Вакен – как много в этом звуке, для сердца русского слилось. И не только для русского – также для немецкого, датского, украинского, чилийского, мексиканского, китайского, и ещё множества сердец из пары сотен стран мира. Изобилие флагов – пожалуй, меньшее из сотни позитивных впечатлений о моём первом в жизни посещении Вакена. Впрочем, обо всём по порядку.
В одном из прошлых репортажей автор писал, что Вакен начинается ещё в Москве, у касс «Аэроэкспресса». Мой же первый Вакен начался ещё за год до поездки в Германию. Памятуя о том, что билеты на Wacken-2013 разошлись примерно за двое суток, я всё же решился и купил один билет. В конце концов, в случае невозможности поездки его можно было бы спокойно продать. Для этого пришлось, начиная с двух часов ночи, атаковать сайт билетного агентства. Он постоянно падал, так как нагрузка на серверы была колоссальной, приходилось десятки раз вбивать одни и те же данные, но примерно в пять утра система всё же выдала мне сообщение о том, что билет куплен. Вышел на главную страницу – там уже надпись Sold out. Ууф. Успел. Ну а Sold out, кстати, стал рекордным: около 40 часов хватило, чтобы продать все 75000 билетов. Дней через 20-25 пришла заветная посылка: билет, футболка, промо-дисочек с какими-то неизвестными мне исполнителями, и всякая реклама. Таким образом, следующие 11 месяцев прошли под аккомпанемент ежедневного обновления официального сайта, ознакомления со списком участников фестиваля, подготовкой в виде постепенной закупки аксессуаров для ночлега, и так далее. Как я уже говорил, для меня это был первый фестиваль в жизни, а потому я считаю своим долгом рассказать более подробно о подготовительных процессах и дороге. Поэтому те, кто уже считают себя доками в этом деле, следующий абзац могут смело пропускать.
Надо отметить, что команда фестиваля делает всё возможное, чтобы гости мероприятия чувствовали себя комфортно. С другой стороны, фестиваль рассчитан в первую очередь на немцев, которых – процентов 70-80 от общего числа. А потому аборигенами мгновенно бронируются все предназначенные для аренды гаджеты – кэмперы, генераторы, биосортиры и прочие блага цивилизации. Поэтому спали мы (ездил с женой) в итоге в обычной палатке, в спальном мешке, еду добывали в деревенском супермаркете, а избавлялись от еды в чистых и комфортных туалетах, которые стали приятным сюрпризом, как и душевые. Ожидали худшего. Мы жили в вип-кемпинге с журналистами и музыкантами, которого даже на картах нет, всё-таки там люди собрались, не готовые к алко-марафонам. Хотя это вовсе не означает, что они безупречны в плане поведения и чистоплотности. Но это уже детали. Что касается дороги – тут мы предпочли как можно большее расстояние до Вакена преодолеть по воздуху, и взяли авиабилеты до Гамбурга. С длительной пересадкой в Праге, что позволило дважды за неделю навестить наших друзей в столице Чехии. В аэропорту Гамбурга Флюгхафене (Flughafen) есть встроенная станция местной городской электрички, фактически метро. Прямая ветка до Центрального вокзала, билет 3 евро на человека, ехать примерно 30 минут. Хотя при желании можно забронировать шаттл-бас от аэропорта прямо до территории фестиваля. Или даже такси, если едете компанией. Получается дороже, чем своим ходом, но зато быстрее. Мы же приехали в Гамбург утром 29-го, во вторник, поэтому никуда не торопились. Центральный вокзал Гамбурга Хауптбанхоф (Hauptbahnhof) достаточно удобен, чтобы быстро разобраться, куда там идти. Купили билеты на ближайший поезд до перди под названием Итцеху (около 30 евро на двоих), а там возле станции нас уже встретили стюарды, которые раздавали карты, планы, расписания и схемы, и продавали билеты на шаттл до фестиваля (10 евро за безлимитное количество поездок, мы воспользовались автобусом только дважды). Автобуса ждали минут 20, примерно столько же ехали до входа на территорию фестиваля. Надо сказать, что это, конечно, не вау какие эмоции, но всё же чувство волнительное. Там огромный паркинг для автобусов, с которого открывается отличный вид на холмистую территорию кемпинга. Он уже вовсю заселялся, и напоминал зарождающийся муравейник. Атмосферно, но нам туда пока не надо, и мы отправились на поиски места выдачи аккредитаций, и того самого вип-кемпинга. Указателей хватало, но расположена эта точка для чекина на отшибе, очень далеко и от кемпинга, и от самой деревни Вакен, и от фестивальных сцен. Шли, наверное, полчаса до чекин-пойнта, и столько же – оттуда до кемпинга. Прилично пропахали, да ещё и с чемоданами. Даже порадовались, что не стали покупать походные рюкзаки. Всё-таки переть на себе все, или катить на колесиках – две большие разницы. Дошли, поставили палатку, осмотрелись, погуляли по деревне и по закрытой еще территории возле сцен, так и день прошел.
30.08
Итак, первый день фестиваля. День как бы неофициальный, потому что главные сцены всё ещё закрыты. При этом вполне себе полноценная концертная программа. Открывать юбилейный фест внутри крытого Bullhead City Circus доверили кавер-группе Victims of Madness. Они имеют непосредственное отношение к WOA, ибо благодаря Вакену и появились на свет. Группа образовалась в результате общения на официальном форуме фестиваля. Их сет длился около 50 минут, и большая его часть была прослушана в очереди. Она двигалась довольно быстро, но лично у нас произошла заминка – секьюрити не могли идентифицировать наш фотоаппарат, можно ли с ним проходить или нельзя. В итоге после нескольких минут переговоров нас всё же пропустил какой-то подошедший начальник. Набирал ход не только фестиваль, но и работа всех его механизмов. Так вот, Victims of Madness развлекали немногочисленную в тот момент публику кавер-версиями известных групп. Дальше там же, в Цирке, пошли выступления групп в рамках финала Metal Battle, но поначалу там были коллективы, по стилистике мне не особо интересные. Может быть, не считая египтян Crescent, неплохих последователей группы Nile. Гораздо интереснее в эти часы было погулять по территории Wackinger village, и по Beergarden. В Деревне огромный, просто огромный выбор точек питания, буквально на любой вкус. Хоть молочные продукты, хоть мясо, хоть вегетарианская еда – голодным никто не останется. Цены на блюда – от 3 до 10 евро за порцию. Готовят на совесть, потому что каждая палаточка участвует в конкурсе на лучшую еду. Поэтому все стараются придумать какие-то свои фишки, даже маркетинговые. В одном из мест давали карточку, и ставили туда печать за каждую покупку. Каждая 6-я порция (или 11-я, не помню уже) – бесплатно. Для больших компаний достаточно удобно. В этом плане претензий нет. Ничего из того, что мы пробовали, не разочаровало откровенно, и своих денег вполне стоило. Там же есть Wackinger Stage, где выступали в основном фолковые группы. В Германии, по всей видимости, очень популярны все эти волынки, средневековые и пиратские шмотки, реконструкции гладиаторских боев, а потому все эти мероприятия собирали довольно много зевак. Например, навскидку, пару тысяч собрала группа Red Hot Chili Pipers, очень даже неплохая. Послушали их за обедом, и пошли гулять дальше. Мы осознавали, что в другие дни уделять столько времени окружающему пространству будет попросту некогда, и все внимание будет уделяться концертам. Beergarden - это пространство между Деревней и главными сценами. Там есть большое открытое кафе с огромными столами, и немыслимое количество точек общепита с «вредной едой»: всякие сосиски, бургеры, кебабы и так далее. Всегда аншлаг, хотя я с трудом представляю, как можно получать удовольствие от еды в месте, где пыль стоит просто стеной, и больше двух минут там находиться нереально. Не говоря уж о том, чтобы что-то есть. Но этот минус – издержка сухой погоды. Дождя очень не хотелось, и природа услышала мои мольбы: на протяжении всего фестиваля лишь однажды, да и то ранним утром накрапал легкий дождик, который лишь слегка освежил территорию. Немного лучше ситуация с пылью у Beergarden Stage – там также выступали всевозможные фолковые исполнители вроде Impius Mundi, группы в образах пиратов, а также очень интересный акустический дуэт Los Vagabundos («Скитальцы»). Два гитариста с Ибицы виртуозно исполняют свои и чужие песни на акустике. Без вокала. Зачастую подпевали там, где надо, сами зрители. Повторюсь, очень любопытный проект, и, похоже, один из его участников – Денис Стерн – явно славянского происхождения. Неподалеку – огромный рынок всевозможной атрибутики – рай для тех, кто не выходит из дома без кожаных штанов, косухи или футболки с черепом. Выбор просто колоссальный, можно одеть и обуть всю семью, включая детей. Цены – средние. Не дорого, но и не дешево. Впрочем, почти у каждого продавца можно выбить скидочку, или приобрести что-нибудь по специальной акции, которые тоже в изобилии. Прекрасное место, хотя я особо и не интересуюсь всей этой мишурой, было очень интересно, и без покупок оттуда уйти, конечно, не удалось. Отследить выступления всех групп просто физически нереально, потому как нужно параллельно решать ещё и бытовые вопросы, связанные с едой, например. На всю деревню в Вакене один супермаркет. Это скорее даже мини-маркет, но за эти несколько дней, уверен, там делают как минимум полугодовую выручку. Пиво и более крепкий алкоголь выносили ящиками, прямо на магазинных тележках. В Европе кризис, экономят все, поэтому на многочисленных точках питания, так называемых Breakfast tent, особо не пожируешь, хотя это, безусловно, удобно. Цены, как и везде, не маленькие, но и не ломовые. Все в районе 2-5 евро. Ближе к вечеру начались интересные мне группы – отправился в Circus, где в рамках Metal Battle выступали греки Kin Beneath Chorus (в итоге не особо впечатлили) и израильтяне Magor. Этим ребятам, будь моя воля, я бы отдал призовое место. Отличные песни, длинные и разнообразные. Стилистически это…Ох, не люблю я это дело, классифицировать группы…Наверное, melodic black metal, если такой бывает. Единственное, во время их сета периодически пропадал звук, что подпортило впечатление, хотя видно, что группа старалась. Вообще, хорошее это мероприятие – Metal Battle. Видно, что для малоизвестных групп это отличный повод показать себя, выступить на большой сцене, при солидной аудитории, когда твое выступление сопровождается хорошим светом и звуком, концерт снимается на несколько камер, и транслируется на большой экран. Представляю, как все эти команды ждут своего выступления, волнуются. И тут, как в случае с Magor, такой нелепый косяк с оборудованием. Ну, бывает, всё равно они выступили интересно. Надо сказать, что сеты этих групп в рамках конкурса довольно компактные – 20-25 минут. За это время мало кто успевает сыграть больше 5 песен. А значит, и надоесть они не успевают, если пришлись не по вкусу. В таких случаях можно спокойно взять пивка в баре и посидеть на травке у входа. Тем удивительнее, что в России региональный Metal Battle либо не проводится вообще, либо проводится при каких-то странных обстоятельствах, практически в закрытом режиме. В этом году вот никого не прислали вообще, хотя место в расписании для России организаторы держали до последнего. Если честно, стыдно не пользоваться такой возможностью засветить российскую группу. Вечером там же, в Цирке, на сцену поднялась группа Ax’n Sex – хард-рок времен царя Гороха. Группа примечательна тем, что участвовала ещё в первом Wacken 1990 года. Вообще, один из сюрпризов организаторов – они постарались собрать максимальное количество ветеранов. К примеру, из шести участников первого WOA на 25-м выступили три группы. Видимо, это все мастодонты, дожившие до наших дней. Вокалистка Ax’n Sex, например, вполне годится той же Doro если не в матери, то в старшие сёстры уж точно. Хэдлайнером первого дня была группа Джона Дивы и его «Ракеты любви». Выглядят как глэм-рокеры 80-х, играют каверы других групп, самых разных. Интересно, ярко, совсем не напряжно. Собрали почти полный зал, а это около 10 тысяч, как-никак. Впрочем, под конец их выступления начала сказываться усталость, день был очень длинным, пора спать.
31.08
Четверг начался очень рано. Примерно в 8 утра разбудила духота в палатке, и небольшой накрапывавший дождик. Тем лучше: было время подготовиться ко второму дню Metal Battle, в котором было много интересных мне команд. В отличие, кстати, от главных сцен, туда меня вообще не тянуло в этот день. Открывали программу второго дня музыканты из Грузии. Группа Dismorial стала победителем отборочного тура среди Кавказских республик. Парни из Тбилиси выступили очень достойно, потом довелось пообщаться с ними немного. Ребята сказали, что из-за политических дел им сейчас трудно организовать концерты в России, хотя они очень хотели бы сыграть и у нас. Ну и посетовали на то, что их поставили первыми выступать, фактически с утра, из-за чего пострадала посещаемость. Также они отметили, что на Кавказе метал-сцена развивается, и хороших групп всё больше. Сами они играют мелодик-дэт с уклоном в прогрессив. Отмечу также достаточно редкое явление, как барабанщик на бэк-вокале. Среди групп Metal Battle они у меня однозначно в топ-5. Следом выступили бельгийцы Trouble Agency и шведы Convivium. Не запомнились. А вот македонцев Agni Kai, напротив, хочется отметить, в первую очередь из-за вокалиста, который впечатлил вокальным диапазоном. Музыка же у них более чем средненькая. После обеда понравились литовцы Juodvarnis, чем-то напомнившие Moonsorrow, группа из Люксембурга Cosmogon – олдскул дэт-метал, фарерцы Earth Divide вроде ничего, а также In Mute, испанский Arch Enemy во главе с абсолютно бешеной (в хорошем смысле слова) вокалисткой. Именно они и стали победителями Metal Battle-2014. Как проходила процедура выявления сильнейших – осталось тайной. Разгадать загадку не удалось даже в пресс-центре, там попросту никто не знал, что мне ответить. Удивительное дело.
Впрочем, большая часть зрителей к тому моменту уже утекла из Bullhead City Circus на главные сцены. Первыми там играли ещё одни ветераны Wacken – местная группа Skyline, выступавшие ещё в 1990-м. Собственно, группа, как я понял, состоит из тех, кто этот фестиваль и придумал, а потому их выступление на главной сцене – это немножко блат ))) С другой стороны, выходят уже взрослые мужики каждый год на сцену, играют известные каверы, и в этом им активно помогают так называемые special guests. Публика постепенно подтягивается, всё правильно. Сразу выстреливать топ-группами и не надо. А они были в этот вечер – Hammerfall, Accept, Saxon, Steel Panther. Но всё это – совершенно не моя музыка, я даже не ходил на это «просто посмотреть». В этот день я облюбовал Circus, где по окончании Metal Battle стали выходить на сцену прелюбопытнейшие команды. В 8 вечера, например, начали играть Letz Zep. Как видно из названия, это трибьют знаменитых Лед Зеппелин. Мужики тоже британцы, и их официальный сайт гласит, что они работают официально, а сами Плант и Пейдж просто в восторге от их выступлений. Letz Zep действительно напоминают оригинальных музыкантов как внешне, так и манерой поведения на сцене. Настоящих-то «цеппелинов» я, естественно, не видел живьем, только по видео. А тут как будто побывал в прошлом. Спасибо им за то, что окунули в ту, почти забытую атмосферу, в ту музыку, на которой росли наши отцы. Спасибо за эту трогательную возможность. Нет, ну в самом деле, какой может быть Steel Panther, когда в пяти сотнях метров оттуда хором несколько тысяч фэнов исполняют Stairway to Heaven? Да ещё и, как положено, на двухгрифовой гитаре. Отличное выступление, в набитом до отказа Цирке. Дальше – больше. На соседней сцене уже готовились к своему сету музыканты группы с интригующим названием Russkaja. Русский след тут действительно есть, и большой. Лидер проекта – Георгий, иммигрант, уже много лет живущий в Европе. Судя по фамилии, грузин, но рассказал, что уехал в Европу из Москвы. Играют они так называемый «цыганский метал», смесь ска-панка, хэви-метала и русских ресторанных хитов, приправленная ядерной смесью из немецкого, английского, русского, и даже грузинского языков. Сам же Георгий выглядит круто, и очень харизматично. Представьте себе, например, Михаила Шуфутинского с выбритыми висками. Russkaja на Вакене уже далеко не впервые, а потому знающие немцы поспешили занять места поближе к сцене. Русскоговорящие же, судя по выражению лиц, шли посмотреть скорее из любопытства. У нас группа практически неизвестна. Но с первой же песни они буквально захватили зал, заставляя всех буквально пускаться в пляс. Такого слаженного хора в той же России я не видел ни разу. Конечно, синхронным прыжкам и подпевкам способствует незамысловатые припевы, как, например, в совершенно убойной песне «Энергия», которая заставила стены Цирка трястись. Безусловные достоинства группы – умение создать атмосферу безудержного веселья, угара и позитива. «Русской» это сразу удалось, и в ответ на свою веселую и слаженную часовую программу музыканты получили чумовую поддержку, которая восхитила их самих, лично спросил на следующее утро. Для меня эта группа – приятное открытие. Сил уже почти не оставалось, но все же, сидя на траве, немного послушал 5th Avenue (классический хэви в исполнении ещё одной местной группы, которая участвовала в 1990-м), и Masterplan (дождался единственной песни этой группы, которую знаю – Enlighten Me – и ушёл, потому что спета она была ужасно).
01.08
Утро следующего дня началось, наконец, с большой сцены. Да, там появились интересные мне группы. На Party Stage вновь зажигала Russkaja, но по сравнению с вечером среды и толпа была вялой, и народу на открытой площадке собралось меньше. Программа была идентичной вчерашней, вплоть до разговоров фронтмена с публикой – слово в слово. Поэтому решено было не смотреть повтор, а насладиться звуками black metal от тайваньцев Chthonic. Тем более, что они анонсировали некий этнический оркестр. Оркестром оказались несколько человек, преимущественно женщин, с какими-то азиатскими музыкальными инструментами. Звучали они классно, хотя любая вариация блэк-метала под полуденное солнце – то ещё удовольствие. Скрываясь от жары, набрел на домик известной конторы Jagermeister. Там было прохладно, там был Jagermeister и куча барменов, которые беспрерывно поливали всех желающих из своих пластмассовых водных орудий, и всячески нагнетали позитивную обстановку. Отличное место, не сочтите за рекламу, но уходить оттуда не хотелось долго. За рюмкой и общением со всякими доброжелательными европейцами как-то незаметно пролетели выступления Skid Row и Endstille. И те, и другие особо не запомнились, выступили фоном для общения, и на том спасибо. Дальше на главных сценах был целый блок из подросткового металкора – Five Finger Death Punch, Bring Me The Horizon и Heaven Shall Burn. Это меня совершенно не интересовало, поэтому с этой территорией фестиваля пришлось на несколько часов попрощаться. Wacken – это не только «большие» группы, собирающие десятки тысяч человек у сцены, но и приятные открытия от малоизвестных коллективов. Таковыми для меня стали англичане Crimes of Passion, они выступали в «Цирке» на глазах всего у пары сотен человек. Лёгкий, ненапряжный метал, с отличным фронтменом, голос которого очень гармонично вписывается в музыку. Не слишком сопливый, но и не слишком брутальный. Особенно C.O.P. удаются баллады. Песня Blown Away надолго поселилась в моем плейлисте. После своего сета музыканты спустились к фэнам, раздарили несколько коробок с CD со своим единственным альбомом, фото, автографы, в общем, те, кто их знали до фестиваля, остались довольны. Дальше пошли уже топ-группы. Children Of Bodom, удивительно, но раньше я никогда не слушал их живьём, просто по разным причинам не удавалось, хотя знаю их полжизни. Хорошее выступление, особенно приятно было услышать старые песни, потому как новое творчество группы, увы, меня не так впечатляет. Было всё ещё довольно жарко, и Лайхо, начав выступать в майке, спустя некоторое время снял её, зато надел кепку, спасаясь от солнца. Хороший, разнообразный сет, который понравился поклонникам всех периодов истории этой прекрасной стабильной команды. Не смущал даже тот факт, что у Алекси были накрашенные лаком ногти. А на соседней сцене, тем временем, было оживленно. Множество людей готовились к одному из самых ожидаемых выступлений: Apocalyptica с оркестром. Этот концерт, однозначно, в Топ-5. Финны отыграли просто завораживающе. Не напрягало даже отсутствие вокала и недостаток динамики. Напротив, после многих часов тяжелой музыки это была отличная возможность расслабиться и просто постоять, спокойно послушать хорошую музыку. Практически классику. Оркестр только усиливал впечатление от игры трех виолончелистов, прыгающих по сцене так, будто у них в руках не огромные махины со струнами, а миниатюрные балалайки. Квинтэссенцией сета стала Nothing Else Matters, которую с удовольствием спели первые, да и не только первые ряды. Официальный Инстаграм Вакена описал это выступление классной фразой – breathtaking performance. Добавить нечего.
Motorhead я предпочёл послушать из пресс-центра, там на большом экране транслировалась картинка с главных сцен. Ужин под вялое пение Лемми был очень кстати, силы-то не беспредельны. Motorhead не в списке моих приоритетов, никогда не нравились. Порадовался, что дедушка сумел отыграть полный сет. В отличие от прошлого года, реанимация не потребовалась, ну и славно. Спасибо и на этом. Хотя аудиторию группа собрала приличную, всё-таки классика, как-никак. Кстати, между делом, многие грешили на слабенький по именам состав. Позвольте, но организаторы сумели собрать половину из Big 4 мирового трэша. И практически всю элиту немецкого трэш-метала. И ещё кучу всякой классики из разных стилей. Например, в 10 вечера на сцену вышли Slayer. Отношение к этой группе у меня примерно, как и к Motorhead. Тем не менее, было решено послушать это поближе. Отмечу просто офигенный свет, в ночи, конечно, главная сцена смотрится просто потрясающе, но из позитива у меня это едва ли не единственное, что сохранилось в памяти. Просто не лежит душа к этой группе, и всё тут. Много шума, грохота ударных, но выдержать это более 20 минут просто невозможно. Ушёл, хотя про себя отметил, что ни одна из дневных групп не собрала столько народу, к выходу приходилось протискиваться. Было очень плотненько даже в сотне метров от сцены. К тому моменту уже, если честно, начал сказываться недосып, а потому ожидание WASP, которых поставили аж на 1:45 ночи, превратилось в пытку. Заведовал экзекуцией лично Кинг Даймонд. Хуже, чем у него, вокала в тяжелой музыке просто нет, да и придумать сложно. Притом, что сами песни, их структура и исполнение, гитарные соляки, вполне себе интересные. Оформление сцены, всякие театрализованные сценки, всё это отлично. Но слушать противный до омерзения голос я готов только, если за каждую минуту будут платить по евро. Инвесторов не нашлось, а потому пришлось даже немного подремать в пресс-центре, там для этого стоят несколько диванчиков. WASP я всё-таки дождался, но впечатление было смазано, наверное, из-за времени суток. Поле глубокой ночью было уже полупустым, а сам сет практически ничем не отличался от московского концерта. Даже Блэки был в той же синей футболке с эмблемой полицейского департамента Нью-Йорка, в которой он провёл все летние концерты. Видимо, в память о бурной молодости. Хорошее выступление и отличный сетлист, но это было очень, очень поздно.
02.08
Заключительный день фестиваля – самый смачный состав участников организаторы оставили именно на этот отрезок. Практически все хэдлайнеры выступили в субботу. Первый же концерт на Black stage – группа Arch Enemy. Новая вокалистка отличается от старой, по сути, лишь цветом волос. Отыграли в целом бодро и задорно. Скоро будет повод сравнить их выступление с тем, что они покажут в Москве. Ну а дальше начался убойнейший блок из нескольких топ-команд, которые притягивали к сцене десятки тысяч фэнов, и не позволяли даже отойти за пивом. К счастью, этот пробел восполняли чернокожие парни, которые ходили прямо в толпе с пивными бочками за спинами. Отличное решение проблемы. Итак, для начала Behemoth. Технично, пафосно, зло, ритуально и атмосферно. Отличное выступление на базе превосходного нового альбома, плюс более ранние хиты. Тоже в список лучших выступлений этого года, хотя и недовольные были. Во многом впечатление смазалось из-за раннего выступления. Так уж получилось, что на центральных сценах вечером не выступала ни одна black-metal команда. Хотя, в отличие от людей, бурно критиковавших организаторов, я осознаю, что составление календаря зависит от очень многих факторов. Но, безусловно, соглашусь в том, что блэк при свете солнца, а не луны, это не айс. Небольшой перерыв, и толпа плавно переплыла к True Metal Stage. Там уже разминалась группа Дэвина Таунсенда. Хэви Дэви, как всегда, на уровне, правда, по каким-то причинам он так и не понял, сколько времени должен длиться его сет, и пару раз порывался его закончить, но из-за кулис ему подсказывали, что есть ещё возможность поиграть.
Честно говоря, в это время я уже ждал группу, ради которой, собственно, и поехал на первый в своей жизни евро-фест. Глупо надеяться, что Emperor начнут внезапно гастролировать по Европе, и тем более по нашей части Азии. В общем, если гора не идет к Магомеду, то Магомед едет в Вакен. Единственное разочарование, но небольшое, я ожидал, что после песен с дебютного альбома они сыграют хотя бы пару песен с других релизов, но сетлисты с других фестивалей давали понять, что на бис будут ещё более ранние треки. Очевидно, что ради Вакена сет никто менять не будет. Тем не менее, Emperor и без того были хороши. На первой песне звук был каким-то кашеобразным, и ударные с невероятной силой долбили по грудной клетке, заглушая всё остальное. Но постепенно все наладилось, и несколько десятков тысяч человек услышали эти гениальные творения 1994 года выпуска, с Фаустом за ударной установкой, и отличным пиротехническим шоу в концовке. Тоже в топ. Окончательно добило выступление Amon Amarth. Группа очень популярна в Германии, а потому на выступление викингов собралась совершенно невероятная толпа. Такое ощущение, что пришли абсолютно все, даже те, кто всю остальную часть фестиваля провалялись бухими в кемпинге. Людскому морю не было видно конца. И шведы, безусловно, оправдали ожидания собравшихся, выдав отменное представление. Сцена, украшенная двумя драконьими головами, обилие пиротехники, шикарный свет и звук, позитивный, как всегда, старина Хегг, и его великолепный сетлист со всеми хитами. Для меня это лучшее выступление на Вакен-2014. Следующими на Black Stage поднялись Megadeth. Удивительно, но это был их дебют на Вакене, и первый блин, как и положено, получился комом. К счастью, я имею в виду не выступление в целом, а лишь его начало. Имели место быть некоторые технические проблемы во время интро, звук попросту оборвался, и исчезло изображение с огромного экрана на дальней стене сцены. Возможно, второпях смонтировав сложную конструкцию, просто не успели все проверить. Бывает. Впрочем, этот маленький коллапс никак не сказался на качестве, собственно, игры музыкантов. Megadeth выдали отличное шоу, сыграв множество своих классических боевиков. Даже пара новых, совсем незнакомых мне песен, не была лишней. Проблем со звуком больше не было. Голос почти сорван. Тоже в топ лучших.
После Megadeth я покинул пространство у главных сцен, и отправился в Bullhead City Circus, там уже готовы были зажечь итальянцы Fleshgod Apocalypse. Плотный тяжелый звук, большая толпа фанатов, многие из которых были, собственно, тоже итальянцами, шумными и горластыми. Хорошее, мощное выступление. А ведь группа для меня тоже относительно новая, и следует в личный топ открытий. Следом на сцену вышли музыканты проекта ICS Vortex. Бывший чистый голос Dimmu Borgir, как мне показалось, был немного нетрезвым, но это не мешало ему петь, как всегда, великолепно. Легкая музыка, непринужденное пение Вортекса, и, что для меня лично было открытием, его игра на обычной гитаре, а не на басу. Кроме того, он исполнил пару песен из репертуара Borknagar, что заметно оживило начавшую было затухать толпу зрителей. Ну и завершением этих прекрасных дней стало ночное выступление Crematory. Стремительно лысеющий Феликс по ходу концерта, как обычно, заправлялся чем-то крепким прямо из горла. И если в Москве несколько лет назад он в качестве топлива использовал бутылку виски, то в этот раз нечто 40-градусное лилось в его горло прямо из пятилитровой канистры. Crematory, впрочем, несмотря на склонности фронтмена к алкоголизму, как всегда, держат стабильно высокий уровень. Оставаться у сцен уже более не было сил, и я, уже полусонный, еле волоча ноги, стоптанные до мозолей, побрел в кемпинг. По пути некоторые фэны уже смотали удочки, и загрузились в машины. Многие были в процессе сборов, впрочем, хватало и тех, кто продолжал вечеринку, как, например, мои соседи по кемпингу.
В качестве послесловия. Каждый раз, когда мне доводилось общаться с посетителями фестиваля, они, едва узнав, что Вакен-2014 для меня первый, повторяли одну и ту же фразу – «Добро пожаловать в клуб». Да с удовольствием. Это действительно одна большая тусовка, где хорошо всем. Зрителям, которые всегда найдут, что послушать по своему вкусу, музыкантам, у которых всегда найдется приличная аудитория, и организаторам, доходы которых наверняка растут год от года. Все остаются довольными, хотя, конечно, доводилось слышать и критику, мол, состав слабоват, конкуренты обскакали, дорого, и так далее и тому подобное. Впрочем, как раз по организации у меня вопросов нет – делается многое, чтобы все причастные к фестивалю люди чувствовали себя комфортно в этой знаменитой на весь мир глухомани. Конечно, все не без недостатков, но в первый год впечатлений было столько, что о недостатках даже не хочется вспоминать. Особенно с учетом того, что погода в этот год выдалась просто великолепной.
Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации.
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).