В 1994 году квартет записал альбом "The Light", составленный из четырех длинных треков и местами напоминавший творения "Genesis" и "Gentle Giant". Диск был тепло встречен прог-общественностью, а некоторые критики даже назвали его "альбомом десятилетия". Уже после выхода "The Light" в команде появился пятый участник, клавишник Рио Окумото.
Его дебют состоялся на "Official Live Bootleg", представлявшем собой концертную версию первого альбома, дополненную одним треком со второго. В 1996-м также вышел и студийник "Beware Of Darkness". Работа по стилю напоминала предыдущую, вот только длительность композиций (за исключением последней) значительно сократилась.
Spock's Beard Популярность "Spock's Beard" потихоньку росла, а помимо этого появился спрос и на отдельных участников команды. Так, например в 1996-м Д'Вирджилио гастролировал с "Tears For Fears", а в 1997-м ему удалось поработать с самими "Genesis". Тот же год был отмечен выходом студийника "The Kindness Of Strangers" и появлением "бородачей" на лос-анджелесском "ProgFest" в качестве хедлайнеров. В 1998-м "Spock's Beard" выпустили сборник редких треков "From The Vaults" и европейскую версию "официального бутлега" "The Beard Is Out There". После альбома "Day For Night" Нил Морс занялся сторонними делами: сначала выпустил сольник "Neal Morse", а затем вошел в состав супергруппы "Transatlantic". Тем не менее, его основной проект не был заброшен: команда исправно гастролировала (в том числе на разогреве у "Dream Theater") и посещала всевозможные фестивали.
Под конец тысячелетия "бородачи" записали несколько концертников – "Live At The Whisky And NEARfest", основанный на выступлении в голландском городе Тильбург "Don't Try This At Home" и "There And Here", включавший в себя каверы от "Deep Purple" ("Space Truckin'") и "Led Zeppelin" ("Whole Lotta Love").
Spock's Beard Издав пять студийных пластинок, музыканты решили, что пора сваять концептуальный альбом. Работа над ним шла довольно долго, и за это время Нил и Ник успели выпустить по сольнику (чуть позже их примеру последовал и Рио). Тема "Snow" была построена на истории подростка-альбиноса, которому уготовано стать новым мессией. Гастролей в поддержку этого значительного альбома не последовало, поскольку на тот момент Нил обратился в христианство и решил посвятить себя религиозной музыке. Для всех остальных участников "Spock's Beard" это, конечно же, был большой удар, т.к. они лишились не только фронтмена, но и главного автора песен.
Тем не менее, музыканты не стали сворачивать деятельность, а пошли дальше, предоставив роль лидер-вокалиста Нику Д'Вирджилио. Первый альбом без Нила заметно отличался от всех предыдущих работ хард-роковой ориентированностью и повышенной мрачностью, однако уже следующий студийник вернул "Spock's Beard" к традиционному облегченно-эпическому саунду.