angel окончательно утвердился, в коем виде и дошагал до сегодняшнего дня (дай бог ему пройти столько же).
Реакция прессы на продукцию Earache Дигби Пирсона мало волновала всегда (если волновала вообще), ибо дядька твердо усек, что околачиваться ему в потертой кожанке и джинсах на бирже труда, поведись он на поводу у въедливых критиков или больных фанатиков из PMRC. История с дебютным синглом Morbid Angel – одно из лучших этому подтверждений.
“Thy Kingdom Come”, как и все другие релизы, попал в редакцию всех крупнейших музыкальных изданий, чьим сотрудникам ежемесячно (а то и еженедельно) приходится выражать свое мнение по поводу лучших, а равно и худших их (пластинок) экземпляров. Morbid Angel-овское творение в журнале Rock Hard, например, попало как раз в разряд последних.
Рецензия, в частности, гласила: “У меня нет никаких сил и нервов поддерживать группы типа Morbid Angel, и те, кто еще этим занимается, должны поступить так же”.
Интересно, что уже в том же году Rock Hard поместил четверку “морбидов” на свой плакат и забубенил о них большую статью. А еще более интересно то, что автор вышеприведенной цитаты – не кто иной, как сам Холгер Стратманн – главный редактор Rock Hard, которого у нас можно сравнить лишь с дядькой Сидоровым. Чуть позднее Стратманн, правда, забрал свои слова обратно и даже написал о Morbid Angel статью для названием “Death Special”, где со смехом вспомнил о той злополучной рецензии.
Сами Morbid Angel тем временем уже сидели в “Morissound Studio” и записывали там свой первый (второй) альбом “Altars Of Madness”, который Earache Records выпустили 14 августа `89. Кстати, бойкот упоминавшегося уже Rock Hard-a Morbid Angel-у был снят именно с выходом этого LP, разделившего вместе с Obituary (“Slowly We Rot”) в августовском номере титул “Альбом Месяца”.
Оставим, однако, критиков ненадолго в покое и послушаем самих музыкантов. Слово Трею Азаготту: “Наша музыка словно кромка над пропастью. Здесь нет ничего прямого. Это косо, криво, извращенно! Ненормально! Это хаотично и не поддается никаким правилам!”
Вот это, товарищи, самокритика! Сознательный это народ – флоридцы! Нет чтобы сказать, что