Нойз — музыка, в которой используются звуки, считающиеся неприятными и даже болезненными. Выражение «нойз-музыка» или определение нойза как музыки довольно противоречиво, так как шум (noise) считается чем-то нежелательным — непредвиденные и непреднамеренные звуки, артефакты звукозаписывающей аппаратуры, которые из музыки должны быть изгнаны, и вообще как нечто такое, чему музыка противопоставлена. В широком, «житейском» смысле, шум — это исключительно громкий и «дисгармоничный» звук, не имеющий никакого отношения к мелодии и музыкальным структурам и отрицающий их. Однако, как ни странно, нойз — это вовсе не шум для его слушателей. Самый известный нойз-музыкант Масами Акита сказал: «Если под шумом вы имеете ввиду неприятные звуки, тогда поп-музыка — это для меня шум». История жанра Луиджи РуссолоЛуиджи Руссоло (1885—1947) — итальянский живописец и композитор, представитель футуризма, тесно сотрудничал с поэтом Филиппо Томмазо Маринетти. Ему принадлежит манифест «Искусство шумов» («L’arte dei rumori») (1913), в котором он утверждал, что промышленный переворот дал человеку возможности творить совершенно новые, более сложные и изощренные звуки. Руссоло родился 30 апреля 1885 в Портогруаро в семье церковного органиста. В 1901 переехал в Милан, где позже принимал участие в реставрации фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Первые живописные работы Руссоло представляли собой пейзажи промышленного города, выполненные в пуантилистской технике. После вступления в движение футуристов Руссоло оставил живопись и переключился на музыку. Он считается одним из самых первых теоретиков электронной музыки и самым первым нойз-музыкантом в истории. Руссоло изобрел и сконструировал инструменты, которые называл intonarumori («шумашины») — в основном, это были перкуссионные инструменты для сценического исполнения. Он собрал оркестр, и первое же исполнение нойз-концерта Gran Concerto Futuristico в 1917 вызвало огромное недовольство публики (впрочем, Руссоло на это и рассчитывал). К сожалению, все эти уникальные инструменты были утеряны во время Второй мировой войны. В 1941 и 1942 гг. Руссоло начал писать картины снова, в стиле, который он сам обозначал как «классический модернизм». Он умер 4 февраля 1947 года. Классификация и поджанры Нойз часто подразделяют на всякие поджанры: «харш-нойз» с его мизантропическим, чрезвычайно плотным и «абразивным» звуком («Merzbow», Masonna), «ритм-нойз», «фри-нойз», «пауэр-электроникс» (придуман командой «Whitehouse» в 1981) и т. д. Некоторые поджанры индастриала имеют схожие названия, например, «пауэр-нойз». Термин «пауэр-нойз» был изобретен в 1997 Раулем Ручка («Noisex»). Пауэр-нойз сравнительно мелодичен, с его «военным» ритмом четыре четверти под него даже можно танцевать. Самый известный представитель пауэр-нойза — «Somatic Responses». В последние годы европейские музыканты, связанные с джазом, электроникой и блэк-металом, стали проявлять активность и на нойз-сцене. Канадская группа «Nihilist Spasm Band», образованная в 1965 (!), десятилетиями играет нойз на акустических инструментах собственного изобретения и изготовления — из всех более-менее известных нойз-музыкантов они наиболее верны заветам Руссоло. В начале 90-х возникли т. н. «нойз-оперы» (яркий представитель — Лиза Кристал Карвер, подруга Бойда Райса). Другие исполнители смешивают нойз с эмбиентом — получается нойз-эмбиент (очень похожий на иллбиент). Japanese NoiseНаиболее радикальный стиль индустриальной музыки, появившийся в Японии. Музыка отличается особой концептуальностью и наиболее трудна для восприятия. Композиции представляют из себя чистый шум, зацикленный или относительно хаотичный. Аппаратура для его извлечения и преобразования часто создается собственоручно, и музыканты, как правило, ограничивают себя в выборе источников шума, что является частью концепции. Основоположником стиля считается японец Масами Акита (проект Merzbow). Наиболее типичные представители: Merzbow, Aube, Masonna
Добро пожаловать в раздел рецензий!
то вы можете высказать их по этому адресу.