Monster Magnet, пожалуй, самые яркие представители stoner metal, ретро-течения современной музыки, базирующегося на олдовом хард-роке. Модернизируя развернутые медитативные джемы и ультратяжелые риффы корифеев 70-х (Black Sabbath, Blue Cheer, Hawkwind и так далее), используя наработки спейс-рока, гранжа и психоделии, Monster Magnet проделали длинный путь, чтобы добиться признания. С подачи неизвестного доброхота команде долгое время приписывали фашистскую идеологию, к которой музыканты никакого отношения не имели. По иронии судьбы, освободиться от предвзятого отношения и добиться настоящего успеха им удалось уже в конце 90-х, когда лучшие дни stoner metal остались в прошлом.
Уроженец Нью-Джерси Дэйв Вайндорф (Dave Wyndorf) был уже в некотором роде ветераном рок-н-ролла, когда в 1989 году основал команду Monster Magnet. Еще в двадцать с небольшим он сделал важное для себя открытие: гораздо интереснее делать что-то самому, чем смотреть, как это делают другие. С такими убеждениями он пришел в музыку и, меняя одну группу за другой, начал медленное восхождение к вершинам хард-рока. Самые серьезные шишки парень набил в команде Shrapnel, которая образовалась в Нью-Йорке в 1977 году. На Дейве лежали обязанности вокалиста, а на гитаре в группе играл будущий панк-продюсер Дэниел Рей (Daniel Rey). Участники Shrapnel дБолго раскачивались, прежде чем решились сделать серьезную профессиональную запись. Только в 1984 году они подготовили дебютный ЕР «Shrapnel», который включал пять треков. Альбом вышел на лейбле Elektra, но дальше дело не пошло, жизнь развела музыкантов в разные стороны. Вайндорф
пробовал играть в других командах - без каких-либо дивидендов - и в какой-то момент даже решил было совсем уйти из музыки. Но это
оказалось не так просто.
Решив продолжать начатое, музыкант начал осваивать гитару, в чем впоследствии весьма преуспел. А уже в конце 80-х задумал еще раз попытать счастья в тяжелой музыке и начал осматриваться на музыкальной сцене Нью-Джерси в поисках братьев по оружию. К этому времени Дэйв понял, что сумасшедшая жизнь музыканта - единственно возможная для него: встречать тысячи людей, нигде не задерживаться дольше одного дня, завязывать кратковременные отношения, жить в вечном карнавале эмоций. Только так, и никак иначе. К счастью, он нашел людей, целиком разделявших его позицию.
В первом составе Monster Magnet собрались земляки Дэйва: вокалист Тим Кронин (Tim Cronin), гитарист Джон Макбеин (John McBain), басист Джо Калландра (Joe Callandra) и барабанщик Джон Клейман (Jon Kleiman). Смешивая свои любимые ингредиенты, одолженные у металла, панка, спейс-рока и психоделии, они создали довольно грязный, реверберирующий хард-рок-саунд, благодаря которому сразу встали особняком посреди процветавшего ретро-рока (Black Crowes, White Zombie и многие, многие другие).
Продвижение в большой шоу-бизнес новосозданная группа начала с издания дебютного ЕР «Monster Magnet», который включал шесть треков и был опубликован на германском рекорд-лейбле Glitterhouse Records. Хотя в период репетиций солировал в группе Кронин, когда дело дошло до записи, все вокальные партии записал Вайндорф, а Кронин занял позицию «концептуального консультанта», как Джон Синклер (John Sinclair) в группе MC5.
Тем временем переговоры группы с американским лейблом Caroline Records завершились подписанием контракта в 1992 году. Тогда же Monster Magnet подготовили свой полноформатный дебют «Spine of God», мрачное психоделическое полотно. Один из рецензентов назвал «Spine of God» метал-альбомом для тех, кто ненавидит метал-альбомы. «Гениальность Monster Magnet в том, что их музыка адресована как раз тем людям, на которых и направлено их сатирическое жало, - пишет критик. - От этого веселья сносит башку даже без всяких таблеток. Темы секса, наркотиков, зла так забавно перевернуты вверх тормашками, что перед полученной бессмыслицей совершенно невозможно устоять».
Во время студийных сессий было записано огромное количество материала, который не попал на альбом. Особенно интересные инструментальные рок-джемы, воссоздающие образ межпланетных полетов, были объединены на диске «Tab…25», который вышел в США 1993 году (в Европе он появился годом раньше). Этот релиз - кульминация экспериментов Monster Magnet с психоделией и спейс-роком.
Видео на первый сингл «Medicine» и сопроводительный тур вместе с входящими в моду Soundgarden привлекли к команде внимание боссов мэйджора A&M Records. Когда до подписания контракта оставались считанные дни, Вайндорф серьезно повздорил с гитаристом Макбейном. Пришлось срочно искать ему замену. На место Макбейна пришел Эд Манделл (Ed Mundell). Несмотря на смену состава, сделанную в последнюю минуту, новый альбом «Superjudge» 1993 года стал отличным дебютом на лейбле-мэйджоре. На этой достаточно сильной записи группа отдала предпочтение более четким, мускулистым гитарным риффам. К сожалению, имидж ретро-рокеров к середине 90-х казался уже совсем устаревшим и немодным: во времена постнирвановского альтернативного бума ретро-рок никого не интересовал. Как следствие, LP «Superjudge» продавался довольно вяло.
Испытывая огромный прессинг со стороны рекординговых боссов, требовавших более ощутимой материальной отдачи, музыканты записали совсем уже гладенький альбом «Dopes To Infinity» (1995), в котором доминировал спейс-рок. Диск включал рок-хит «Negasonic Teenage Warhead», который поднялся в Тор 20 рок-чарта. До какого-то предела ожидания лейбла оправдались. «Dopes to Infinity» стал первым релизом в биографии Monster Magnet, который засветился в американском рейтинге Heatseekers под #22. В промо-туре в поддержку альбома разогревающие команды сменяли одна другую, одной из самых интересных была группа C.O.C. Несмотря на довольно успешный тур и все усилия по раскрутке, особой популярностью диск не пользовался, лишь незначительно превзойдя своего предшественника.
Устав от студийной работы и особенно от интенсивных гастролей, Дэйв Вайндорф взял тайм-аут и уехал в Лас-Вегас, чтобы в одиночестве подумать над новым материалом. «У меня был выбор - Лас-Вегас или Сайгон, - рассказывал Дэйв, - но Вегас дешевле. Это воплощение несбывшейся американской мечты. Это одно из самых фантастических и в то же время очень реальных мест на земле». Состояние его было не из лучших, «как будто я вернулся с войны», говорит музыкант. Полгода он только и мог, что ездить на мотоцикле, читать старые комиксы и кормить белок. Когда пришло вдохновение, он писал, что называется, запоем - по песне в день.
Новый лонг-плей «Powertrip» (1998) совершил настоящий прорыв, выведя карьеру Monster Magnet на новый виток. Это был самый «чистопородный» хард-роковый альбом группы за всю их карьеру. И самый успешный в коммерческом смысле. Он возглавил рейтинг Heatseekers и отметился в первой сотне хитов Billboard. В материале «Powertrip» отразились многие пороки современного мира - алчность, разврат, жестокость. Не обошлось и без пророчеств. Основной мотив отражает строка из трека «Temple of Your Dreams»: «Вставай, детка, я иду к тебе из твоего будущего». При этом, как отмечает Вайндорф, он попытался вернуть в музыку такую почти забытую вещь, как шутка. Первый сингл «Space Lord» начал победное шествие в радиоэфире летом 98 года, подталкивая альбом к полумиллионному тиражу. Песня пользовалась большой популярностью у рок-фанов, покорив первую тройку рок-хитов.
С новым ритм-гитаристом Филом Кайвано (Phil Caivano) Monster Magnet отправились в самый масштабный в своей карьере гастрольный тур, который продолжался два года. Они выступали и как хэдлайнеры, и на разогреве у других групп - Aerosmith, Metallica, Megadeth. Среди самых интересных шоу - выступления на одной сцене с Мэрилином Мэнсоном. Передышкой после гастролей фронтмен воспользовался для весьма необычного (как для рокера) занятия: он прочитал курс лекций студентам Bowling Green University, с которыми поделился своими мыслями о состоянии современной культуры и ее будущем.
В 2000 году команда записала трек «Silver Future» для саундтрека «Heavy Metal 2000» и завершили работу над своим пятым альбомом «God Says No», который вышел в Европе в октябре. А их новый американский рекорд-лейбл Interscope (поглотивший A&M) без веских оснований тянул с релизом. Главной причиной, как логично предположить, была изменившаяся ситуация на музыкальном рынке: на фоне вездесущих бой-бэндов и смазливых поп-принцесс суровые длинноволосые рокеры с электрогитарами выглядели довольно нелепо. Альбом был издан в Штатах только через год. Два довольно интересных сингла, «Silver Future» и «Heads Explode», отметились в Тор 30 рейтинга мейнстрим-рока. Но драгоценный первый импульс был потерян, и успех релиза в Америке был довольно скромным. По мнению фанов, «God Says No» получился слишком коммерческим. Это действительно был самый мягкий, поп-ориентированный альбом в их дискографии, в котором прозвучали даже синтезаторы и электронная драм-машина. Экспериментаторская смелость неугомонного Дэйва Вайндорфа на этот раз привела к сомнительным результатам.
После этой непредвиденной неудачи почти все участники команды обзавелись собственными сайд-проектами. Эд Манделл записал ряд неплохих альбомов со своим мощным трио Atomic Bitchwax, а Тим Кронин и Джон Клейман начали сотрудничать с группами Ribeye Brothers и Gallery of Mites.
В начале 2002 года музыканты Monster Magnet снова объединились и проехали с коротким туром по Северной Америке, а еще через год подписали новый контракт с германским лейблом SPV. Записанный в конце 2003 года, шестой лонг-плей «Monolithic Baby!» появился весной 2004-го. Он создавался с новой ритм-секцией - басистом Джим Бальино (Jim Baglino) и барабанщиком Боб Пантелла (Bob Pantella). Очередная глава «вайндорфианы» (как окрестила пресса стиль Monster Magnet) заслуживает всяческих похвал. Цитируя американского критика, «Вайндорф не подает никаких признаков упадка, он все так же уверенно пилотирует Monster Magnet в космическом пространстве, нацеливаясь прямо на логово Сатаны, окруженный женщин